Актуальность проблемы состоит в необходимости решения следующих педагогических проблем:
1.Стремление игроков захватить формальное и неформальное лидерство в коллективе.
2. Недостаточный уровень сплоченности в коллективе, недостаточный уровень развития коллектива.
3. Стремление каждого спортсмена показать лучший результат, невзирая на то, каков общий результат команды. Своего рода спортивный сепаратизм.
Объектом данного исследования являются множества положительных и отрицательных конкуренции в спортивной команде.
Предметом исследования является выявление соотношения положительных и отрицательных факторов конкуренции в спортивной команде, и их влияние на развитие коллектива и эффективность спортивной деятельности.
Цель исследования: скорректировать отрицательные факторы внутрикомандной конкуренции среди футболистов в условиях тренировочного процесса при сохранении здоровой конкуренции.
К положительным факторам относятся:
- увеличение работоспособности игроков команды вследствие здоровой конкуренции, при этом спортсмены используют весь потенциал своих возможностей, задействуют резервы организма и морально-волевых качеств;
- стремление к совершенствованию своей техники и тактики каждым игроком, так, на примере футбола, каждый игрок старается развить в себе способности к голевым передачам, угловым ударам и ударам по воротам, а также и к комбинационной игре;
- здоровая конкуренция внутри команды в ходе тренировочного процесса и предсоревновательных сборов способствует стрессоустойчивости игроков команды по футболу в ходе противостояния с соперником на соревнованиях.
К негативным факторам внутрикомандной конкуренции относятся:
- поражение в конкурентной борьбе внутри спортивного коллектива приводит к снижению уровня самооценки и притязаний как в жизни, так и в спортивной деятельности, понижает мотивацию достижений;
- перенос конкуренции в спорте на уровень межличностных отношений;
- стремление победить любой ценой приводит к формированию качеств личности, несовместимых с эффективной спортивной деятельностью.
Таким образом, только негативные факторы конкуренции снижают эффективность спортивной деятельности, поэтому совершенно искоренять конкуренцию в спортивной команде нельзя.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что решением первой из указанных проблем может стать специальная программа деятельности тренера по формированию моральной устойчивости игрока.
Вторая проблема может быть решена использованием коллективных и групповых методов деятельности, что повысит сплоченность в команде. Третью проблему можно решить, используя принцип наглядности, личный пример тренера и приведение примеров из спортивной практики.
Вывод: здоровая конкуренция в спортивной команде является неотъемлемой частью тренировочного процесса и способствует более полной реализации потенциала игроков.