ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕПАДОВ ИНТЕНСИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «Т»-ОБРАЗНОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕПАДОВ ИНТЕНСИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «Т»-ОБРАЗНОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ.

Шмыкова И.И. 1, Шевцова А.Г. 1
1Белгородский Государственный Технологический Университет им. В. Г. Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Стремительное увеличение уровня автомобилизации существенно повлияло на уровень развития улично-дорожной сети (УДС). Потребовалось приложить не малые усилия для реконструкции существующих дорог и создания новых. Результатом этих усилий стало появление современных магистралей, транспортных развязок и модернизации существующих пересечений, на которых акцентируем свое внимание.

Согласно правилам дорожного движения (ПДД) термин «перекресток» имеет четкое определение: «Перекрёсток - это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрёстка начала закруглений проезжих частей»[1]. В зависимости от числа пересекающихся дорог, и угла под которым они располагаются, различают следующие виды пересечений [2]:

- трехсторонние прямоугольные ( «Т» - образные);

 Проезд перекрестков такого типа,  осуществляется в соответствии с установленными знаками приоритета и дорожной разметкой. Если данные средства организации движения отсутствуют, то водители должны пользоваться правилом «помеха справа», то есть на равнозначных перекрестках уступать дорогу транспортному средству движущемуся справа.

Данные правила проезда распространяются так же на  «Х»-образные, крестообразные и «У»-образные пересечения.

Существует два варианта определения очередности проезда на перекрестке с круговым движением:

1.     Если знаки приоритета отсутствуют, то перекресток будет считаться пересечением равнозначных дорог, что дает возможность беспрепятственного проезда за отсутствием помехи справа.

2.     Установленные перед перекрестком такого типа знаки 2.1 «Главная дорога» совместно с 2.4 «Уступи дорогу» (с дополнительным знаком, указывающим траекторию главной дороги на перекрестке, в данном случае круг)[3], указывают на то, что первоочередный проезд предоставляется автомобилям, находящимся на кругу.

Данные пересечения организуются в тех случаях, когда необходимо соединить большие площади, на которых организовано плотное интенсивное движение.

Главное отличие этого типа перекрестка от остальных - значительные размеры занимаемой территории. 

Подробнее рассмотрим «Т»-образные перекрестки. Данные пересечения образуются путем пересечения двух дорог, одна из которых не имеет выхода. Видом сверху данное пересечение принимает вид буквы «Т», за что и получило свое название. Перекрестки данного типа могут быть образованы пересечением, как равнозначных дорог (на это может указывать дорожный знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог»), так и второстепенной с главной. Второстепенной является дорога обозначенная знаком 2.4 «Уступи дорогу» или грунтовая дорога по отношению к асфальтобетонному покрытию. Для главной дороги характерно наличие твердого дорожного покрытия, высокой интенсивности движения, наличие соответствующих дорожных знаков (2.1 «Главная дорога», 5.1 «Автомагистраль», 2.3.2 - 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги, 2.3 «Пересечение со второстепенной дорогой»)[3]. Наличие главной дороги отдает приоритет движущимся по ней транспортным потокам. На перекрестках может быть организовано регулирование при помощи светофорных объектов и технических средств организации дорожного движения, но может и отсутствовать. Опасность данного типа перекрестка, собственно как и других видов пересечений, определяется наличием конфликтных точек. Конфликтные точки - это точки пересечения в одном уровне транспортных потоков с транспортными, или транспортных с пешеходными. Опасность конфликтов принято оценивать с помощью коэффициента опасности узла γ[4]. Выделяют три основных вида таких точек:

1.     Точки отклонения или разветвления транспортных потоков(γ=1)

2.     Точки слияния транспортных потоков (γ=3)

3.     Точки пересечения транспортных потоков (γ определяется в зависимости от угла пересечения проезжих частей).

Для кольцевых пересечений выделяют дополнительно точки переплетения в зоне наибольшего маневрирования по полосам кольца.

Степень опасности любого пересечения рассчитывается по формуле[4]:

                              m=no+3nc+γnn                                            (1)

где  - точки отклонения;  - точки слияния;  - точки пересечения.

И в этом «Т»-образное пересечение имеет существенное преимущество перед остальными - конфликтность на таких перекрестках ниже, а значит перекресток такого типа несет в себе меньшую опасность для участников движения.  Реальная конфликтность перекрестка зависит от многих факторов: от условий видимости, качества покрытия и так далее; основным является интенсивность конфликтующих потоков. Именно на ее анализе основывается мое исследование.

Коэффициент опасности узла определяется потенциально опасной зоной, зависящей от скорости маневрирования.

Перекресток считается [4]:

-                 простым                                при m<40;

-                 средней сложности               при m=40¸80;

-                 сложным                               при m=80¸150;

-                 очень сложным                     при m>150.

