Показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Главным направлением деятельности является постоянное и целенаправленное совершенствование технологических процессов, надежность и эффективность поставки. Именно это диктуется современными условиями рынка и конкуренции. В этих условиях потребителя необходимо обеспечить разнообразным ассортиментом молочной продукции, ее высоким качеством и приемлемым уровнем цен.
Таблица 1
Информация о состоянии финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «ЛМКК»
№ |
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
Абсолютное отклонение, (+/–) |
Темп роста (снижения), % |
Уровень к выручке в базисном периоде, % |
Уровень к выручке в отчетном периоде, % |
Отклонение уровня (+/–) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
Выручка |
2731447 |
2898867 |
167420 |
106,13 |
100,0 |
100,0 |
0 |
2 |
Себестоимость продаж |
2369634 |
2490729 |
121095 |
105,11 |
86,75 |
85,92 |
-0,83 |
3 |
Валовая прибыль (убыток) |
361813 |
408138 |
46325 |
112,80 |
13,25 |
14,08 |
0,83 |
4 |
Коммерческие расходы |
110318 |
125687 |
15369 |
113,93 |
0,0 |
4,34 |
4,34 |
5 |
Управленческие расходы |
68921 |
76175 |
7254 |
110,53 |
2,52 |
2,63 |
0,11 |
6 |
Прибыль (убыток) от продаж |
182574 |
206276 |
23702 |
112,98 |
7,68 |
7,12 |
-0,56 |
7 |
Проценты к уплате |
2212 |
2844 |
632 |
128,57 |
0,0 |
0,0 |
0 |
8 |
Прочие доходы |
106033 |
100107 |
-5926 |
94,41 |
3,82 |
3,45 |
-0,37 |
9 |
Прочие расходы |
121066 |
120289 |
-777 |
99,36 |
4,44 |
4,15 |
-0,29 |
10 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
174907 |
200779 |
25872 |
114,79 |
6,40 |
6,93 |
0,53 |
11 |
Текущий налог на прибыль |
35265 |
41217 |
5952 |
116,88 |
1,29 |
1,42 |
0,13 |
12 |
Чистая прибыль (убыток) |
139480 |
159551 |
20071 |
114,39 |
5,12 |
5,50 |
0,38 |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что в 2014 году выручка организации увеличились на 167420 тыс.руб, валовая прибыль увеличилась на 46325 тыс.руб. Так же происходит увеличение прибыли (убытка) до налогообложения на 25872 тыс.руб, чистая прибыль (убыток) отчетного периода увеличилась на 20071 тыс.руб. Можно сделать вывод, что ЗАО «ЛМКК» в период 2013-2014 гг. является прибыльным.
Таблица 2
Оценка доходности продаж продукции ЗАО «ЛМКК»
Показатели |
Обозначение |
2013г. |
2014г. |
Отклонение |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
В |
2731447 |
2898867 |
167420 |
Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб. |
С |
2369634 |
2490729 |
121095 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
П |
182574 |
206276 |
23702 |
Прибыль на 1 руб. затрат, руб. |
Rп |
0,07 |
0,08 |
0,01 |
Доходность продаж, % |
Дп |
6,68 |
7,12 |
0,44 |
Величина активов |
А |
1522448 |
1731639 |
209191 |
Коэффициент оборачиваемости активов, обороты |
Коб |
1,79 |
1,67 |
-0,12 |
Рентабельность активов, % |
Rа |
18,32 |
18,43 |
0,11 |
Так как показатель доходности продаж в отчетном году увеличился на 0,44%, можно сделать вывод о том, что спрос на продукцию данного предприятия увеличился.
Для увеличения рентабельности возможны два основных направления: рост прибыли и сокращение затрат на производство. Иначе говоря, достижение положительных результатов возможно за счет снижения себестоимости либо за счет повышения цен на продукцию. Главным источником роста рентабельности следует считать снижение затрат на производство, себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто, главным образом, за счет повышения эффективности основных фондов, экономии материальных ресурсов, роста производительности труда.
Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а, следовательно, − к росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.
Как показал анализ финансовых результатов производственного предприятия ЗАО «ЛМКК», данное предприятие успешно работает на рынке города Омска и Омской области, оно является конкурентным, а также в рассматриваемом периоде оно улучшило свои финансовые результаты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абрютина, М.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебно-методическое пособие/ М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2012. – 324с.
2) Быкадоров, В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие/В.Л. Быкадоро,П.Д. Алексеев. - М.: Издательство "ПРИОР", 2011. -236с.
3) Басовский, Л.Е., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности/Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 366с.
4) Гиляровская, Д.Т. Экономический анализ/ Д.Т. Гиляровская. - М: ЮНИТИ, 2011.-244с.
5) Грибов, В. Д., Экономика предприятия/В.Д. Грибов.,В.П. Грузинов.- М.: 2011. – 336 с.