ГЕО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГЕО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Фролович В.В. 1, Емельянова Е.Ю. 2
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, 163002, г. Архангельск
2Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова, Институт математики и информационных технологий, 4 курс, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В связи с обширностью территории нашей страны и наличием различных климатических поясов, комплекс физических упражнений для студентов разных регионов должен различаться как по самой структуре упражнений, так и по их интенсивности в зависимости от условий среды проживания. Выбор физических упражнений всегда зависел не только от личных и физиологических желаний и возможностей человека, но и от региона и климата в котором он проживает. Особенно остро этот вопрос касается студентов, чьи нагрузки на организм из-за плотного графика учебы довольно велики. При этом стоит обратить особое внимание на регион проживания учащегося для определения наиболее подходящей программы или комплекса спортивных упражнений, обеспечив тем самым максимальную пользу для организма [1,2,3].

Цель исследования:определить степень влияния гео-климатических условий на подбор упражнений и уровень физической нагрузки для студентов,выявить наиболее благоприятную гео-климатическую среду для занятий физическими упражнениями у студентов.

Исследование проводилось в форме анкетирования, в котором приняли участие студенты 1-5 курсов. Анкета, содержит 8 вопросов с вариантами ответов. В каждом вопросе можно выбрать лишь один вариант ответа (самый подходящий для респондента), все вопросы обязательны. Время проведения опроса: 3 недели. Анкета распространялась в интернете, участие было анонимно.

Организация исследования.Данное исследование будет носить описательный характер. Оно будет заключаться в простом описании реальной ситуации, которая касается подбора физических упражнений для студентов, проживающих в разных гео-климатических условиях.

Проблема заключается в том, что не зная особенностей климата, географии и прочих факторов, затруднительно выбрать правильный план физических нагрузок, исходящий не только из физиологических особенностей и особенностей биоритма студентов. Решить вышеуказанную проблему поможет опрос целевой группы. Целевая группа данного исследования будет выбрана с учётом социального и географического сегментации, т.е. в целевую группу будут входить жители Архангельской области, являющиеся студентами САФУ.

Вопросы анкеты и варианты ответов:

1. Ваш пол:

- женский; - мужской.

2. Как часто вы занимаетесь спортом?

- ежедневно; - 4-5 раз в неделю; - 2-3 раза; - менее 2 раз в неделю; - не занимаюсь.

3. Какими видами спорта вы занимаетесь?

- легкая атлетика; - плавание; - зимние виды спорта; занятия в тренажерном зале; - зарядка; - ничем.

4. Какие факторы повлияли на выбор вида спорта?

- количество времени; - личные факторы; - физиологические особенности; - климатические условия.

5. Проживая в средней или южной полосе, какие виды спорта Вы бы предпочли?

- легкая атлетика; - плавание; - занятия в тренажерном зале; - спортивные игры; - любые на открытом воздухе.

6. Какие климатические особенности стоит учесть студентам северных регионов?

- продолжительность дня; - низкие температуры; - короткое лето; - изменчивая погода; - холодные зимы.

7. Какие климатические особенности стоит учесть студентам южных регионов?

- продолжительный день; - хорошие погодные условия; - духота; - большая влажность; - более высокие температуры.

8. Какие регионы дают больший выбор для занятий видами спорта?

- Северный; - Центральный и Южный.

Результаты исследования. В анкетировании приняли участие 72 студента, из которых 22 девушки и 18 юношей. Из видов спорта предпочтения студентов отдаются легкой атлетике (12%), плаванию (15%), зимним видам спорта (22%), занятиям в тренажерном зале (26%), зарядке (16%), ничем (9%).

Частота занятий физическими упражнениями составляет: ежедневно – 15%, 4-5 раз в неделю – 18%, 2-3 раза в неделю – 30%, менее 2х раз – 26% и не занимаются – 11%.

