В настоящее время существуют автомобили с разнообразными двигателями, трансмиссиями, ходовыми частями, электрооборудованием и т.д. А при выборе автомобиля, будущий владелец уделяет особое внимание выбору коробки передач. Сейчас существуют следующие основные типы коробок передач: механическая, автоматическая, вариатор, роботизированная. Как показывает статистика, в основном, при покупке будущие владельцы выбирают между вариатором и автоматической коробкой передач.
Автоматическая коробка передач в своей конструкции имеет гидротрансформатор. Он заменяет механизм сцепления, который заложен в основе механической трансмиссии. Также здесь есть компьютерная программа, отвечающая за корректное переключение передач в процессе движения автомобиля. Таким образом, получаются фиксированные передаточные числа, и в момент переключения нет разрыва потока мощности. Принцип работы вариатора заключается в бесступенчатом переключении, то есть, через ремень осуществляется передача крутящего момента. В результате этого переключение передач происходит плавно, без толчков. [1]
Сравнивать вариатор и автоматическую коробку передач можно по следующим основным характеристикам: разгон автомобиля, стабильность движения на дороге, удобство управления. А при движении трансмиссия влияет на удобство вождения. Вариатору необходима доля секунды для разгона автомобиля с места. В случае с автоматической коробкой передач, автомобиль трогается сразу при нажатии на педаль акселератора. Во время обгона на автомобиле с автоматической коробкой передач необходимо при перестроении сразу нажать на педаль газа, а на автомобиле с установленным вариатором делать это следует заранее. Эта же особенность проявляется во время старта на скользкой поверхности дороги. Фиксированные передаточные числа, которые имеются только в автоматической коробке передач, необходимы при быстрой езде. Вариатор не оснащён фиксированными передаточными числами [2].
На коробках вариаторного типа, как и на автоматической коробке передач, часто переключаются в ручной режим, т.е. есть возможность переключать передачи на повышенную или пониженную. Если в автоматической коробке передач это прямая команда переключить передачу, то в вариаторе это совсем другой процесс. Фиксированных передач у вариатора нет. На современном вариаторе при частоте вращения двигателя 5-6 тысяч оборотов в минуту передачи переключаются автоматически. А при слишком низких оборотах двигателя, передачи также будут переключаться автоматически. При разгоне автомобиля с вариатором в автоматическом режиме обороты двигателя постоянные и находятся в зоне максимального крутящего момента. [3].
Экономия топлива у автомобилей также зависит от конструкции трансмиссии. На автомобиле с вариатором на экономию топлива влияют следующие факторы: спокойный процесс езды и разгон; оптимальное передаточное число; плавное переключение в трансмиссии. Автоматическая коробка передач экономичнее вариатора с точки зрения заливаемого масла. Вариатор нуждается в специализированном масле, имеющем уникальный состав и свойства, а в автоматической коробке передач используется обычное масло для автоматических трансмиссий. [4].
Как у вариатора, так и у автоматической коробки передач есть определенные плюсы и минусы, а выбор конкретного типа трансмиссии в значительной степени зависит от автолюбителя.
Библиографический список
1. Сравнение коробки автомат и вариатора - что выбрать? // Автотел URL: http://autotale.ru/sravnenie-korobki-avtomat-i-variatora-chto-vybrat/ (дата обращения: 1.12.15).
2. Что лучше вариатор или автомат // Авилаж URL: http://avillage.ru/parts/komplekt/chto-luchshe-variator-ili-avtomat.html (дата обращения: 1.12.15).
3. Вариатор или бесступенчатая акпп - что это такое? // Экстримдрайв URL: http://www.extrimdrive.ru/Variator-ili-avtomat.html (дата обращения: 2.12.15).
4. Финансовая выгода приобретения вариатора или автомата // Авто и авто URL: http://avto-i-avto.ru/ (дата обращения: 2.12.15).