ПРЕЦЕДЕНТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК АНГЛОСАКСОНСКОГО ПРАВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРЕЦЕДЕНТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК АНГЛОСАКСОНСКОГО ПРАВА

Кабанов С.С. 1, Кабанова О.В. 2
1Владимирский государственный универсистет ЮИ
2Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В правовой науке слово «источник» употребляется в нескольких значениях. Так, литературными источниками являются те документы, материалы, в которых фиксируются нормы права. В английском праве к таким источникам относятся судебные отчеты, различные публикации статутов. Данный термин употребляется и в историческом плане, когда говорят об источнике, из которого норма берет свое историческое содержание. В качестве исторических источников английского права можно назвать римское, каноническое право, труды Брактона, Кока и других крупных английских юристов, формулирующих нормы, которые были воплощены в законодательстве или в судебных решениях. Хотя литературные и исторические источники играют большую роль в развитии права, помогают при изучении правовой науки, но в основном источники права рассматриваются в третьем, отличном от первых двух, смысле, когда под источником понимают ту основу, из которой норма получает свою юридическую силу, т. е. становится правовой нормой. Это юридический источник. К таким источникам в английском праве относят обычай, прецедент и законодательство. Критерии придания юридической силы различны в каждой из правовых систем. Данные критерии основаны на принципах, которые существуют в правовой системе государства. Что касается английской правовой системы, то здесь имеется общее мнение в отношении того, что законодательство (прямое и подчиненное) и racio desidendi прецедентов высших судов имеют силу законов.

