Человечество в процессе эволюции, развиваясь в природной среде, сформировало свою особую среду - социосферу. Для человека природная и социальная среда два почти равнозначных понятия, поскольку они взаимосвязаны, взаимовлияют, взаимопроникают друг в друга, но, в то же время, одно понятие невозможно заменить другим, они существуют параллельно друг другу. Таким образом, человек обязан жить в содружестве с окружающей его средой, заботиться и сохранять ее. В современном мире именно забота, защита, восстановление окружающей среды становятся не голословными понятиями, а жизненно важными и необходимыми.
Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества, экология постепенно становится мировоззренческой наукой, интегрирующей результаты разных научных течений и определяющей поведение человека по отношению к окружающему миру и к самому себе.
Для сохранение геоэкологической среды, в которой обитает человек, нужно формировать экологическую культуру у подрастающего поколения уже с ранних лет.
По определению Л.П. Салеевой-Симоновой, экологическая культура - это качество личности, компонентами которой являются:
-интерес к природе и проблемам ее охраны;
-знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
-нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
-экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;
-мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении [3] .
По мнению Л.П.Симоновой, формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Экологическая культура подразумевает собой экологическое образование и экологическое воспитание. Рассмотрим эти понятия.
Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных.
Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Ряд авторов (Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Терентьева Е.Ф. и др.) утверждают, что становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе возможно при решении следующих задач:
Формирование у детей элементов экологического сознания; освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранить, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным [8].
Как уже было выше сказано, одной из задач становления экологически воспитанной личности в педагогическом процессе является формирование экологического сознания. Рассмотрим определение этого понятия с точек зрения разных авторов.
Розенталь М.М. стоит на позиции того, что «экологическое сознание - совокупность психологических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективных закономерностей существования живого покрова земли и своего собственного».
Г.И. Шагун определяет его следующим образом: «Экологическое сознание - аспекты психики, связанные со знаниями и представлениями об окружающих ценностях, соответствующими поведенческими и эмоциональными установками по отношению к сохранению окружающей среды» [7,8].
Структурные компоненты экологического сознания, на наш взгляд, наиболее полно раскрываются в работах Л.П. Симоновой [2]. Она определяет экологическое сознание как «систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающая ответственное отношение к окружающей социально-природной среде» и выделяет следующие компоненты экологического сознания:
-интерес к природе и проблемам её охраны;
-знания о природе и способах её защиты;
-нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
-экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде [2].
С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин экологическое сознание характеризуют тремя главными особенностями:
-психологической включённостью человека в мир природы;
-субъективным характером восприятия природных объектов;
-стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Таким образом, из вышесказанного мы видим, что понятию экологического сознания даются различные определения, но в каждом из них выделяется 3 важных структурных компонента экологического сознания: (см. схема 1).
Схема 1
Структура экологического сознания
Экологические знания |
Экологически ориентированная деятельность |
Отношение к природе |
Итак, можно сделать вывод, что развитие экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции является результатом экологического воспитания. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле.
Таким образом, экологическое сознание - совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего субъективного отношения к природе, а так же соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Младший школьный возраст - самоценный этап в развитии экологического сознания личности. Цветкова И.В. утверждает, что в этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологического сознания личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении расстояние от «я - природа» до «я и природа», разворачивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений её во взаимодействии ребёнка с окружающими».
Ребёнок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоциональной-чувственной основе. Сформированная в этот период наглядно-образная картина мира является важнейшим фактором развития экологического сознания личности в подростковом возрасте. В связи с этим особую значимость имеет непосредственный контакт ребёнка с представителями животного и растительного мира, опыт общения с природой, качественная сторона взаимодействия с окружающим миром.
Важнейшей закономерностью процесса формирования экологического сознания младших школьников И.В. Цветкова определяет постепенное преодоление ребёнком мифологического мироощущения, выделение природы и самого себя как самостоятельных объектов и переход к осознанному взаимодействию с окружающей средой. При этом интенсивность эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего возрастного периода: от «метода» взаимодействия с окружающим переходит в мотивационную сферу. Если для первоклассника восхищение красотой - самоцель, то в третьем классе - восхищение красотой растения - мотив экологических действий (полить, защитить и др.) [1].
Б.Т.Лихачёв говорит о том, что ребёнок младшего школьного возраста «...открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила отношений с природой, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен и сенситивен для экологических воздействий. Ребёнок легко воспринимает правила игры и непосредственно закрепляет их в бессознательной сфере».
Итак, экологическое сознание детей младшего школьного возраста - совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего субъективного отношения к природе, а так же соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. В структуре экологического сознания можно выделить следующие компоненты:
-экологические знания;
- экологически ориентированная деятельность, т.е. готовность и стремление к практическому взаимодействию с объектами природы;
- отношение к природе.
