ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время одним из актуальных вопросов для обсуждения на разного уровня конференциях и форумах является тема о влиянии классного коллектива на мотивацию к учебной деятельности подростков.

Пик активного развития личности, формирования качеств и наиболее ярких черт ха­рактера приходится на школьные годы, и особенно значимым в становлении лично­сти является подростковый возраст. В связи с этим, многие психологи и педагоги, работающие с подростками, считают, что для гармоничного и естественного разви­тия личности подростка необходимо создавать определенные условия, совокупность которых можно назвать «психологическим климатом».

Во все времена педагоги фиксировали особый феномен, который, несмотря на то, что он не осязаем, оказывает существенное влияние на эмоциональное самочув­ствие класса, на его работоспособность, на формирование характера. Л. Н. Толстой, на наш взгляд, дал очень точное имя этому феномену - он назвал его «дух» школы. В науке одним из первых, кто осветил вопрос об особых условиях, которые способ­ствуют формированию ярких характеров, цельных личностей, воспитанных людей, был А. С. Макаренко. Как педагог, обладавший удивительной способностью чутко улавливать малейшие изменения и нюансы общего настроя в детском коллективе, он ввел такие понятия, как «стиль» и «тон» коллектива, которые сегодня нам знако­мы как «климат» и «атмосфера».

Понятие «климат» психология позаимствовала из метеорологии и географии. Сейчас это научное понятие, которое уже устоялось в современной психологии, характеризует невидимую, уникальную, деликатную, психологическую сторону коммуникации, взаимосвязи и взаимовлияния между людьми.

В современной психологической науке под психологическим климатом понимается «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [5, c. 329].

В. М. Шепель утверждает, что психологический климат состоит из трех компонентов:

  • социальный климат — определяется осознанием общих целей и задач группы;

  • моральный климат — определяется принятыми и устоявшимися моральными ценностями группы;

  • психологический климат — это неофициальные отношения, которые складываются между членами группы и значительно влияют на ее работоспособность [7].

Подростковый возраст – очень сложный этап в развитии человека. Психология старшего школьника полна противоречий. Старшеклассники находятся на пороге взрослой жизни, и в этом возрасте им как никогда нужна поддержка родителей и педагогов.

Успешность учебной деятельности подростка напрямую зависит от силы мотивации. С. Л. Рубинштейн под мотивацией понимает «иерархическую организацию всей системы побуждений» [5, с. 15-16].

В. Г. Асеев отмечает, что понятие «мотивация» у человека включает в себя «все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [1, с. 78].

А. К. Маркова под мотивацией учения понимает «постоянно изменяющуюся у каждого конкретного ребенка, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и др.» [4, с. 13].

По поводу взаимосвязей мотивации и деятельности В. В. Давыдов писал так: «...анализ деятельности человека можно осуществлять только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности, и при достаточно четком формировании их предметного содержания. [6, с. 245]. Учебная мотивация подростков – это очень важный этап на пути формирования у учащихся мотивов, которые могут придать учёбе смысл, а сам факт учебной деятельности сделать важной целью обущающегося. В ином случае успешное обучение станет невозможным. Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

  2. Хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

  4. Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

  5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Рассматриваются и причины спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

Выделяются особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие ему. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

- «потребность во взрослости» - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе;

- особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;

- общая активность подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;

- стремление подростка на основе мнения другого человека (учителя, сверстника) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;

- стремление подростка к самостоятельности;

- увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей избирательности, дифференцированности;

- возрастание определенности и устойчивости интересов;

- развитие стремления к совершенствованию в различных областях;

- развитие у подростков на основе указанных качеств специальных способностей (музыкальных, литературных, технических и др.) В подростковом возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте интересов. У подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей [2, с. 96].

Негативные характеристики учебной мотивации у подростков объясняются рядом причин и проявляются в следующем:

- незрелость оценок подростком самого себя и другого людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителей, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми;

- проявление внешнего безразличия к мнению других, к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого кроется в стремлении к взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников;

- отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к репродуктивным видам деятельности, к методам работы учителя, перенесённым из начальной школы исходит из стремления подростка к самостоятельности;

- неустойчивость интересов, их смена, чередование, недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу. Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьёзную конкуренцию учебной деятельности;

- большая осознанность положительных мотивов учения и неосознанность отрицательных [2, с. 94].

Мотивация к обучению, к сожалению, сама по себе проявляется довольно редко. Именно по этой причине нужно использовать различные методы её формирования, чтобы она могла обеспечивать и поддерживать плодотворную учебную деятельность на протяжении продолжительного периода времени. Методов, приёмов формирования мотивации к учебной деятельности довольно много:

- создание ситуаций занимательности;

- эмоциональные переживания;

- сопоставление научных и житейских толкований природных явлений;

- создание ситуаций познавательного спора;

- создание ситуаций успеха в учении и др.

Психологический климат занимает важное место в гармоничном и всестороннем развитии ребёнка, требует специальной профессиональной подготовки педагога, для грамотной ориентации его на формирование и управление психологической средой в классе, а также для передачи учащимся необходимых знаний. Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебно-воспитательной деятельности, качество учебников, обучаемость и способности учащихся, их здоровье и питание. Можно выделить три основных фактора, влияющие на состояние психологического климата:

- личные качества членов ученического коллектива,

- стиль руководства со стороны учителя и

- материальная среда учебного процесса.

Для достижения положительной атмосферы среди учеников немаловажным являются профессиональные качества педагога, который имеет главную роль в данном процессе. Откуда следует, что практические и теоретические навыки педагога должны быть направлены на создание благоприятного климата в ученической среде, как необходимого условия разностороннего развития личности.

Для создания благоприятного климата важны в равной степени, как высокая мотивация к учебе, система отношений членов коллектива друг к другу, к своей основной деятельности и деятельности окружающих, так и наличие у учеников навыков позитивного взаимодействия. Для этого в практике широко должны применяться интерактивные методы улучшения микроклимата в коллективе и средства неформального сближения коллектива. Должны быть совместно всеми участниками микрогруппы созданы правила поведения в коллективе. Должна быть сформирована не просто группа по списку, а настоящая команда единомышленников, у которой есть общие цели и устремления, общие ценности, общее видение путей развития и оптимизации отношений в коллективе. Существенное значение играют также отношения к делу, группе в целом, к самому себе и др. [3].

Типичная черта подростковых групп - чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

Таким образом, создание оптимального психологического климата является важным элементом повышения результативности учебно-воспитательной работы в классе. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности.

Список литературы
  1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. – 158 с.
  2. Грабал, В. Мотивация достижения и развитие в процессе учебной деятельности [Текст] / В. Грабал. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидов в детском возрасте. – М.: 2002. – 138 с.

  3. Куницына, В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

  4. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983. – 64 с.

  5. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 672 с.

  6. Райгородский, Д. Я. Хрестоматия по психологии [Текст] / Д. Я. Райгородский. - М.: Бахрах-М, 2007. - 698 с.

  7. Шепель, В. М. Понятие психологического климата [Текст] / В. М. Шепель // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С. 17-21.

6

Просмотров работы: 2624