ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования психологического благополучия старшеклассников связана с тем, что увеличился интерес специалистов разных направлений научного знания к проблеме психологического, эмоционального здоровья молодых людей. Многие специалисты (С. В. Воликова, Н. Г. Гаранян, В. В. Николаева, С. В. Малыхина, А. Б. Холмогорова и др.) говорят о возрастании нарушений эмоционального здоровья современного человека. Учёные рассматривают здоровье не только на физическом, но и на психическом и психологическом уровне.

С середины 20-го века началось исследование проблемы психологического благополучия. Н. Брэнберн заложил теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия. По его мнению, для изучения этого феномена необходимо опираться на признаки, которые отражают состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. Э. Динером было введено понятие «субъективное благополучие», состоящее из трёх основных компонентов: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции. Эти компоненты формируют единый показатель субъективного благополучия.

Вопросы изучения психологического благополучия старшеклассников занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее злободневных вопросов - выявление причин возникновения психологического неблагополучия и способов его коррекции. Современный подход к деятельности психологической службы в образовании определяет ее цель как сохранение психического здоровья школьников и выдвигает на первый план задачи психопрофилактики. В системе профилактической и коррекционной работы необходимо оперировать понятием «психологическое благополучие», предполагающим оценку, ориентированную на самого субъекта. «Психологическое благополучие» рассматривалось как системное качество человека, обретаемое им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций, которое проявляется у субъекта в переживании содержательной наполненности и ценности жизни в целом как средства достижения внутренних социально ориентированных целей и является условием реализации его потенциальных возможностей и способностей [2].

Многими исследователями утверждается взаимосвязь гендерных различий и психологического благополучия у школьников старших классов. Гендерные исследования стали одной из важных частей психологии. Данная проблема стала выделяться в различных областях психологии во время изучения эмоциональной и когнитивной сфер личности, межличностных взаимодействий и социальных отношений, проблемы социализации. Фундамент понимания гендерных различий в способах мышления, которые отражаются на способах усвоения знаний, закладываются генетически и затем с раннего детства развиваются в семье и в общении с другими людьми, в результате чего дети учатся поступать в соответствии со своим полом, гендерным стереотипом, у них вырабатывается «гендеросоответствующее» поведение. Гендерный подход предполагает, что различия в поведении, психике, деятельности мальчиков и девочек старшего школьного возраста определяются не столько их анатомо-физиологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. Так, эмоциональные реакции и поведение старшеклассников не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания. Поэтому особую актуальность приобретает проблема физиологического и социального самочувствия старшеклассников. Помимо физиологических особенностей старшего школьного возраста, на эмоциональную сферу личности старшеклассника влияют также и внешние факторы среды: учёба, сверстники, родители, педагоги, культура и т.д. Исходя из этого, не менее значимым фактором эмоциональной сферы старшеклассника следует считать и его социальную активность в обществе.

Личностная позиция старшеклассника во многом определяется его настроением. На психологическое благополучие личности существенное влияние оказывает семья и ближайшее окружение школьника, что вполне закономерно для данных возрастных периодов. Чем меньше у учащихся конфликтов с членами семьи, чем более заняты они интересной деятельностью, тем более благополучными и удовлетворенными жизнью они себя чувствуют. Конфликты и непонимание между родителями и детьми могут явиться причиной снижения психологического благополучия школьника, что в конечном итоге будет способствовать снижению личностных ресурсов. Всё это и определяет значимость в изучении психологического благополучия старшеклассников.

Нами было проведено исследование на базе БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж». Выборка составила 20 человек-первокурсников: 10 девочек и 10 мальчиков в возрасте 15-17 лет. Цель исследования: выявление гендерных различий психологического благополучия старшеклассников. Для исследования были использованы опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, адаптированная Н. Н. Лепешинским [1], который предназначен для старшеклассников и методика «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН).

Результаты проведенной «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф  показывают, что низкий уровень по первой шкале «Положительные отношения с другими» имеют 2 девушки и 2 юноши, средний уровень наблюдается у 7 девушек и 6 юношей, высокий имеет 1 девушка и 2 юноши. Респонденты, набравшие наименьший балл, имеют лишь ограниченное количество доверительных отношений с окружающими: им сложно быть открытым, проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях, как правило, они изолированы и фрустрированы; не желают идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими. Респонденты, набравшие наибольший балл, имеют удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими; заботятся о благополучии других; способны сопереживать, допускают привязанности и близкие отношения; понимают, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках. 

