Краткая теория
Транспортная задача, в которой суммарные запасы и потребности совпадают, т.е. выполняется условие, называется закрытой; в противном случае − открытой. Для открытой транспортной задачи возможны два случая:
а) суммарные запасы превышают суммарные потребности;
б) суммарные потребности превышают суммарные запасы.
Линейная целевая функция одинакова в обоих случаях, изменяется только вид системы ограничений, при этом открытая задача решается приведением к закрытой модели.
В случае а), когда суммарные запасы превышают суммарные потребности, вводится фиктивный потребитель Вm+1 потребность которого составит
.
В случае б), когда суммарные потребности превышают суммарные запасы, вводится фиктивный поставщик Аn+1, запасы которого составляют
Стоимость перевозки единицы груза, как до фиктивного потребителя, так и стоимость перевозки единицы груза от фиктивного поставщика полагают равным нулю, так как груз в обоих случаях не перемещается.
После преобразований задача принимает вид закрытой модели и решаетсяследующим образом:
Математическая модель закрытой транспортной задачи. Для построения математической модели задачи:
1. Определим неизвестные и их количество.
Обозначим через xij количество ресурса, перемещаемого из Ai пункта хранения в Bj пункт потребления. Таким образом, элементы xijобразуют матрицу перевозок Xnхm.
2. Запишем целевую функцию − суммарные затраты на перевозку ресурсов, которую необходимо минимизировать
3. Сформулируем ограничения рассматриваемой задачи.
3.1. Ресурсы из всех пунктов отправления должны быть вывезены. Это ограничение можно записать в виде:
Т.е. сумма элементов каждой строки матрицы перевозок Х равна запасу ресурса в данном пункте хранения.
3.2. Необходимо удовлетворить запросы каждого потребителя в данном ресурсе. Это ограничение можно записать в виде:
3.3. Введем граничные условия, которые определяют предельно допустимые значения искомых переменных. Для нашей задачи их можно представить в виде:
Таким образом, целевая функция (1) и ограничения (2-4) образуют математическую модель сбалансированной транспортной задачи.
Для решения задачи в среде пакета MathCad:
1. Идентифицируйте лабораторную работу, набрав ее номер, название, кто выполнил и проверил.
2. Определите начальные значения переменных и вектор-столбцы переменных Х и затрат на перевозку С.
3. Определите целевую функцию F(X).
4. Введите служебное слово Given и, после него, систему ограничений и граничных условий.
5. Найдите оптимальное решение с помощью функции Minimize и значение целевой функции.
6. Сделайте выводы по выполненной работе.
7. Самостоятельно решите задачу составления оптимального плана перевозок.
При равных стоимостях перевозки единицы груза от поставщиков к фиктивному потребителю затраты на перевозку груза реальным потребителям минимальны, а фиктивному потребителю будет направлен груз от наименее выгодных поставщиков. То же самое получаем и в отношении фиктивного поставщика.
Прежде чем решать какую-нибудь транспортную задачу, необходимо сначала проверить, к какой модели она принадлежит, и только после этого составлять математическую модель для ее решения.