Авторами был разработан элективный курс «Моделирование экономических процессов» в объёме 18 часов, предназначенный для учащихся 11 классов социально-экономического профиля обучения средних школ. Данный курс позволяет получить практические навыки решения экономических вопросов с помощью электронных таблиц, применяя математические методы и алгоритмы экономических расчетов, при организации которых происходит более глубокое осмысление теоретических основ экономики [3].
Целью данной программы является получение учащимися практического опыта решения профессионально-ориентированных задач с помощью специальных экономических возможностей электронных таблиц MS Excel.
Обучение строится с использованием следующих форм занятий:
Комбинированная форма занятия.
Излагается минимально необходимый объем информации из рассматриваемой предметной области: ключевые теоретические вопросы, информация об используемых программных средствах, основные технологии решения. Затем учащиеся садятся за компьютеры и реализуют решение задач в MSExcel.
Лабораторные занятия
На лабораторных занятиях учащиеся выполняют индивидуальное задание, данное им заранее, консультируются с преподавателем и отчитывают свое решение.
Контрольная лабораторная работа
Предусматривает контроль знаний в виде лабораторной работы.
Авторами разработано средство для реализации поставленной цели – интерактивный электронный учебник. Средства реализации и методология аналогична [2].
Рис.1. Электронный учебник
Структура учебника:
Раздел 1. Финансовый анализ в Excel
§1. Финансовая функция ППЛАТ
Лабораторная работа № 1
§2. Финансовые функции ПЛПРОЦ и ОСНПЛАТ
Лабораторная работа № 2
§3. Финансовые функции БЗ, КПЕР и НОРМА
Лабораторная работа № 3
§4. Простейшие отчетные ведомости
§5. Отчетная ведомость по расчету просроченных платежей и по расчету затрат на производство
§6. Отчетная ведомость по расчету затрат на производство
Раздел 2. Поиск решения
§1. Линейная оптимизационная задача
Лабораторная работа № 4
§2. Транспортная задача
Лабораторная работа № 5
§3. Задача о назначениях
Лабораторная работа № 6
Итоговая лабораторная работа
В параграфах представлен основной теоретический материал и указания шагов выполнения практического задания [1].
Рис.2. Пример теоретического материала
В лабораторных работах указаны 10 вариантов условий задач, которые раздаются каждому ученику индивидуально.
Рис. 3. Лабораторная работа
И в конце учебника представлена итоговая лабораторная работа в двух вариантах, которую ученики должны выполнить за урок.
Рис. 4. Итоговая лабораторная работа
Данный электронный учебник не требует дополнительно программного обеспечения, поэтому является доступным для каждого ученика.
В заключении хотелось бы отметить, что с помощью элективного курса «Моделирование экономических процессов» формируется экономическая компетенция учащихся и происходит хорошая подготовка ребят для дальнейшего обучения в экономической сфере.
Библиографический список:
Гарнаев А.Ю. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 1999. – 336 с.
Хасанова С.Л., Рассказова Е.А. Курс «История информатики» в системе образования // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–4. – С. 747–751.
Чиганова Н.В. Использование дидактического обучающего комплекса в учебном процессе вуза// Научно - методический журнал «Информатика и образование». –2013. - № 8. - С. 47-49.