ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Зырянова С.М. 1, Чиркова Т.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире расширяется круг глобальных задач, которые требуют своего решения. Одна из особо актуальных проблем мирового сообщества - нетерпимость, обусловленная ощущением собственной ценности и значимости, личностным высокомерием, враждебным отношением к мнениям, отличающимся от своего. В связи с этим в настоящее время для нашего общества важным является формирование личности нового человека, носителя гуманистических толерантных идей в системе человеческих взаимоотношений. Учёные и сама жизнь доказывают, что источником современных социальных катаклизмов является сам человек, особенности его отношения к другим людям, сопряженные с особенностями отношения к самому себе.

Сейчас уже очевидно, что за несколько последних десятилетий прогресс, достигнутый человечеством в разных областях, не стал, к сожалению, основой для взаимопонимания, взаимоуважения и взаимосближения людей. Не уменьшается, а подчас и увеличивается даже в детской среде количество фактов агрессии, насилия, дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку с иными возможностями, другой нации, веры, культуры, иной точки зрения, которые трансформируются в национальные и религиозные войны, межличностное противостояние. В связи с этим, ООН по инициативе ЮНЕСКО с 1995 года провозгласила 16 ноября каждого года Международным днем толерантности. Вопросы толерантности в современном мире являются предметом дискуссий общественно-политических, религиозных, научных сообществ в нашей стране и за рубежом.

За названный период и наша страна пережила кризис идейно-нравственных ценностей, обесценивание значимости духовности, что привело к активному развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. И как следствие, сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому, конечно, много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в образовательную среду.

Именно поэтому формирование толерантности как одной из значимых черт личности, стало в последнее время актуальной задачей на мировом уровне. Ведь терпение необходимо человеку и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

В системе общечеловеческих ценностей толерантность является одной из фундаментальных категорий, обусловливающей гуманизацию отношения человека к миру, сознательное признание им прав и свобод другого вне зависимости от его отличительных характеристик, готовность к диалогу и сотрудничеству в различных ситуациях взаимодействия. Потребность общества в личности, уважительно относящейся к мнениям, взглядам, поведению других людей ставит перед современным образованием задачу глубокого изучения и обобщения результатов различных исследований по вопросам формирования толерантности подрастающего поколения.

Необходимо отметить, что педагогика толерантности - молодая отрасль научного знания, имеющая глубокие корни в гуманистических учениях отечественных и зарубежных мыслителей. Толерантность, как принцип гуманистической педагогики рассматривается в историческом психолого-педагогическом аспекте во взглядах отечественных и зарубежных ученых: И.Г. Гердера, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Н. Венцеля, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева. Л.С Выготского, В.А. Сухомлинского и других.

В отечественной науке и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике успеха, диалоговой педагогике, педагогике ненасилия (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.). Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А. Маслоу, К Роджерса, Д. Фрейберга, С. Френе, Дж. Колта. С. Мадди.

Проанализировав современное толкование толерантности ведущими российскими учеными (А.Г.  Асмоловым, Г.Л. Бардиер, C.JI. Братченко, P.P. Валитовой, Б.З. Вульфовым, Б.С. Гершунским, В.В. Глебкиным, В.Н. Гуровым, В.М. Золотухиным, В.А. Лекторским, Е.В. Магомедовой, Г.У. Солдатовой, В.А. Тишковым, М.Б. Хомяковым, В.В. Шалиным и др.), мы пришли к выводу, что толерантность можно рассматривать в качестве важнейшего нравственного принципа взаимоотношения людей, социокультурного феномена, гуманистической основы образовательного пространства, одного из универсальных аспектов культуры личности, ее ценностной ориентации.

Необходимость реализации принципов толерантности в современном образовании актуализировала появление целого ряда психолого-педагогических исследований, рассматривающих вопросы формирования у обучающихся толерантности как социальной ценности (Б.С. Гершунский, В.В. Глебкин, О.В. Гуткин, М.С. Мириманова, Л.И. Семина, П.В. Степанов и др.), развития межэтнической и этнокультурной толерантности школьников (Г.Г. Абдулкаримов, В.Н. Гуров, З.Ф. Мубинова, Н.П. Магомедова, В.А. Тишков, Ф.М. Филиппов и др.). Актуальными для нашего исследования считаем и работы, освещающие вопросы формирования толерантного сознания школьников и студентов (А.А. Погодина, Г.В.  Солдатова, О.Д. Шарова и др.), а также технологии воспитания толерантности (А.М. Байбаков, Л.В. Байбородова, В.А. Ковальчук, B.C. Кукушкин, Е.А. Стрельцова, Е.В. Швачко и др.).