Исследование проводилось в городе Белгороде на пересечении улиц Мичурина и Некрасова (На рисунке 9 отображена геометрическая схема перекрестка с обозначенными направлениями движения).

 

Улица Некрасова

Улица Мичурина

Рисунок 9. Геометрическая схема перекрестка

улица Мичурина - улица Некрасова

Цифрами на рисунке обозначены направления:

1 - прямое Мичурина

2 - обратное Мичурина

3 - правый поворот Некрасова - Мичурина

4 - левый поворот Мичурина - Некрасова

5 - левый поворот Некрасова - Мичурина

6 - правый поворот Мичурина - Некрасова

Для исследуемого мной перекрестка улицы Мичурина - улицы Некрасова, я определила количество точек отклонения, слияния и пересечения.          

Отклонения -4 ; Слияния - 6; Пересечения -6; (20 с учетом пешеходного потока (ПП)) ;

m=4+3*6+6*6=58 (без учета пересечений с ПП);

m=4+3*6+6*20=142 (c учетом пересечений с ПП)

Перекресток  ул.Мичурина - ул.Некрасова является сложным (m=80¸150).

Схема конфликтных точек отображена на рисунке 8.

На участке УДС регулирование осуществляется при помощи светофорных объектов типа Т1(транспортные) и П1(пешеходные), а так же при помощи знаков и разметки. Перекресток ул. Мичурина - ул. Некрасова образован пересечением двух проезжих частей, выполненных асфальтобетонным покрытием,  границей дорожного покрытия является дорожный бордюр. Пешеходные зоны - тротуары, выполнены тротуарной плиткой, которая в некоторых местах требует замены. В темное время суток перекресток хорошо освещается при помощи дорожных фонарей, установленных на столбах линий электропередач (ЛЭП).

 Суть исследования заключалась в сборе данных об интенсивности транспортных потоков на данном участке дороги, с дальнейшим ее анализом.  На рисунке 10 представлена картограмма интенсивности исследуемого пересечения (цифры в кружочках соответствуют вышеуказанным номерам направлений).

 Путем натурного  обследования и видеофиксации были получены недельная (рисунок 11) и суточная (рисунок 12) интенсивность, которые фиксировались в «часы-пик». «Час-пик» - временные промежутки, когда в городах происходит массовое передвижение людей, чаще всего от мест их проживания к местам работы - утром (примерно с 7 до 9 часов) или в обратном направлении - вечером (примерно с 17 до 19 часов), а также в обеденное время (с 13 до 15 часов) [5].

На графиках наглядно отображены перепады интенсивности в зависимости от дня недели и времени суток. По завершении подсчетов была определена максимальная интенсивность, которая достигает своего высшего значения в понедельник, в утренний «час-пик». Можно предположить, что это связано с началом рабочей недели, когда большинство людей выезжают к месту работы.

Согласно натурным исследованиям было определено, что в течение недели данный перекресток использует для движения большое количество автомобилей 1800 ед/час. В связи с тем, что данный перекресток, по свое архитектуре относится в Т-образному, степень его конфликтности сложная (m=80¸150), но из-за высокого значения интенсивности особенно в пиковые периоды на перекрестке увеличивается величина задержек транспортных средств и довольно часто наблюдаются заторовые ситуации [6,7]. В совокупности со степенью конфликтности все эти факторы влияют на увеличение аварийности данного перекрестка. С целью улучшения ситуации на рассматриваемом участке УДС, дальнейшие исследования направлены на снижение степени конфликтности по средствам использования ТСОДД или изменения схемы организации дорожного движения и сравнения каждого предлагаемом варианта по изменению основных характеристик транспортного потока с использованием продуктов имитационного моделирования

 

Список используемой литературы:

1.     Правила Дорожного Движения Российской Федерации.

2.     А.В. Карягин, Г.М. Соловьев Устройство, обслуживание и правила движения автомобиля.

3.     ГОСТ 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения.

4.     П.А. Воля Организация движения (учебное пособие).

5.     Интернет-ресурс https://ru.wikipedia.org

6.     Шевцова А.Г., Боровской А.Е., Остапко А.С. Методика выбора рационального режима работы светофорного объекта // В сборнике: Инновационные материалы и технологии (ХХ научные чтения) Международная научно-практическая конференция. 2010. С. 189-196.

7.     Боровской А.Е., Новиков И.А., Шевцова А.Г. Совершенствование расчета режима светофорного регулирования на изолированном пересечении за счет расширенной классификации транспортного потока // В сборнике: Наука и инновации в технических университетах материалы Восьмого Всероссийского форума студентов, аспирантов и молодых ученых. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Санкт-Петербург, 2014. С. 45-47.

Просмотров работы: 800