Таким образом, мы рассмотрели понятие экологическое сознание. Можно сделать вывод, что развитие экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции является результатом экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
Как уже было выше сказано, экологические представления формируются у детей младшего школьного возраста в первую очередь на уроках окружающего мира. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Следовательно, приобретает актуальность поиск технологий, средств, методов обучения и диагностики экологических качеств детей младшего школьного возраста, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания.
Методическое направление предполагает разностороннюю методическую и технологическую подготовку, дает комплекс умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования и воспитания (проведение экскурсий в мир природы, организация учебных экологических троп, летних экологических лагерей, подготовка и проведение экологических праздников, игр, организация экологических акций и движений, просветительская деятельность и т.п.), в данном случае мы рассматриваем применение дидактических игр на уроках окружающего мир [5].
Изучение экологии ведётся на уроках окружающего мира. Какие же экологические связи устанавливаются на уроках данного курса?
В данном курсе, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом также помогают экологические связи, тем самым формируется экологическое сознание в процессе обучения.
Задача педагогов - не только дать детям новые, но и исправить, скорректировать уже полученные до школы знания и умения.
Личностное развитие младших школьников во многом связано с такой компетенцией, как умение учиться. Она обеспечивает формирование универсальных учебных действий - совокупностью способов и учебных навыков, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний и формированию умений и компетенций.
Умение учиться - один из главных навыков для повышения эффективности освоения предметных знаний, формирования умений, а также компетенций образа мира и моральных норм. Для детей младшего школьного возраста характерно уникальное единство потребности в знаниях и открытая эмоциональность. Эти возрастные особенности позволяют заложить прочный фундамент ответственного отношения к природе в начальной школе. Вся урочная деятельность, а также учебно-методический комплексы должны расширить и углубить знания детей, сформировать у них устойчивые основы экологического воспитания соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.
ФГОС предъявляет к учителю начальных классов современные требования: использование инновационных технологий и современных подходов к учебно-воспитательному процессу. Учитель доложен сформировать у детей способность и готовность реализовывать универсальные учебные действия.
Как уже было выше сказано, приоритетной целью экологического воспитания является формирование целостной картины мира и единство рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта взаимодействия с людьми, обществом, природой.
Значение урочной работы по экологическому воспитанию состоит в овладении основами практических знаний о человек, природе и обществе, в умении устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, прежде всего на материале родного края. В результате у учащихся начальных классов будут сформированы умения проводить наблюдения, ставить простые опыты, соблюдать правила поведения в природе. Это позволит детям младшего школьного возраста в будущем адекватно вести себя в природе, социуме .
При формировании УУД открываются огромные возможности для широкой реализации межпредметных связей всех направлений воспитательного процесса (патриотического, физического, эстетического, творческого, краеведческого). Универсальный характер учебных действий в надпредметных и метапредметных связях, обеспечивает целостность культурного, личностного и познавательного развития, преемственность всех ступеней образования, лежит в основе организаций любого вида деятельности. Благодаря интеграции естественнонаучных, социально-гуманитарных знаний успешно реализуются задачи экологического воспитания и образования, формируется система национальных ценностей и идеалов: толерантности, гражданской идентичности и патриотизма.
Воспитывать экологическую культуру - задача сложная, но планомерная и систематическая работа, использование разнообразных форм и средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки дадут положительный результат.
Воспитание - это процесс целенаправленного развития личности, а обучение - процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого ребенок младшего школьного возраста получает новые знания и умения. Безусловно, в структуре экологического воспитания уроки окружающего мира стоят на первом месте. Они дают педагогу возможность развития экологической грамотности детей младшего школьного возраста.
В исследованиях психологов и педагогов (например, В.В. Давыдова) выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста уже могут быть сформированы элементарные обобщенные понятия и представления об окружающем мире, о связях между явлениями и предметами в природе. Эти знания успешно расширяются и углубляются в начальной школе в курсе "Окружающий мир".
Чтобы воспитать у ребенка младшего школьного возраста грамотное отношение к природе, работа должна проводиться системно и целенаправленно, с использованием краеведческого материала, с учетом и постепенного углубления и усложнения знаний. Включаясь в практическую деятельность, применяя нетрадиционные формы обучения, учащиеся младшего школьного возраста активно вовлекаются в учебно-воспитательный процесс, испытывая при этом положительные эмоции.
Ознакомление с окружающим миром детей младшего школьного возраста осуществляется на основе различных программ и курсов. Проанализировав некоторые из них, можно сделать некоторые выводы.