Интересные и значимые для нашей научной работы вопросы педагогики толерантности нашли отражение в исследованиях последних лет, направленных на анализ основных путей и условий воспитания толерантности у учащихся общеобразовательных школ (А.М. Байбаков, Е.В. Брянцева, С.А. Герасимов, Е.Л. Пастухова, О.В. Цируль и др.), у студентов колледжей и вузов (С.В. Данилова, З.Г. Исмагилова, Е.В. Колебина, С.Р. Мисифулин, B.C. Чернявская и др.), раскрытие основ построения толерантной среды в образовательном учреждении (И.Г. Пчелинцева), развитие межнациональной и этнической толерантности учащихся в условиях поликультурного образовательного пространства России (Э.П. Герасимова, Ю.П. Ивкова, Л.П. Ильченко, М.К.  Оксузян, Л.И. Паина, Т.С. Таюрская, Е.Н. Третьякова, Г.Р. Фархшагова и др.).

Анализ исследований перечисленных учёных показывает, что на процесс формирования толерантности у школьников влияет ряд объективных и субъективных факторов: особенности окружающей действительности, индивидуально-психологические и возрастные характеристики личности, характер межличностных отношений, ведущий вид деятельности и т.д.

Именно поэтому постановка и решение вопросов толерантного воспитания в России является актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социальную, культурную и политическую значимость, поскольку в современных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

Более детальное изучение темы убедило нас, что толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и опыта гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях. Формирование терпения у детей младшего школьного возраста, способности понять и принять другого человека является непременным условием формирования их воли и характера.

Актуальность постановки вопросов толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, к людям другой национальности, другого вероисповедания обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих наших соотечественников ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. На данный момент уже нет сомнений в том, что формирование толерантности, прежде всего, у подрастающего поколения является объективной потребностью современного общества. Причиной этому, как уже было отмечено выше, послужили крупные социально-экономические перемены, произошедшие в стране и в мире на рубеже веков, явившиеся не лучшим временем для нашего Отечества, для нашего общества. В сознании людей постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными, ощущается распад морально-этических норм в обществе, скудность сопереживания, отсутствие понимания состояния и положения даже близких людей. За утратой нравственных ценностей как следствие появились духовный вакуум, безразличие к судьбе людей, находящихся рядом, к судьбе своей страны, своих соотечественников. В создавшихся условиях становится затруднительным дальнейшее поступательное развитие страны во всех сферах её жизнедеятельности.

В системе общечеловеческих ценностей толерантность является одной из фундаментальных категорий, обусловливающей гуманизацию отношения человека к миру, сознательное признание им прав и свобод другого вне зависимости от его отличительных характеристик, готовность к диалогу и сотрудничеству в различных ситуациях взаимодействия. Потребность общества в личности, уважительно относящейся к мнениям, взглядам, поведению других людей ставит перед современным образованием задачу глубокого изучения и обобщения результатов изучения вопросов формирования толерантности у школьников разных ступеней.

Анализ научной литературы показал, что сегодня задача формирования толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и, в первую очередь, тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка младшего школьного возраста. Ведь именно школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению. Дети живут в социуме, каждый день они видят множество новых, незнакомых лиц, сталкиваются с различными жизненными ситуациями. Задача педагога - помочь ребёнку задуматься, что каждый человек уникален, что нет абсолютно одинаковых людей. У каждого человека свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает, по-разному люди чувствуют себя, по-разному развиты и проявляются их способности. Все имеют что-то свое, неповторимое. Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы объединиться всем вместе, необходимо научиться проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности.

Если совсем недавно термин «толерантность» был знаком только узкому кругу специалистов, то сегодня он стал важнейшим ключевым словом при обсуждении вопросов общения во всём мире. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для общества, в котором подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания. Это определяет необходимость педагогической деятельности по предупреждению конфликтного поведения у подрастающего поколения, по формированию у детей навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми, воспитания толерантной личности. На наш взгляд, очень важно придать слову «толерантность» новое педагогическое звучание, осознать, что способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами.

Изучение литературы по теме исследования укрепило наше убеждение в том, что начинать формирование качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей, учителей, одноклассников. Предопределено это тем, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, в том числе и воспитания толерантности в отношении к миру, к людям, к самому себе. Решающее значение для формирования гуманистических отношений и взаимоотношений детей имеет положительный нравственный опыт детей, т.к. процесс их воспитания протекает, прежде всего, в повседневной учебной, внеучебной, спортивной, культурно-досуговой деятельности ребенка. И важным здесь будет ещё одно несомненное достоинство данного возрастного периода - открытость ребенок влиянию взрослого (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова и др.). Следовательно, формирование толерантности у младших школьников может быть не только целесообразно, но и продуктивно. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных характеристикам возрастных особенностей младших школьников свидетельствует, что данный возраст характеризуется сензитивностью к воздействиям взрослого, в этот период происходит расширение сферы социального взаимодействия и, как следствие, увеличиваются возможности для формирования толерантности в начальной школе (И.В. Дубровина, Н.И. Гуткина, И.Ю. Забродина, А.Г. Ковалев, А.В. Мудрик, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.). Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе, формированию корпоративной культуры, основанной на ценностях толерантности, как комплекса разделяемых всеми членами класса ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает класс по мере преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к успеху.