В английском праве встречаются и другие классификации источников права. Так, Джон Самонд говорил о формальных и материальных источниках. Под первыми он понимал «демонстрируемые судами волю и власть государства». Материальными источниками, по его мнению, являются те, из которых выводится содержание, а не юридическая сила закона. К материальным источникам он относил законодательство, прецедент и мнения юристов. Самонд делил материальные источники на юридические и исторические. К юридическим он относил те источники, которые признаны в качестве таковых самим законом, а исторические — по существу те самые, но нуждающиеся в юридическом признании. К юридическим источникам Самонд относил прецедент, законодательство и обычай, потому что английское право само основано на том, что любой принцип, содержащийся в судебном решении, имеет силу закона. Аналогичное признание юридической силы распространяется на закон, восходящий к статутам, и на обычай, существующий с незапамятных времен. Нормы, подобные этим, закладывают фундамент источников английского права. В английском праве выделяют также источники, которые имеют принудительную (или обязательную) силу, и источники, которые имеют убеждающее значение. Так, обязанность судьи соблюдать прецедентное право влечет за собой не только необходимость следовать racio desidendi, обязательное для него в соответствии с принципом stare decises, но также необходимость рассмотреть, хотя и не обязательно следовать им, правила и принципы, излагаемые в obiter dictum.Особый интерес в исследовании источников английского права вызывает рассмотрение следующих вопросов: в каком смысле судебное решение (прецедент) является источником права; в какой мере обычай подчиняется прецеденту, а прецедент законодательству; какова природа совместного действия закона и прецедента? Чтобы ответить на данные вопросы, остановимся на рассмотрении каждого из этих источников, исследуем их взаимодействие. В широком смысле назначение всего английского законодательства — создавать, изменять или отменять право, проводя в жизнь идеи законодательного органа. Законодательная власть в настоящее время принадлежит английскому Парламенту. Парламент выполняет несколько функций.Во-первых, он осуществляет пересмотр норм материального права. Хотя все статуты, в самом широком смысле, касаются пересмотра права, относительно малое их количество относится к изменению или пересмотру норм материального права, или права для юристов (lawers law), как иногда его называют. Такие статуты чаще всего издавались, когда само решение Палаты лордов вызывало необходимость издания парламентского акта, поскольку право вследствие доктрины прецедента становилось не способным к адаптации. Во-вторых, Парламентом осуществляется консолидация парламентских актов. Это делается с целью издания сборника статутов, в котором все статутное право было бы распределено по отраслям.Парламент занимается также и кодификацией. В отличие от консолидации, в Англии кодификации подлежит не только статутное право, но и прецедентное право.Кроме названных функций, Парламент занимается регулированием сбора государственных доходов, решает вопросы социального законодательства.С самого начала законодательной деятельности в Англии законы издавались в нескольких формах: хартии, постановления, ордонансы и статуты. В настоящее время существуют всего лишь три формы, в которых может воплотиться законодательство Соединенного Королевства: парламентские акты, делегированное законодательство и автономное законодательство. Как уже отмечалось, Парламент признается обладателем суверенной и неограниченной законодательной власти. Никто не может игнорировать намерения законодательного органа. В деле British Railways Board u. Pickin суд попытался опровергнуть Закон 1968г. о Британских железных дорогах, ссылаясь на то, что британское министерство путей сообщения незаконно скрыло некоторые материалы от Парламента. Впоследствии Палата лордов прекратила производство по данному делу, поскольку данный вопрос не являлся предметом судебного рассмотрения. В соответствии с данным решением никакой суд не имеет права обсуждать действия Парламента ни в отношении частных, ни в отношении публичных парламентских актов.Процедура принятия акта состоит из нескольких стадий. Сначала под наблюдением министра Короны разрабатывается законопроект, который впоследствии вносится каким-нибудь членом Парламента либо в Палату общин, либо в Палату лордов. Если законопроект прошел все этапы в течение парламентской сессии, то он получает королевское одобрение и становится законом. Содержание закона излагается в различных изданиях, хотя на практике делаются ссылки на те издания, которые публикуются издательством Ее Величества. «Делегированное законодательство» представляет и большой комплекс норм, приказов, предписаний, подзаконных актов, издаваемых подчиненными Парламенту органами, которым он делегировал эти специальные полномочия. Данные органы имеют возможность достаточно быстро принять или изменить постановление, при этом, как правило, данные постановления не нуждаются в одобрении Парламента. Но юридическую силу эти постановления приобретают только при условии, что они вынесены в рамках законодательных полномочий того органа, которому Парламент их даровал (intra vires). Если же органы выходят за рамки своих полномочий, то их акты являются ultra vires и считаются недействительными. В отличие от делегированного автономное законодательство распространяется не на всех граждан, а только на членов какого-либо автономного учреждения. Парламент дарует автономным учреждениям право самостоятельно издавать законы для своих собственных членов, а в исключительных случаях — для других членов общества. Такое автономное законодательство присуще предприятиям транспорта, газовым управлениям, Англиканской церкви, Общему медицинскому совету, Юридическому обществу, профсоюзам и другим организациям, которые имеют возможность контролировать свою собственную структуру и издавать законы для своих членов. Законодательство и прецедент в Англии являются первичными источниками права. Они самостоятельны, действительность каждого из них не зависит от других источников, хотя прецедент подчинен законодательству в том плане, что закон всегда может аннулировать прецедент. Историю развития английского права можно представить как борьбу статутного и прецедентного права. Но эта борьба привела не к конфликту, а к сотрудничеству. В настоящее время закон и прецедент, как источники права, тесно переплетены. Взаимодействие закона и прецедента строится на сложной основе. Новый закон, как уже отмечалось выше, может отменить положение старого статута. Но, с другой стороны, действие прецедентов распространяется и на дополнительную сферу — толкование законов. Право интерпретировать статуты судьи присвоили себе, ссылаясь на то, что они лучше других могут пояснить их содержание. В Англии традиционно считается, что принятый закон начинает «жить», становится правовым запретом или велением только будучи применен судьей. Когда при рассмотрении конкретного гражданского дела применяемый статут понятен лицам, интересы которых он затрагивает, то суд руководствуется этим статутом и необходимости в его интерпретации не возникает. Однако, когда встречаются неопределенность или двусмысленность в применении статута, то перед судом возникает задача интерпретировать слова данного статута. В английском праве выделяют интерпретацию и толкование статутов. «Интерпретация — это просто процесс, посредством которого определяется смысл слов в тексте закона. С другой стороны, толкование (constraction) — процесс, посредством которого разрешаются сомнения, возникающие в связи с неопределенностью или двусмысленностью текста». Отсюда следует, что когда суд рассматривает содержание закона, он занимается его интерпретацией, но когда встречаются какие-то сомнительные, неясные, двусмысленные положения закона, то суд осуществляет толкование статута. Двусмысленное - возникает в результате ошибки при составлении законодательного акта, при наличии которой слова могут иметь два или более буквальных значений. Неопределенность встречается в тех случаях, когда нормы статута рассчитаны на применение к конкретным жизненным ситуациям, а суды решают, соответствуют ли фактические обстоятельства рассматриваемого дела ситуации, которую имели в виду законодатели. Трудность заключается здесь в том, что только слова статута являются «путеводной нитью» для понимания намерения законодателя. Основная задача, стоящая перед судьями при интерпретации статута, как уже было указано выше, заключается в выяснении воли, намерения законодателя. В английском праве существуют три подхода для решения такой задачи. Эти подходы отличаются друг от друга и известны как «буквальное» правило, «золотое» правило и правило «исправления зла» (mischief rule). Данные правила суд применяет поочередно, хотя встречаются случаи, когда, при рассмотрении одного дела и интерпретации одного статута суды поочередно применяют несколько из этих правил.

Литература.

1.МаксимовА.А. Прецедент как один из источников английского права // Государство и право.М., 1995. – 325 С.

2.Райдаут Р. Прецедентное право // Российский юридический журнал. 1996. № 3. С. 140.

 

5

 

Просмотров работы: 992