С каждым годом процесс обучения студентов становится все более насыщенным и емкостным. С целью сохранения высокой работоспособности и укрепления здоровья как во время учебы в университете, так и для будущей трудовой деятельности необходимо заниматься физической культурой и спортом. Рациональное чередование умственного и физического труда, активного отдыха ведет к повышению умственной работоспособности студента.
Целью нашей работы мы ставим выявление наличия связи между физическим развитием и успеваемостью студентов.
Задачи исследования:
выявить значимость физической подготовки для студентов;
проанализировать влияние физической подготовки на умственную работоспособность на основе статистических данных;
обозначить объективные и субъективные факторы обучения.
описать принципы продуктивной работы.
Объект исследования: студенты ВУЗов.
Предмет исследования: взаимосвязь умственной и физической активности.
Методологической основой исследования в статье являются методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы сбора статистических данных, методы изучения, обобщения, количественные и качественные методы сбора.
Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью [1].
Приобщение студентов к физкультуре и спорту с учетом особенностей профессиональной деятельности является одним из наиболее эффективных средств для повышения работоспособности.
В основе физической подготовки к предстоящей трудовой деятельности - всестороннее физическое развитие. Это база для совершенствования всех жизненно важных функций организма, необходимых двигательных качеств, умений, навыков [2].
Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.
Учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю, включая самоподготовку, т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8––9 ч, а, следовательно, их рабочий день является продолжительным. Значительная часть студентов (около 57%) занимаются самоподготовкой и по выходным дням.
Учеными уже давно выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга [3].
Выдающийся русский физиолог Н. Е. Введенский говорил: «Устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают». Ученый сформулировал пять принципов продуктивности работы, которые необходимо учитывать при организации труда:
во всякую трудовую деятельность нужно входить постепенно, поскольку начало работы совпадает по времени с процессом вхождения в текущую деятельность;
для высокой работоспособности необходимо соблюдение меры и ритма работы;
нужна привычная последовательность и систематичность деятельности;
следует правильно чередовать труд и отдых, умственный и физический труд;
спешная работа включает систематическое (ежедневное) выполнение работы в одни и те же часы суток [4].
В данном исследовании так же были проанализированы статистические данные динамики изменения физической подготовки студентов и ее влияние на их умственную работоспособность. Нами были взяты усредненные результаты статистического исследования студентов по Российской Федерации [5], проведенные за период 2013-2014 годов, а также студентов Алтайского Государственного Университета за 2013-2014 гг. Физическая подготовленность студентов оценивалась по таким показателям:
уровень выносливости – результаты бега на 3000 м.;
уровень силовых возможностей – результаты подтягивания на перекладине (юноши – высокая, девушки – низкая);
уровень скоростно – силовой подготовки – результаты прыжка с места в длину.
Умственную работоспособность студентов была оценена по результатам их успеваемости во время сессии в конце каждого года. Универсальная оценка – средний бал каждого студента. Статистическая обработка результатов заключалась в расчете среднеарифметического значения учебных и спортивных результатов ∑.
Результаты исследования представлены в таблице 1 и на рисунках 1.1, 1.2, 1.3 и 2 (Приложение 1, Приложение 2).
Почти по всем нормативам Алтайский Государственный Университет превосходит среднестатистические данные по Российской Федерации. Также, следует отметить, что и средний балл успеваемости Алтайского Государственного Университета чуть выше среднего балла по Российской Федерации. Таким образом, мы можем наблюдать зависимость между регулярной физической нагрузкой и средним аттестационным балом.
Изучив влияние физической культуры на успеваемость студентов, можно сделать вывод, что успеваемость студентов, занимающихся спортом и имеющие хорошую физическую подготовку значительно выше, потому что они отличаются хорошим состоянием здоровья, физической подготовленностью, устойчивости умственной работоспособности и другими качествами, такими как, умение ценить и распределять время, настойчивость, целеустремленность, выдержка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВСоснин В.П. Влияние оздоровительной физической культуры на организм: Учебно-методическое пособие для студентов / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2014. – С. 23 – 24.
Мусина, С. В. Физическая и умственная работоспособность студентов и влияние на нее различных факторов / С. В. Мусина, Е. В. Егорычева, М. К. Татарников // Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. № 5 (43) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2008. – (Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе»; вып. 5). – С. 148–150.
Давиденко Д. Н. Лекции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unibassein.ru/trener/kurs/t4.htm. Загл. с экрана.
Остапенко П.В. Физическая культура и физическая подготовка/М.: «Юнити-Дана», 2007. - 432 с.
Федеральная служба государственной статистки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ . - Заглавие с экрана.
Приложение 1
Таблица 1 – Усредненные результаты исследования влияния физической подготовленности и успеваемости студентов в 2013-2014 учебных годах по Российской Федерации
Год |
Показатели |
Подтягивание, кол-во |
Прыжки в длину, см |
Бег на 3000 м / мин. |
Успеваемость |
2014-2015 гг. |
∑ |
11,36 |
225,38 |
12,45 |
4,25 |
Таблица 2 – Результаты исследования влияния физической подготовленности и успеваемости студентов в 2013-2014 учебных годах Алтайского Государственного Университета
Год |
Показатели |
Подтягивание, кол-во |
Прыжки в длину, см |
Бег на 3000 м / мин. |
Успеваемость |
2014-2015 гг. |
∑ |
10,83 |
218,18 |
12,56 |
4,35 |
Приложение 2
Рисунок 1.1– Динамика показателей физической подготовленности студентов (подтягивания), количество.
Рисунок 1.2– Динамика показателей физической подготовленности студентов (прыжки в длину), см.
Рисунок 1.3– Динамика показателей физической подготовленности студентов (бег 3 км), мин.
Приложение 3
Рисунок 2– Динамика в успеваемости студентов в течение 2011-2014гг., балл.
8