При этом следует учитывать, что для успешного формирования личности младшего школьника исключительно важны самостоятельные действия ребенка в самых различных видах деятельности, в том числе по установлению доброжелательных отношений со сверстниками. Если ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится послушанию. Это постоянно происходит в жизни. Мы же считаем, что крайне важно, чтобы ученик начальной школы приобретал свой индивидуальный опыт толерантного взаимодействия со сверстниками и со взрослыми людьми. Сказанное подтверждает, что в общеобразовательном учреждении должна осуществляться целенаправленная и планомерная социально-педагогическая деятельность по формированию у детей толерантности.

Изучение и анализ ряда исследований помогли нам определиться с образом толерантного младшего школьника. На наш взгляд, это ученик с позитивным взглядом на мир, нравственный и социально активный, осознающий свою собственную уникальность и  признающий уникальность других, понимающий необходимость единения с другими людьми и уважения их особости, осознающий многообразие окружающего мира, обеспокоенный его судьбой и понимающий, что то, каким будет мир, взаимоотношения в отдельном коллективе, зависит от каждого.

Педагоги, несомненно, не могут в корне изменить социальные и семейные условия, которые негативно сказываются на формировании личности ребёнка, делают его жестоким, агрессивным, циничным, но могут попытаться внести свою лепту в процесс формирования гуманной, толерантной личности при помощи различных технологий учебной, внеучебной, культурно-досуговой деятельности. И нам в ходе исследования важно найти ответ на вопрос «Как же должна строиться работа в школе по формированию толерантного сознания, умений и опыта толерантного поведения?». Вопрос не простой и не однозначный. На наш взгляд, существенную роль здесь может сыграть именно культурно-досуговая деятельность школьников. Однако в ходе изучения массива источников, а также анализа состояния дел в современной отечественной школе, мы выявили, что педагогическая наука и образовательная практика пока не дают нам полного и обоснованного ответа на вопрос, какими должны быть содержание и способы организации такой деятельности, которые позволят обеспечить целенаправленное и системное формирование толерантности у младших школьников.

Помимо сказанного, необходимо учитывать, что формирование толерантности учащихся представляет собой сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, преемственно дополнять каждый последующий и начинаться на начальном этапе школьного детства, когда у ребенка наиболее интенсивно развиваются чувство доверия, способность к сопереживанию, восприимчивость и впечатлительность, формируется эмоционально-чувственное отношение к окружающей действительности, переход от мира кратковременных, поверхностных переживаний к миру глубоких чувств, возникает новый уровень самосознания (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.К. Дусавицкий, Я.Л. Коломинский, А.К. Маркова, B.C. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Ю.А. Полуянова, А.А. Реан, В.В. Рубцова, Д. Б. Эльконин и др.).

Вместе с тем, даже наш первичный анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что вопросы формирования толерантности младших школьников еще не получили должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, сензитивность младшего школьного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении содержания и способов формирования толерантности учащихся начальных классов, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности у младших школьников явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности младших школьников в процессе педагогического ведущих для них видах деятельности.

Уже на начальных этапах исследования нами выделены некоторые разногласия, делающие своевременным решение задач формирования толерантности в начальной школе. Это, прежде всего, противоречия между:

- потребностью общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе и недостаточной нацеленностью системы общего образования на формирование толерантности учащихся;

- требованием современной педагогической практики в теоретическом обосновании и методическом обеспечении процесса формировании толерантности младших школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке;

- возрастными психологическими возможностями детей младшего школьного возраста и недостаточным их использованием в образовательной среде;

- практической необходимостью целенаправленного формирования толерантности у младших школьников и отсутствием специально разработанных подходов и методик использования для этого различных видов детской деятельности.

Изложенное выше позволяет нам утверждать, что определение содержания и способов организации деятельности педагогов, которые позволят обеспечить целенаправленное и системное формирование толерантности у младших школьников, являются важной научной, социальной и педагогической проблемой.

Литература:

1.        Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: методические материалы /Л.Г. Федоренко. - СПб.: КАРО, 2007. - 128 с.

2.        Клепцова, Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика коррекция /Е.Ю. Клепцова. - М.: Академический проект, 2005. - 192 с.

3.        Макарова, Т.В., Ларионова, Г.Ф. Толерантнность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации /Т.В. Макарова, Г.Ф. Ларионова.- М.: Сфера, 2008. - 80 с.

 

Просмотров работы: 2304