ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Шанц Е.А. 1, Исмаилова Э.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создает прочную основу будущего развития личности дошкольника. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательной организации, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности [4].

В многочисленных исследованиях доказано, что познавательная деятельность оказывает позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, являющихся стимулом для развития волевых качеств (Л.С.Выготский, Н.Г.Морозова, А.И.Сорокина); служит основой для совершенствования способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности (Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес).

Прежде чем говорить, что представляет собой познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрим понятие «активность». Мы считаем, что такая логика построения теоретического анализа позволит нам понять и более широко рассмотреть, а также определить сущность познавательной активности.

В психолого-педагогической теории и практике понятие «активность» является достаточно сложным. В научных исследованиях оно трактуется по-разному.

Одни отожествляют активность с деятельностью, другие читают, что активность является результатом деятельности; третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность, и т.д.

Изучение психолого-педагогической литературы позволила нам выделить ряд аспектов изучения активности человека:

- биологический: изучение активности связано с исследованием взаимодействия человека со средой. В процессе чего у человека, в отличие от животного, она приобретает форму деятельности, позволяющей перейти от приспособления к природе к ее преобразованию, в соответствии с собственными целями, имеющими общественно-историческое происхождение;

- социальный: активность личности изучается, как характеристика деятельности, обусловленная статусом, социальной функцией, ролью, целью личности и ее ценностными ориентациями;

- психологический: активность изучается как фактор развития личности и обуславливается, согласно положению С.Л. Рубинштейна, внешними причинами, которые «всегда действуют опосредованно через внутренние условия»;

- педагогические: активность понимается как характеристика личности, определяющая отношения субъекта к деятельности (потребности, мотивы, стремление, волевые усилия, готовность, осуществление эмоции) и являющаяся предметом педагогических воздействий.

Но в нашем исследовании вызывает большой интерес рассмотрение педагогического аспекта, изучение активности человека. Активность в образовательном процессе позволяет ребенку быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

Такие исследователи, как Л.С.Кулыгина и Т.И. Шамова показывают, что активность играет большую роль на всех этапах выполнения деятельности: при постановке цели, выборе средств и достижении результата.

По утверждению Г.И. Щукиной, активность как личностное образование выражает особое состояние человека и его отношение к действительности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на обстоятельства деятельности). Если деятельность представляет собой единство объективных и субъективных свойств, то активность в большой мере характеризует субъекта деятельности, выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер.

Д.Б. Годовикова определяет структуру активности и выделяет следующие ее компоненты: готовность к деятельности, сознательность ее выполнения, стремление к самостоятельности и другое.

В исследованиях Н.Н. Подъякова выделяется два типа детской активности: собственная активность и активность ребенка, стимулируемая взрослым.

Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной. Автор отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и в непосредственно-образовательной деятельности в детском саду; собственная активность дошкольника сменяется его совместной деятельностью с взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т.д.

Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом – ребенком, продиктованная его внутренним состоянием.

Дошкольник, в процессе активности, выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н.Н. Подъякова, она обусловлена взаимодействием с взрослыми. Вместе с тем, отмечает ученый, малыш так усваивает содержание деятельности, определенное педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижении, значительно меняя форму.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым, характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие), формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм.

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, так как очень тесно переплетены в сознании ребенка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а ориентиры, полученные от взрослых, принимаются ребенком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими.

Изучив варианты определения «активности», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».

Проблемой изучения познавательной активности занимались Л.С. Выготский, М.А. Данилов, Э.А. Красновский, Е.С. Орлова, С.Л.Рубинштейн, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, и др. познавательная активность, согласно утверждению данных ученых, является важнейшей областью феномена активности, предметом которой выступает самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир, не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – стремление проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны причинно-следственных связей, противоречивость, закономерность.

В педагогических исследованиях, особенности развития познавательной активности дошкольников отражены в работах Д.Б. Годовиковой, С.А. Козловой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Е.А. Лобановой, Н.Н. Поддъякова, В.В. Щетининой.

Познавательная активность – это личностное образование, которое выражает взаимосвязь регулятивных процессов, познавательного эмоционального отношения к объекту, процессу и результатам познания (Шамова Т.И.).

Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых, лежит в основе процесса обучения».

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.

П.И.Зубкова определяет познавательную активность детей старшего дошкольного возраста как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.

Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют:

- общение (Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, М.И. Лисина, Т.А.Серебрякова, и другие.),

- потребность в новых впечатлениях (Л.И.Божович),

общий уровень развития активности (Н.С.Лейтес, В.Д.Небылицин и другие.).

Изменение параметров нормативной ситуации (внешних признаков ситуации и правил – возможных способов действия в ней) будет влиять на проявление познавательной активности дошкольников, с повышением уровня сложности ситуации, а именно, с увеличением количества внешних параметров ситуации и возможных способов действия проявляемая ребенком познавательная активность будет возрастать. Таким образом, ситуации с более высоким уровнем сложности должны стимулировать проявление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, педагог должен стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувственное восприятие мира позволило ребенку стать личностью.

Таким образом, анализируя психолого-педагогические исследования по проблеме активности в целом, обобщая опыт ученых и педагогов-практиков по вопросам формирования познавательной активности, мы пришли к выводу, что познавательная активность дошкольника есть деятельно-практическое инициативное отношение ребенка к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности.

Литература

  1. Бардин, К.В. Как научить детей учиться [Текст]: Методические рекомендации [Текст] / К.В. Бардин. – М.: Просвещение, 2007. – 183 с.

  2. Гольцман, В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В.Б. Гольцман // Дошкольная педагогика. - 2011, №3, 43-48с.

  3. Зубкова, П.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста [Текст] / П.И. Зубкова. – М.: Просвещение, 2005. – 363 с.

  4. Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: учебное пособие /Л.Л.Лашкова, С.М.Зырянова, А.Р.Филиппова; под науч. ред. Л.Л. Лашковой. – М.: Издательский дом Академия Естествознания, 2015. – 142 сс.

Просмотров работы: 5313