В рабочей программе "Развивающего обучения (Школа 21 века)" в содержании курса многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству детей младшего школьного возраста с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает учащемуся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. [4].
Также мы проанализировали рабочую программу предмета окружающий мир "Традиционное обучение (Школа России)". Курс «Окружающий мир» представляет детям младшего школьного возраста широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения дети младшего школьного возраста овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности [4].
Анализ рабочей программы (Школа-2100") показал, что рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований Примерной основной образовательной программы стандартов второго поколения (2011г.), как и программы, рассмотренные выше, а также на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутиан и др. В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды и формы контроля: самостоятельные работы, тестирование, математические диктанты, контрольные работы. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории [4].
Сделав анализ данных программ можно сделать вывод, что курс "Окружающий мир" в рассмотренных нами рабочих программах обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической культуры, а также развития экологического сознания.
Как уже было выше сказано, в начальной школе ознакомление с окружающим миром осуществляется на основе различных программ и курсов. На практике используются новые формы обучения, среди которых эвристический подход, т.е. частично-поисковый метод, позволяющий расширить возможности развивающего и проблемного обучения посредством ориентации педагога и учеников на достижение результата, который им заранее неизвестен.
Одной из эффективных технологий экологического образования, которая успешно может быть использована на уроках окружающего мира, является учебный проект. Большое внимание, методу проектов уделяется в работе И.В.Цветковой. Так как метод проектов является методом практического целенаправленного действия, то он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Кроме того, он способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности [8].
Такжеактивизировать познавательную деятельность на уроках окружающего мира можно при помощи кроссвордов, ребусов, загадок, логических заданий, игр.
В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования.
Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети младшего школьного возраста преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.
В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка младшего школьного возраста к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Этому отвечают и возрастные особенности младших школьников - их эмоциональность и легкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к фантазии, творчеству, переключаемость внимания.
Таким образом, игра, методика ее использования должна стать органической частью экологического образования детей младшего школьного возраста. Учитывая положительные стороны игры, надо отдать ей должное как важнейшему средству воспитания экологической этики, культуры отношений человека с природой .
Одни игры - серьезные, деловые - более подходят для подростков, юношества и взрослых. Другие - дидактические, познавательные, ими пользуются на всех этапах обучения. Третьи - сюжетно-ролевые, или просто ролевые, - интересны для всех возрастов - и младшего, и подросткового. Поэтому в практике начальной школы особенно часто используются дидактические, обучающие игры и несколько реже - ролевые. Они имеют большие потенциальные возможности для экологического образования младших школьников.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При традиционном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, но если учитель будет непосредственно прибегать к нетрадиционном проведению урока, привлекая занимательные факты, загадки, пословицы через те же дидактические игры, это будет способствовать развитию интереса у детей младшего школьного возраста.
Итак, значение урочной работы по экологическому воспитанию состоит в овладении основами практических знаний о человеке, природе и обществе, в умении устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, прежде всего на материале родного края. В результате у учащихся начальных классов будут сформированы умения проводить наблюдения, ставить простые опыты, соблюдать правила поведения в природе, что позволит детям младшего школьного возраста в будущем адекватно вести себя в природе, социуме.
Таким образом, экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения школьников является продуктом экологического образования и воспитания, направленного на понимание того, что личное благополучие, здоровье и само существование человечества находятся в прямой зависимости от экологического состояния окружающей его среды. Мы приходим к выводу, что успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.
Литература:
1. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников/ [Текст] А.Я. Данилюк // Педагогика. - 2012. - N 4. - С. 55-64.
2. Дежникова, Н.С. [и др.]. Воспитание экологической культуры у детей и подростков : экол. занятия, сюжет.-ролевые игры, сценарии лит.-экол. праздников [Текст] / Н. С. Дежникова [и др.]. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 63 с.
3. Дзятковская, Е.Н. Психологические проблемы школьного экологического образования [Текст] / Е. Н. Дзятковская // Гуманитарный вектор. - 2014. - № 1 (37) - С. 125-136.
4. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях [Текст] // Начальное образование. - 2010. -N 2. - С. 3-8.
5. Клепинина, З.А. Развитие экологической грамотности учащихся [Текст] / З. А. Клепинина // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 93-97.
6. Миронов, А.В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта [Текст] / А.В. Миронов // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 48-51.
7. Миронов, А.В. Актуальные вопросы экологического образования школьников [Текст] / А. В. Миронов // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 11 - С. 3-8.
8. Моисеева, Л.В., Никитина, Ю.Г. Формирование экологической компетенции у младших школьников [Текст] / Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина. / Педагогическое образование в России. - 2011, №2. С. 206.