Транспортная задача может быть сформулирована различными способами.
Постановка задачи А. Пусть имеется m источников финансирования А1, А2,..., Аm и n периодов финансирования В1, B2, ..., Вn. Известны затраты, связанные с выделением единицы денежных ресурсов Сij из i-го источника в j-ом периоде, а также объемы финансирования из каждого i-го источника в течение всего времени – аi. Известны суммарные объемы финансирования из всех источников в каждый j-й период времени – bj. Требуется определить объемы финансирования xij из i-го источника в j-ом периоде, чтобы:
1. Ресурсы всех источников были реализованы.
2. Обеспечить финансирование в полном объеме в каждом периоде.
3. Достигнуть экстремума выбранного критерия оптимизации.
Постановка задачи В. Пусть имеется n пунктов производства (хранения) А1,А2,…,Аn, некоторого однородного ресурса, запасы которого составляют a1,a2,…,an условных единиц соответственно. Кроме этого, имеется m пунктов потребления В1,В2,…,Вm данного ресурса с потребностями b1,b2,…,bm условных единиц. Кроме этого, известна матрица перевозок С, элементы которой cij – затраты на перемещение единицы ресурса из Ai –пункта хранения в Bj − пункт потребления.
Требуется вывезти все ресурсы из пунктов храненияAi, удовлетворить потребности во всех пунктах Bj, все перевозки выполнить с минимальными суммарными затратами.
Для решения поставленной задачи сформулируем её математическую модель, первоначально сведя исходные данные в следующую таблицу:
Bj Ai |
B1 |
B2 |
… |
Bm |
Запасы ai |
А1 А2 … Аn |
c11 c21 … cn1 |
c12 c22 … cn2 |
… … … … |
c1m c2m … cnm |
a1 a2 … an |
Потребности bj |
b1 |
b2 |
… |
Bm |
|
Различают закрытую (сбалансированную) и открытую (несбалансированную) транспортную задачу. При этом, если
,
то задача называется сбалансированной, в противном случае – несбалансированной.
Для решения сформулированной задачи составим ее математическую модель.
Математическая модель закрытой транспортной задачи. Для построения математической модели задачи:
1. Определим неизвестные и их количество.
Обозначим через xij количество ресурса, перемещаемого из Ai пункта хранения в Bj пункт потребления. Таким образом, элементы xijобразуют матрицу перевозок Xnхm.
2. Запишем целевую функцию − суммарные затраты на перевозку ресурсов, которую необходимо минимизировать
3. Сформулируем ограничения рассматриваемой задачи.
3.1. Ресурсы из всех пунктов отправления должны быть вывезены. Это ограничение можно записать в виде:
Т.е. сумма элементов каждой строки матрицы перевозок Х равна запасу ресурса в данном пункте хранения.
3.2.Необходимо удовлетворить запросы каждого потребителя в данном ресурсе. Это ограничение можно записать в виде:
3.3.Введем граничные условия, которые определяют предельно допустимые значения искомых переменных. Для нашей задачи их можно представить в виде:
Таким образом, целевая функция (1) и ограничения (2-4) образуют математическую модель сбалансированной транспортной задачи.
Решение задачи
Постановка задачи. Имеется четыре песчаных карьеров, из которых песок доставляется на три стройки. Известны запасы сырья на каждом объекте и потребности строек в этом песке. Кроме того, известны затраты в рублях, связанные с перевозкой одного кубического метра песка с каждого карьера на каждую стройку. Исходные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Данные к сбалансированной транспортной задаче.
Стройка Карьер |
Стройка 1 |
Стройка 2 |
Стройка 3 |
Запасы песка ai |
|
Карьер 1 |
10 |
15 |
20 |
350 |
|
Карьер 2 |
15 |
15 |
10 |
100 |
|
Карьер 3 |
20 |
10 |
15 |
250 |
|
Карьер 4 |
10 |
10 |
25 |
400 |
|
Потребности в песке bj |
500 |
500 |
100 |
Требуется составить план перевозки песка так, чтобы вывести весь песок из карьеров, обеспечить всех потребителей данным видом ресурса и при этом все перевозки необходимо выполнить с минимальными затратами.
Для решения сформулированной задачи составим ее математическую модель.
Проверим задачу на сбалансированность:
Математическая модель сбалансированной транспортной задачи. Для построения математической модели задачи:
1. Определим неизвестные и их количество.
Обозначим через xij количество песка (м3),перемещаемого из i-го карьера на j-ю стройку. Таким образом, элементы xijобразуют матрицу перевозок X4х4.
2.Запишем целевую функцию.
F(X)=10*x11+15*x12+20*x13+15*x21+15*x22+10*x23 +20*x31+
+10*x32+15*x33+10*x41+10*x42+25*x43 → min(1´)
3. Сформулируем ограничения рассматриваемой задачи.
3.1. Песок из всех карьеров должен быть вывезен. Это ограничение можно записать в виде:
(2´)
3.2. Необходимо удовлетворить потребности каждой стройки в песке. Это ограничение можно записать так:
(3´)
3.3. Введем граничные условия, которые определяют предельно допустимые значения искомых переменных. Для нашей задачи их можно представить в виде:
x11≥0, x12≥0, x13≥0, x21≥0, x22≥0, x23≥0, x31≥0, x32≥0, x33≥0, x41≥0, x42≥0, x43≥0,(4´)
Таким образом, целевая функция (1´) и ограничения (2´− 4´) образуют математическую модель сбалансированной транспортной задачи.
Решение задачи в среде ЭТ MSExcel. Для решения задачи с помощью надстройки Поиск решения в среде ЭТ MSExcel необходимо:
1. На следующем листе, с именем Сбалансированная ТЗ, создайте таблицу для ввода условий задачи и введите исходные данные.
2. Запишите матрицу затрат на перевозки С4х4.
3. Составьте матрицу перевозок Х4х4 с пока нулевыми значениями xij.
4. Дополните матрицу перевозок двумя столбцами справа и двумя строками снизу, в которые записать:
запасы песка аi и количество вывезенного ресурса из каждого карьера, используя встроенную функцию MS Excel – СУММ();
потребности в песке bj и количество доставленного песка на каждую.
стройку, используя встроенную функцию MSExcel – СУММ().
5. Проверить задачу на сбалансированность и записать целевую функцию F(X), используя встроенную функцию MSExcel – СУММПРОИЗВ().
6. Вызвать диалоговое окно надстройки «Поиск решения» и выполнить необходимые установки.
Решение задачи с помощью пакета MathCadосуществляется аналогично. Для решения задачи в среде пакета MathCad:
1. Идентифицируйте лабораторную работу, набрав ее номер, название, кто выполнил и проверил.
2. Определите начальные значения переменных и вектор-столбцы переменных Х и затрат на перевозку С.
3. Определите целевую функцию F(X).
4. Введите служебное слово Given и, после него, систему ограничений и граничных условий.
5. Найдите оптимальное решение с помощью функции Minimize и значение целевой функции.
Список литературы.
Динамическое программирование. Шипилов С.А.
Методы условной оптимизации: Рек. к выполнению лаб. и практ.работ / Сост.: Шипилов С.А: НФИ КемГУ.- 2-е изд.перераб.- Новокузнецк. 2002.-48 с.Карасев А.И.
Математические методы и модели в планировании: Учебное пособие для экономических вузов. М.: Экономика, 1987.Мишин В.И. Исследование систем управления.- М :2003.
Минеева Н.В., Мотышина М.С метод линейного и не линейного программирования – Н. 2003.