По второй шкале «Автономия» низкий уровень у 3 девушек и 3 юношей, средний - у 6 девушек и 7 юношей, высокий - только у одной девушки и ни у одного юноши. Высокий балл по данной шкале характеризует респондента как самостоятельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом; самостоятельно регулирует собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериями. Респонденты с наименьшим баллом - зависят от мнения и оценки окружающих; в принятии важных решений полагаются на мнение других; поддаются попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.

По третьей шкале «Управление окружением» низкий уровень наблюдается у 2 девушек и 3 юношей, средний - у 7 девушек и 7 юношей, высокий - у 1-ой девушки. Высокий балл - респондент обладает властью и компетенцией в управлении окружением, контролирует всю внешнюю деятельность, эффективно использует представляющиеся возможности, способен улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей. Низкий балл характеризует респондентов как людей, испытывающих сложности в организации повседневной деятельности, чувствуют себя неспособными изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно относятся к представляющимся возможностям, лишены чувства контроля над происходящим вокруг.

По четвёртой шкале «Личностный рост» низкий уровень показали 3 девушки и 3 юноши, средний - 7 девушек и 7 юношей, высокий - 1 юноша. Респондент с наибольшим баллом - обладает чувством непрекращающегося развития, воспринимает себя «растущим» и самореализовывающимся, открыт новому опыту, испытывает чувство реализации своего потенциала, наблюдает улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяется в соответствии с собственными познаниями и достижениями. Респонденты с наименьшим баллом - осознают отсутствие собственного развития, не испытывают чувства улучшения или самореализации, испытывают скуку и не имеют интереса к жизни, ощущают неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение.

По пятой шкале «Цель в жизни» низкий уровень наблюдается у 2 девушек и 3 юношей, средний -  у 8 девушек и 7 юношей, высокий уровень не имеет никто. Испытуемый с высоким баллом по данной шкале имеет цель в жизни и чувство направленности; считает, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл; придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет намерения и цели на всю жизнь. Испытуемые с низким баллом - лишены смысла в жизни; имеют мало целей или намерений; отсутствует чувство направленности, не находят цели в своей прошлой жизни; не имеют перспектив или убеждений, определяющих смысл жизни.

По шестой шкале «Самопринятие» низкий уровень имеют 3 девушки, средний - 6 девушек и все юноши, высокий - 1 девушка. Наибольший балл характеризует респондента как человека, который позитивно относиться к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое. Респонденты с наименьшим баллом - не довольны собой, разочарованы событиями своего прошлого, испытывают беспокойство по поводу некоторых личных качеств, желают быть не тем, кем он или она является.

Таким образом, юноши имеют высокий показатель по двум шкалам: «Управление окружением» (47 и 46), «Самопринятие» (52 и 47). У девушек наблюдается высокий показатель в двух шкалах: «Автономия» (46 и 44), «Положительные отношения с другими» (48 и 45). Это свидетельствует о том, что девушки в этом возрасте более самостоятельны и независимые, чем их одногодки-юноши, они хотят построить хорошие отношения со своим окружением. Юноши же, в свою очередь, имеют более доверительные отношения с окружающими, могут управлять ими, ощущают необходимость в личностном росте, позитивнее относятся к себе, чем девушки их возраста.

  Полученные результаты опросника «Самооценка психологического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)» показали, что 9 юношей и 7 девушек имеют средний уровень самооценки психического состояния. У этих испытуемых доминирует изменчивое настроение, они сами не в состоянии оценить свое настроение как хорошее или плохое. 1 юноша и 3 девушки имеют низкий уровень самооценки психического состояния. У них преобладает плохое настроение.

Оценку гендерных различий показателей психологического благополучия и самооценки психического состояния юношей и девушек мы провели с помощью математического критерия U-критерия Манна-Уитни и получили следующие результаты: в нашей выборке отсутствуют значимые гендерные различия показателей психологического благополучия и самооценки психического состояния. Хоть и видны некоторые количественные различия в показателях у девушек и юношей данной выборки, но они малы.

Список литературы:

  1. Пергаменщик Л. А., Лепешинский И. И. Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф: процесс и результаты адаптации // Психологическая диагностика. 2007. № 3. С.73-96.
  2. Психологическое благополучие. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskoe_blagopoluchie (Дата обращения 20.11.2015 г.)
Просмотров работы: 1693