Факторы, влияющие на выбор студентов вида спорта: количество времени – 26%, личные факторы – 35%, физиологические особенности - 18%, климатические условия - 21%. Выбор спорта при смене климатической зоны (средняя или южная полоса): легкая атлетика - 24%, плавание - 31%, занятия в тренажерном зале – 13%, спортивные игры – 20%, любые занятия на открытом воздухе – 12%.

Среди климатических особенностей, влияющих на выбор спорта, в северных регионах особо выделяют: низкие температуры -31%, короткое лето – 20%, продолжительность дня – 19%, холодные зимы – 15%, изменчивая погода – 15%. В центральном и южном регионах: хорошие погодные условия – 27%, высокие температуры – 23%, духота – 22%, большая влажность воздуха – 20%, продолжительный день – 18%.

Предпочтения среди гео-климатических регионов при выборе видов спорта у студентов: северные регионы – 43%, центральные и южные – 57%.

Основываясь на полученных данных можно сделать ряд выводов касаемо взаимосвязи между выбором физической нагрузки и гео-климатическими условиями. Большая часть опрошенных связывают свою жизнь со спортом и физическими упражнениями. Также большинство предпочитает заниматься спортом или в крытом помещении (зал, бассейн) или специализированными зимними видами спорта, мотивирую это предрасположенностью климатических условий нашего региона. За основу при выборе физической нагрузки в равной степени студенты считают наличие свободного времени, личные предпочтения и климатические условия, которые располагают или не располагают к конкретным видам занятий.

1. Студенты считают проживание, а так же занятия спортом в южном регионе более благоприятными для них. При этом большинство предпочли бы занятия на свежем воздухе, а не в помещении как бы они сделали, проживая на севере.

2. Основными факторами при выборе физических упражнений и нагрузки, на которые стоит обратить внимание, проживая в северных регионах (помимо физиологических), - это погодные условия и продолжительные зимы, которые открывая возможность к одним видам спорта (лыжи, коньки, сноуборд) осложняют занятия другими (гребля, любые занятия на свежем воздухе, бег, велоспорт). Так же стоит учесть степень нагрузки, т.к. проживая большую часть года при отрицательной температуре есть большой риск снижения иммунитета и фона здоровья в целом, поэтому рекомендуется начинать с более щадящих программ и наращивать темп постепенно, а так же не делать акцент только на одном виде нагрузок, а комбинировать их (например, плавание и лыжи)

3. Проживая же в центральных и южных регионах, стоит так же обратить внимание на погодные условия т.к. долгое нахождение под солнцем в духоте, может перечеркнуть всю пользу от занятий спортом. В данном случае лучше заниматься в утренние или вечерние часы, когда солнце не столь активно (например, пробежка по утрам и бассейн вечером 2 раза в неделю). Хоть иммунитет и не подвергается такому большому риску как при проживании в северных регионах, не стоит забывать о нем. Во время тренировок (особенно на улице) стоит пить больше воды. В плане ограничений по выбору физических упражнений - в данной климатической среде их практически нет, а учитывая хорошую погоду и длительную продолжительность дня, лучше предпочесть занятия на свежем воздухе.

4. Рассчитывая нагрузку, стоит учесть не только ваши физиологические факторы, но и особенности местности в которой вы проживаете. Так, например, проживая на севере, где солнечный день крайне не велик, стоит уделять больше времени занятиям на улице, студентам, которые проводят много времени сидя - стоит делать упражнения для правильной циркуляции крови. Зимой при низких температурах нужно выбирать активные виды спорта.

Список литературы

1. Баевский Р.М., Берсенева А.П., Максимова А.Л. Валеология, проблема самоконтроля здоровья в экологии человека. – Магадан, 1996.− 53 с.

2. Вяткин Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека.//Теория и практика физической культуры. – 1993. – № 2. – С. 1-5.

3. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К проблеме изучения мотивационно-потребностной сферы школьников и студентов // Физическая культура: воспитание, образованию, тренировка. − 2005 − №6. − С. 48−52.

Просмотров работы: 1708