1.1.Свойства, представление и измерение информации
1.1.1. Информация и ее свойства
Что такое информация? Такие понятия называют «контекстными», то есть придаваемый им смысл зависит от контекста, в котором они употребляются. Информация обладает динамическим характером. Она существует только в момент взаимодействия данных и методов их обработки. Все остальное время она пребывает в состоянии данных. Таким образом, информация существует только в момент протекания информационного процесса. Одни и те же данные могут в момент использования поставлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов. Например, для студента, не владеющего каким-либо языком, текст, написанный на этом языке, дает только ту информацию, которую можно получить методом наблюдения (количество символов, наличие незнакомых символов, способ их написания и т. д.). Использование же более адекватных методов может дать другую информацию. Таким образом, «информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов». Характерной особенностью информации, отличающей её от других объектов природы и общества, является то, что на свойства информации влияют свойства данных, составляющих ее содержательную часть, и свойства методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса. Объективность и субъективность информации. Понятие объективности является относительным, так как методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. Полнота информации. Полнота информации во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать. Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» – всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума». Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой. Адекватность информации – это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов. Доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Нарушение репрезентативности информации нередко приводит к существенным ее погрешностям. Содержательность информации отражает семантическую емкость (т. е. объем информации, содержащейся в высказывании и передаваемой через значения единиц речи), равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных.
1.1.2. Классификация информации
Информацию можно классифицировать самыми разными способами.
- по способу восприятия;
-по степени значимости;
- по форме представления;
- по способам (субъектам) обмена.
Распишем эти виды информации более подробно.
По способу восприятия информация бывает:
- визуальной,
- звуковой (аудиальной),
- обонятельной,
- вкусовой,
- тактильной.
По степени значимости:
- личная,
- специальная,
-общественная.
Личная – это знания, опыт, интуиция, умения, планы, прогнозы, эмоции, чувства, наследственная память конкретного человека. Специальная делится на научную, производственную, техническую, управленческую. Общественная включает в себя общественно-политическую, научно-популярную, обыденную, эстетическую.
По форме представления:
-текстовая,
- числовая,
-графическая,
- звуковая,
- видео.
По способам (субъектам) обмена:
- социальная,
- техническая,
- биологическая,
- генетическая.
Можно использовать другой вариант классификации информации:
- по сфере применения информации (экономическая, географическая,
социологическая и пр.);
- по характеру источников информации (первичная, вторичная,
обобщающая и пр.);
- по характеру носителя информации (информация, «зашифрованная» в
молекулах ДНК или в длинах световых волн, информация на бумажном
или магнитном носителе и пр.).
В зависимости от типа носителя различают следующие виды информации:
- документальная;
- акустическая (речевая);
- телекоммуникационная.
Документальная информация представляется в графическом или буквенно-цифровом виде на бумаге, а также в электронном виде на магнитных и других носителях. Речевая информация возникает в ходе ведения разговоров, а также при работе систем звукоусиления и звуковоспроизведения. Носителем речевой информации являются звуковые колебания в диапазоне частот от 200…300 Гц до 4…6 кГц.
1.2.Понятие информационной технологии
1.2.1. Определение информационной и компьютерной технологии
Попробуем сначала разобраться с терминами «технология», «информация», «информационные технологии» и «компьютерные информационные технологии». Термин «технология» широко употреблялся до недавнего времени только в отношении производственных процессов. Для того чтобы разобраться с этим термином, рассмотрим некоторые определения.
«Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) –совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».
«Технология – совокупность производственных методов и процессов отрасли производства, а также научное описание способов производства...». Несмотря на то, что все приведенные определения связаны с производственно-промышленной сферой деятельности человека, понятие «технология» со временем стало включать в себя и другие направления – социологию, культуру, педагогику, спорт, медицину и т. д. Если мы заменим материальный объект на информацию, т. е. по сути, идеальный объект, то это позволит использовать понятие технологии в области, касающейся обработки и производства информации с применением современных средств компьютерной техники.
1.2.3. Информационная технология и информационная система
Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. Но в чем же разница? Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии – получить необходимую для пользователя информацию в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему, предназначенную для обработки информации. Информационная система является средой, составляющими элементами которой является компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства, связи и т. д. Основная цель информационной системы – организация хранения, обработки и передачи информации. Реализация функций информационной системы невозможна без знания соответствующей информационной технологии, хотя, информационная технология может существовать и вне информационной системы.
Например, информационная технология работы в среде текстового процессора Microsoft Word, который сам по себе не является информационной системой.
Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в современном обществе.
Обобщая всё вышесказанное, приведём более узкие определения
информационной системы и технологии, реализованные средствами
компьютерной техники.
Информационная технология – системно-организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации.
Информационная система – человеко-компьютерная система для поддержки
принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.
1.2.4. Классификация видов информационных технологий
На сегодняшний день существует множество подходов к проблеме
классификации информационных технологий.
По способу реализации информационные технологии делятся на
традиционные и современные. Традиционные информационные технологии
существовали в условиях централизованной обработки данных до периода
массового использования персональных компьютеров. Они были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости пользователя (например, инженерные и научные расчеты, формирование регулярной отчетности на предприятиях и др.). Современные информационные технологии связаны в первую очередь с информационным обеспечением процесса управления и взаимодействия пользователей в режиме реального времени. По степени охвата информационными технологиями задач управления выделяют: электронную обработку данных, автоматизацию функций управления, поддержку принятия решений, электронный офис, экспертную поддержку, удаленное управление посредством локальных и глобальных сетей. Технологии обработки данных предназначены для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Во втором случае при автоматизации управленческой деятельности вычислительные средства используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. К этой же группе относятся информационные технологии поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов и моделей, пакеты прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельности. К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время информационные технологии, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки принятия решений. Эти два варианта информационных технологий ориентированы на использование достижений в области новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и современного информационного обслуживания за счет автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом. Множество взаимосвязанных компьютерных технологий, осуществляющих автоматизацию документооборота: сбора, хранения, передачи и рассылки документов называют электронным офисом. Эти технологии безбумажного делопроизводства, выполняемые прикладными программами, основаны на использовании информационных систем и сетей, позволяющих достичь важных целей:
- автоматизация обработки и передачи документов;
- хранение документации в памяти систем;
- интеграция всех процессов документооборота;
- повышение информированности руководства;
- уменьшение стоимости документального обеспечения;
- сокращение времени поиска документов;
- создание качественно новой информационной базы документации.
В результате этого, электронный офис осуществляет комплексную обработку документов, связанных с деятельностью организации или предприятия.
Для электронного офиса разрабатывается и предлагается обширное программное обеспечение, которое решает множество задач, связанных с конторской деятельностью. В их число входит:
- использование текстового и графического редактора;
- работа с электронными таблицами;
- применение систем управления базами данных и информационными
хранилищами;
- использование программ подготовки презентаций.