ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ

Липатова А.А. 1, Лобанова М.С. 1, Новичихина Е.В. 1
1ФГБОУ ВПО «АлтГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях умственному труду студентов присуща значительная интенсивность учебно-познавательной деятельности. Весьма важным является и то, что умственная деятельность студентов происходит в условиях недостаточности двигательной активности. 

С каждым годом процесс обучения студентов становится все более насыщенным и емкостным. С целью сохранения высокой работоспособности и укрепления здоровья как во время учебы в университете, так и для будущей трудовой деятельности необходимо заниматься физической культурой и спортом. Рациональное чередование умственного и физического труда, активного отдыха ведет к повышению умственной работоспособности студента.

Целью нашей работы мы ставим выявление наличия связи между физическим развитием и успеваемостью студентов.

Задачи исследования:

  1. выявить значимость физической подготовки для студентов;

  2. проанализировать влияние физической подготовки на умственную работоспособность на основе статистических данных;

  3. обозначить объективные и субъективные факторы обучения.

  4. описать принципы продуктивной работы.

Объект исследования: студенты ВУЗов.

Предмет исследования: взаимосвязь умственной и физической активности.

Методологической основой исследования в статье являются методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы сбора статистических данных, методы изучения, обобщения, количественные и качественные методы сбора.

Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью [1].

Приобщение студентов к физкультуре и спорту с учетом особенностей профессиональной деятельности является одним из наиболее эффективных средств для повышения работоспособности.

В основе физической подготовки к предстоящей трудовой деятельности - всестороннее физическое развитие. Это база для совершенствования всех жизненно важных функций организма, необходимых двигательных качеств, умений, навыков [2].

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю, включая самоподготовку, т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8––9 ч, а, следовательно, их рабочий день является продолжительным. Значительная часть студентов (около 57%) занимаются самоподготовкой и по выходным дням.

Учеными уже давно выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга [3].

Выдающийся русский физиолог Н. Е. Введенский говорил: «Устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают». Ученый сформулировал пять принципов продуктивности работы, которые необходимо учитывать при организации труда:

  1. во всякую трудовую деятельность нужно входить постепенно, поскольку начало работы совпадает по времени с процессом вхождения в текущую деятельность;

  2. для высокой работоспособности необходимо соблюдение меры и ритма работы;

  3. нужна привычная последовательность и систематичность деятельности;

  4. следует правильно чередовать труд и отдых, умственный и физический труд;

  5. спешная работа включает систематическое (ежедневное) выполнение работы в одни и те же часы суток [4].

В данном исследовании так же были проанализированы статистические данные динамики изменения физической подготовки студентов и ее влияние на их умственную работоспособность. Нами были взяты усредненные результаты статистического исследования студентов по Российской Федерации [5], проведенные за период 2013-2014 годов, а также студентов Алтайского Государственного Университета за 2013-2014 гг. Физическая подготовленность студентов оценивалась по таким показателям:

  1. уровень выносливости – результаты бега на 3000 м.;

  2. уровень силовых возможностей – результаты подтягивания на перекладине (юноши – высокая, девушки – низкая);

  3. уровень скоростно – силовой подготовки – результаты прыжка с места в длину.

Умственную работоспособность студентов была оценена по результатам их успеваемости во время сессии в конце каждого года. Универсальная оценка – средний бал каждого студента. Статистическая обработка результатов заключалась в расчете среднеарифметического значения учебных и спортивных результатов ∑.

Результаты исследования представлены в таблице 1 и на рисунках 1.1, 1.2, 1.3 и 2 (Приложение 1, Приложение 2).

Почти по всем нормативам Алтайский Государственный Университет превосходит среднестатистические данные по Российской Федерации. Также, следует отметить, что и средний балл успеваемости Алтайского Государственного Университета чуть выше среднего балла по Российской Федерации. Таким образом, мы можем наблюдать зависимость между регулярной физической нагрузкой и средним аттестационным балом.

Изучив влияние физической культуры на успеваемость студентов, можно сделать вывод, что успеваемость студентов, занимающихся спортом и имеющие хорошую физическую подготовку значительно выше, потому что они отличаются хорошим состоянием здоровья, физической подготовленностью, устойчивости умственной работоспособности и другими качествами, такими как, умение ценить и распределять время, настойчивость, целеустремленность, выдержка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
  1. Соснин В.П. Влияние оздоровительной физической культуры на организм: Учебно-методическое пособие для студентов / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2014. – С. 23 – 24.

  2. Мусина, С. В. Физическая и умственная работоспособность студентов и влияние на нее различных факторов / С. В. Мусина, Е. В. Егорычева, М. К. Татарников // Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. № 5 (43) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2008. – (Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе»; вып. 5). – С. 148–150.

  3. Давиденко Д. Н. Лекции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unibassein.ru/trener/kurs/t4.htm. Загл. с экрана.

  4. Остапенко П.В. Физическая культура и физическая подготовка/М.: «Юнити-Дана», 2007. - 432 с.

  5. Федеральная служба государственной статистки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ . - Заглавие с экрана.

Приложение 1

Таблица 1 – Усредненные результаты исследования влияния физической подготовленности и успеваемости студентов в 2013-2014 учебных годах по Российской Федерации

Год

Показатели

Подтягивание,

кол-во

Прыжки в длину,

см

Бег на 3000

м / мин.

Успеваемость

2014-2015 гг.

11,36

225,38

12,45

4,25

Таблица 2 – Результаты исследования влияния физической подготовленности и успеваемости студентов в 2013-2014 учебных годах Алтайского Государственного Университета

Год

Показатели

Подтягивание,

кол-во

Прыжки в длину,

см

Бег на 3000

м / мин.

Успеваемость

2014-2015 гг.

10,83

218,18

12,56

4,35

Приложение 2

Рисунок 1.1– Динамика показателей физической подготовленности студентов (подтягивания), количество.

Рисунок 1.2– Динамика показателей физической подготовленности студентов (прыжки в длину), см.

Рисунок 1.3– Динамика показателей физической подготовленности студентов (бег 3 км), мин.

Приложение 3

Рисунок 2– Динамика в успеваемости студентов в течение 2011-2014гг., балл.

8

Просмотров работы: 1854