ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Ким Е.В. 1
1Сахалинский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования проблемы религиозной зависимости в подростковом возрасте обусловлена тем, что в настоящее время многие люди подвергаются различным воздействиям представителей тоталитарно-деструктивных культов, которые крайне опасны, так как разрушают психическое и физическое здоровье человека. А подростки - это одна из наиболее уязвимых категорий, подверженных попаданию под влияние сектантов. На данный момент в России нет официальной статистики, но по разным оценкам, количество людей, попавших под их влияние составляет от 800 000 до 1,5 млн. [8]. Вместе с тем на основании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [3] необходимо проведение профилактической работы, способствующей выработке устойчивых форм социально приемлемого поведения личности в ситуации вовлечения в разного рода организации, в том числе, религиозной направленности.

Заметим, что под зависимостью понимается подчиненность другим (другому) при отсутствии самостоятельности, свободы. В этом случае человек не может сам принимать решения и выполнять что- либо по своей воле. При этом надо различать понятия «зависимость» от понятия «религиозная зависимость», которая представляет собой одну из распространённых форм зависимости, опасной тем, что может нанести как материальный, так и моральный ущерб человеку [4]. Религиозная зависимость состоит в том, что люди группируются по определённым признакам, а именно: имеют ограниченный круг общения, отсутствие цели в жизни, потерю связей в ближайшем окружении (семья, друзья), чрезмерное увлечение религиозной литературой, верят в свою избранность. Так или иначе, но все их интересы становятся непосредственно связаны с религиозным опытом.

Среди известных исследователей проблемы можно назвать А.Л. Дворкина, изучавшего антисектантские движения, идейные основы сектантства [1], С.А. Хассена разрабатывавшего вопросы борьбы с культовым контролем сознания, особенности освобождения от психологического насилия [6].

Следует отметить, что на религиозно зависимых людей оказывает воздействие предрасположенность к зомбированию - повышенная внушаемость, при которой люди начинают верить и попадать под влияние религиозных сект (тоталитарные религиозные организации, основанные на жестком эсхатологическом учении, отличающиеся крайним фанатизмом адептов и высоким уровнем преданности лидеру, который провозглашается живым богом) [5]. Тоталитарные секты целенаправленно формируют у людей синдром зависимости и контролируют сознания.

Секта устанавливает над человеком контроль в разных направлениях, а именно:

  1. Информационный контроль, при котором сектанты намеренно искажают реальность, чтобы завлечь новых людей. Методы при этом используют разнообразные: организуют и проводят тренинги, лекции, семинары, просмотр фильма, обучение языкам и другим видам деятельности, раздают книги.

  2. Контроль мышления, состоящий в том, что сектанты уверяют своих адептов в том, что могут помочь решить все проблемы, и что обучении в секте - это своеобразный свет в конце тоннеля.

  3. Эмоциональный контроль - проявляется в том, что сектанты усыпляют бдительность человека, постоянно его хвалят. Чаще всего под влияние таких служителей культа попадают люди, находящиеся в депрессии или трудной жизненной ситуации.

На первый взгляд, сектанты ничем не отличаются от обычных людей, но и их все-таки можно узнать по ряду признаков: они могут на улице предлагать любые услуги, такие, как: бесплатное изучение иностранного языка, проведение семинаров на религиозную тематику, раздавать бесплатно книги и буклеты, ходить по квартирам и предлагать разные услуги и т.д. Люди, вступая в контакт с представителями сект, попадают на уловку, как только они начинают беседовать, и не подозревают, что их сознание уже контролируют. А если человек находится в состоянии депрессии, то сектанты используют другие подходы, предлагая эмоциональную поддержку в форме прохождения психологических тренингов.

Сложность противостояния психологическому воздействию состоит в том, что не каждый человек может сказать: «Нет!» в ситуации, когда ему навязывают что-либо. Поэтому педагогам необходимо формировать у детей и подростков такие личностные особенности, которые позволят им проявить твердость в критической ситуации, а именно:

  • смысложизненные ориентиры, учитывая, что «смысл жизни не задан человеку при рождении, его надо обретать в процессе самой жизни, и процесс этот, как правило, сложный и длительный, а подчас, драматичный» [7, с.14];

  • нормативно-ценностные основы как «определенную систему отношений и установок личности, позволяющую осваивать общечеловеческие ценности, познавать и улучшать окружающий мир и реализовать свой личностный потенциал» [2, с.125].

  • адекватную самооценку;

  • развивать умения противостоять групповому давлению;

  • научить разрешать конфликтные ситуации оптимальными способами;

  • ориентировать подрастающую личность на формирование привычек здорового образа жизни.

Реализовать всё это можно через такие формы, как:

  • спортивные мероприятия;

  • ролевые и деловые игры, направленные на формирование уверенности, ролевого поведения;

  • беседы, диспуты о здоровом образе жизни;

  • психологические тренинги.

В любом случае педагоги не должны оставаться равнодушными к тому, что и как воздействует на их воспитанников и проявлять всё свое педагогическое мастерство, развивая личностные качества у детей и подростков, которые будут способствовать их успешной социализации.

Список использованной литературы

  1. Дворкин А.Л. Истинная причина межконфессиональных проблем в России [Электронный ресурс] // About-dvorkin.ru: [сайт]. [2015]. URL: http://www.about-dvorkin.ru/ (дата обращения: 15.012.2015).

  2. Ибе Л.А., Черная Е.В. Исследование особенностей развития ценностно-нормативных основ личности у воспитанников детского дома // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXIХ междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39) Часть II. (Новосибирск, 24-29 апреля, 2014 г.). Новосибирск, 2014. С.125-133. URL: http://sibac.info/14389.

  3. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон 25.07.2002 № 114-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

  5. Словарь. Академик [Электронный ресурс] // Academic.ru: [сайт]. [2015]. URL: http://alternative_culture.academic.ru/ (дата обращения: 15.12.2015).

  6. Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием [Электронный ресурс] // Koob.ru: [сайт]. [2015]. URL: http://www.koob.ru/steven_hassan/ (дата обращения: 15.12.2015).

  7. Черная Е.В. Особенности исследования проблемы смысла жизни в философии // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. №. 6. Том 2. С.8-15. URL: http://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2014-6-2.pdf (дата обращения: 15.12.2015).

  8. Шевченко Д. В России объявлена война сектам [Электронный ресурс] // K-istine.ru: [сайт]. [2015]. URL: http://www.k-istine.ru/sects/sects_shevchenko.htm (дата обращения: 15.12.2015).

Просмотров работы: 950