На этапе социального единства сплачивает категорическое требование командира-единоначальника, основанное на соблюдении положений уставов, норм морали и права. Командир как воспитатель начинает формирование воинского коллектива в неорганизованной группе военнослужащих, где уже возникли и действуют неформальные межличностные отношения. Среди них есть и дружеские компании, и враждующие «группировки», и обособленные интересы.
Постепенно слабо сплоченная группа начинает интегрироваться вокруг командира. Показателями этого процесса становятся появление мажорного тона и стиля работы, повышение качественного уровня во всех видах воинской деятельности, выделение реально действующего актива. Успех и продолжительность первого этапа зависят от личной примерности и правильного понимания командиром всех степеней своих основных задач, от обладания им необходимыми педагогическими умениями для реализации этих задач. [1]
Для оперативного решения задач воинского коллектива избирается актив, который служит организующим и сплачивающим центром. Через него осуществляется преемственность поколений в коллективе, поддерживается мажорный тон, передаются традиции. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением военнослужащие. Члены актива равномерно распределяются между первичными воинскими коллективами, а при необходимости их число в отстающих подразделениях может и увеличиваться. Требования к членам актива должны предъявляться более серьезные, чем к остальным членам воинского коллектива. Они выступают для остальных членов коллектива ориентирами, образцами в боевой учебе и повседневной жизни. Немаловажное значение для ускорения формирования актива играет привлечение в его ряды и активное участие в его работе неформальных лидеров, что создает условия сближения официальной и неофициальной структур взаимоотношений военнослужащих. Они реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть «малыми группами» и «неофициальными лидерами». Важно найти правильное применение стремлениям военнослужащих к лидерству в общественной жизни подразделения. Именно поэтому многие педагоги специально подчеркивают, чтобы в актив воинского коллектива входили авторитетные и уважаемые военнослужащие.
Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том, что ее эффективность во многом зависит от умения командиров (начальников) учитывать индивидуальные особенности тех, кого они воспитывают. При этом реализация принципа индивидуального подхода в воспитательной работе с военнослужащими способствуют повышению уровня боевой готовности, качества боевой и общественно-государственной подготовки, созданию в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки. [2]
Соответственно, успех в решении любого рода учебно-боевых задач во многом зависит от того, сумеет ли командир при выборе средств воздействия на подчиненного найти ключ к его уму и сердцу, другими словами-учесть присущие этому человеку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, общеобразовательную и военную подготовку, помочь раскрыть и реализовать свои возможности в интересах общего дела. Для этого необходимо умело владеть методикой индивидуальной работы.
Но воспитание не только удел его субъектов. Четко продуманная и спланированная жизнь воинских подразделений, приведение всех ее сторон в соответствие с требованиями воинских уставов во многом способствует превращению ее в воспитательную среду. Это обусловлено тем, что организация жизни, согласно требованиям воинских уставов и этических норм и правил, обеспечивает накопление опыта правильного поведения курсантов, что дает возможность активного его превращения в потребности и привычки культурного поведения. [3]
В содержательном плане процесс воспитания культуры взаимоотношений предполагает правовое обучение и воспитание коллектива курсантов, развитие у военнослужащих чувства гражданственности и патриотизма, убежденности в необходимости защиты Отечества и гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, своей воинской профессии, воспитание межнациональной культуры, дисциплинированности и культуры поведения.
Каждый военнослужащий как носитель культуры повседневно проявляет ее в общении, конкретных делах, поступках, речи, внешнем облике. Если нравственные нормы и принципы предписывают, что и как должен делать человек, то культура поведения показывает, как они в действительности им усвоены и осуществляются в жизни. Но никакой моральный свод законов не освобождает человека от индивидуального творческого выбора поступка и личной ответственности за возможные последствия.
Следовательно, культура личности военнослужащего - это совокупность его знаний, чувств и стремлений, действий по их реализации, подчиненных требованиям воинской культуры. Военнослужащих можно считать воспитанными и культурными, если их действия осознанно подчинены требованиям воинской этики и права, если внутреннее содержание находится в гармонии с их поведением.
Вопросами построения взаимоотношений в воинских подразделениях на основе нравственности и культуры начали заниматься с момента образования регулярной армии. Еще на заре ее появления царь- реформатор Петр Iпридавал большое значение этим вопросам. По его мнению, отношения высших и низших чинов должны строиться на отеческих началах: «Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равного образа отечески содержать». [4]
В дальнейшем лучшие представители русской армии, государственные деятели не только заботились о достойном воспитании офицерского корпуса, но и настойчиво добивались гуманного отношения к солдату. Так, фельдмаршал П.А. Румянцев требовал от начальника любого ранга и звания, «чтоб он ежечасно того нового солдата обучал не только порядочному поведению, но как обуться, одеться и дать себе добрый вид»
Значение общей культуры для личности чрезвычайно велико, в том числе и для ее профессиональной деятельности.
С давних лет традицией русской армии было воспитание людей, не только беспредельно преданных Родине и воинскому долгу, но и хорошо образованных, думающих, творческих, обладающих высокой культурой.
Только офицер, обогащенный знанием и пониманием общечеловеческих ценностей, глубоко усвоивший отечественные культурные традиции, может стать подлинным воспитателем, авторитетным, заботливым наставником своих подчиненных и добиться наибольших результатов в своей профессиональной деятельности. В свою очередь, нельзя воспитать и обучить будущего, по-настоящему высокопрофессионального офицера, если не воспитать в нем культурного человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Военная психология и педагогика. М.: Совершенство,1998.
2. Золотарев О.В. Армия и культура. М.: Знание,1991.
3. Культура взаимоотношений военнослужащих. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.Ф. Карасева. М.: Воениздат,1990
4. О долге и чести воинской в российской армии. М.: Воениздат,1991.