ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Сайб М.С. 1
1Международный юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детская и подростковая преступность в России всегда была и на сегодняшний день является распространенным явлением. Борьба с преступностью среди несовершеннолетних имеет многоуровневый характер. Здесь имеет место не только контроль и надзор со стороны правоохранительных органов, а в первую очередь родители, на которых государством возложена обязанность по воспитанию детей, лица, их заменяющие, учителя.  

Упомянутые лица несут бремя воспитания детей и подростков, их задачей является привить ребенку моральные и нравственные ценности, вырастить социально здорового, общественно-полезного индивида. К сожалению, реальность такова, что подростки к мнению родителей и учителей прислушиваются в последнюю очередь, и, руководствуясь своими, не всегда правильными взглядами совершают преступления. Нередко это тяжкие преступления.

Уголовное законодательство России предусматривает наказания для несовершеннолетних преступников. Конечно, это особая категория преступников и меры наказания, применяемые к ним, тоже имеют свои отличительные черты и особенности. Целый раздел Уголовного Кодекса посвящен именно особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Уголовный Кодекс содержит наказания для несовершеннолетних осужденных с лишением свободы и без такового. В своей статье я хочу рассмотреть наказания, предусматривающие лишение свободы более подробно. А именно рассмотреть воспитательную работу с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях как средство их исправления.

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством России, осужденные несовершеннолетние отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, где они содержатся раздельно от взрослых. Это логично и является предупреждением отрицательного влияния более опытных, взрослых и, несомненно, более авторитетных преступников на несовершеннолетних осужденных.

Осужденные несовершеннолетние, содержащиеся в воспитательных колониях, отбывают наказание в обычных, облегченных, льготных и строгих условиях. Четырехступенчатая система режимных требований стимулирует процесс исправления осужденных, способствует повышению эффективности воспитательного воздействия на них. Здесь необходимо учитывать тот факт, что осужденные могут быть переведены из одних условий пребывания в другие на основаниях и условиях, установленных законом. Я считаю эту систему очень удачной, поскольку психика и психология подростков, в частности преступников, устроены так, что в них присутствуют элементы соревновательности, стремление быть первым, лучшим и т.д. Такая система отбывания наказания уже является частью воспитательной работы, поскольку направляет осужденного к достижению более высоких успехов в учёбе и труде.

В России исполнение наказания регулируется уголовно – исполнительным кодексом. Глава 17 указанного акта содержит положения об исполнении наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях. В данной главе не содержится прямых указаний относительно воспитательной работы с осужденными, и поэтому я вижу необходимым провести анализ имеющихся в законодательстве положений о работе с данной категорией преступников и на основании этого сделать соответствующие выводы.

Говоря о воспитательной работе, необходимо определить её цели, задачи и методы.

Воспитательная работа с осужденными направлена в первую очередь на их исправление, на формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, моральным и нравственным ценностям общества, к традициям, обычаям, культуре, труду. Важным направлением воспитательной работы является повышение уровня образования и культуры осужденных.

Это наиболее общие направления и цели воспитательной работы, которые характерны для осужденных всех категорий. Но мы говорим о несовершеннолетних преступниках, и тут необходимо учитывать множество факторов, которые определенно влияют на достижение целей воспитательной работы. Среди таких факторов можно выделить:

  • наследственно-биологические факторы: предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды, отрицательное влияние алкоголизма, употребления наркотиков;

  • ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение, статус подростка в группе друзей;

  • личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации подростка, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии: сознательность выбора, место профессии в системе ценностей подростка, планы на будущее;

  • правосознание подростка.

В воспитательных колониях для осужденных организован учебный - воспитательный процесс. Это является неотъемлемой частью воспитательной работы, если не основной. Этот процесс направлен на формирование у осужденного подростка основ законопослушного поведения, добросовестного отношения к учёбе и труду, повышение образовательного и культурного уровня. Осужденные имеют возможность получать общее и среднее профессиональное образование.

На мой взгляд, в целях исправления, образовательный процесс для данной категории осужденных играет главнейшую роль.

Ст. 142 УИК указывает на возможность создания родительских комитетов при отрядах колоний. По мнению законодателя это повышает эффективность воспитательного воздействия на осужденных. Деятельность таких комитетов регулируется начальником воспитательной колонии.

Мы говорим о несовершеннолетних осужденных, о воспитательной работе, направленной на их исправление. Безусловно, родители должны непосредственно участвовать в данном процессе. Во-первых, воспитание это их обязанность. Во-вторых, взаимодействие с родителями, семьей в совокупности с другими методами воспитательной работы, несомненно, будет эффективно способствовать исправлению.

Наверняка, каждый из нас в жизни встречался с таким выражением как «кнут и пряник», с детства родители нас наказывали за плохое поведение и хвалили за послушание. Этот метод действует и в воспитательных колониях. Существует определенная законодательством система мер поощрения, применяемая к осужденным за хорошее поведение, добросовестное отношение к учёбе, труду, за активное участие в воспитательных мероприятиях. К таким мерам, помимо досрочного перевода из строгих условий отбывания наказания в обычные, относятся:

  • предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии, но, разумеется, в сопровождении сотрудников данной колонии;

  • предоставление права выхода за пределы колонии в сопровождении родителей или других близких родственников.

Помимо мер поощрения, существуют меры взыскания, которые применяются к осужденным за нарушение установленного порядка. К таким мерам в воспитательной колонии относятся:

  • выговор;

  • дисциплинарный штраф;

  • лишение просмотра кинофильмов;

  • водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учёбу.

Рассматриваемая категория осужденных – подростки. Во-первых, я уже говорила о том, что этот период психического развития личности характерен стремлением к первенству, некоему лидерству и самоутверждению. Это моё личное мнение. И этот факт позволяет предположить, что осужденные так или иначе будут добиваться более выгодных условий отбывания наказания, а значит стараться вести себя соответствующим образом для получения поощрения. Во-вторых, на подсознательном уровне, в той или иной степени, всё равно каждый человек боится быть наказанным, тем более предусмотренные меры взыскания довольно суровы. А осужденный и так находится в некомфортных для него условиях заключения. Поэтому применение такой системы мер воспитательного воздействия, бесспорно, является стимулом к соблюдению установленного порядка и норм поведения, вырабатывает у осужденного стремление к добросовестной учёбе, труду, что в свою очередь и является исправлением – целью воспитательной работы и наказания вообще.

Таким образом, чтобы подвести итог, следует обобщить всё вышеизложенное.

Воспитательная колония – исправительное учреждение, где отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы.

Основная цель наказания – исправление осужденного.

Одним из основных средств исправления осужденного в воспитательной колонии является воспитательная работа. Эта деятельность направлена на формирование уважительного отношения к человеку и обществу, нравственным ценностям, традициям и обычаям, а также на повышение уровня образования и культуры осужденных.

В воспитательных колониях воспитательная работа включает в себя следующие меры: образовательную деятельность, меры поощрения и взыскания, возможность осужденных взаимодействовать с родителями. Также, на мой взгляд, одной из мер воспитательной работы следует считать саму систему отбывания наказания, которая устанавливает четыре вида условий:

  • обычные;

  • облегченные;

  • льготные;

  • строгие.

В своей работе я рассматривала каждую из указанных мер отдельно и описывала их влияние на процесс исправления осужденных. Следовательно, совокупность этих мер, непременно положительно отразится на достижении основной цели наказания. А это значит, что воспитательная работа является одним из наиболее эффективных средств исправления несовершеннолетних осужденных.

Однако, всегда следует учитывать индивидуальные особенности, личностные характеристики и многие другие психологические и социальные факторы, влияющие как на поведение подростка в целом, так и на его стремление к исправлению.

Библиография

  1. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015)

  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015)

  3. Уголовно-исполнительное право: учебник для бакалавров/ отв. ред. А.С. Михлин. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011.

5

Просмотров работы: 1989