РАБОТА ПЕДАГОГОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАБОТА ПЕДАГОГОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Железнова Ю.Г. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассматривая внеурочную деятельность как один из механизмов развития способностей обучающихся, педагоги обязаны учитывать создание благоприятных условий организации образовательного процесса в режиме школы полного дня и функционирования Центра дополнительного образования детей.

Именно так и требует Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, направленная на создание соответствующих условий обучения, развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, внедрение и совершенствование современных организационно-экономических механизмов управления образованием [1].

Организация внеурочной деятельности младших школьников – составная часть основной образовательной программы начального общего образования, которая призвана обеспечить развитие способностей обучающихся в разных сферах деятельности, формирование высокого уровня самосознания воспитанников, умения сделать правильный нравственный выбор, а также позволяет решить среди других проблему свободного времени в рамках системно-деятельностного подхода к организации культурно-творческой, интеллектуальной, оздоровительной деятельности, рациональной самоорганизации обучающихся начальной школы. Мы выделяем следующие условия для реализации внеурочной деятельности как механизма развития способностей обучающихся в образовательном пространстве современной школы [2; 3]:

− возможность пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение полного дня (построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в школе);

− единство учебного, развивающего, воспитательного процессов в рамках основной образовательной программы;

− создание здоровьесберегающей среды;

− опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Результаты нашей опытно-экспериментальной работы позволяют зафиксировать появление следующих возможностей проделанной работы.

1. Предоставление младшим школьникам свободного выбора программ, объединений, отвечающих их внутренним потребностям; удовлетворения образовательных запросов, ощущения себя успешным, реализации и развития способностей; формирования активной позиции в решении жизненных и социальных проблем, ответственности за свой выбор.

2. Реализация во внеурочное время основных целевых образовательных программ различного уровня через вовлечение в проектную и творческо-поисковую деятельность большего числа обучающихся.

3. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности воспитанников совместно с общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, семьями учащихся, получение опыта самостоятельного социального действия, самоорганизации, сохранения здоровья.

Приведенные данные определили нашу цель организации эффективной внеурочной деятельности, способствующей самореализации личности учащегося, развитию его способностей. В настоящее время идёт процесс организации интеллектуальной, общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с социальными партнёрами, учреждениями культуры и спорта, семьями учащихся.

Чтобы внеурочная деятельность стала действительно механизмом развития способностей обучающихся, необходимо осуществление комплексной работы в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования, включающей программу духовно-нравственного воспитания, программу внеурочной деятельности с программами отдельных курсов во взаимодействии с блоком дополнительного образования.

Опираясь на особенности организации образовательного процесса в современной школе, мы выбрали оптимальную (с точки зрения возможностей для самореализации личности ребёнка), на наш взгляд, модель внеурочной деятельности, характеризующуюся взаимодействием и взаимопроникновением трёх структурных блоков: блока урочной деятельности (1-я половина дня), блока внеурочной деятельности и блока дополнительного образования (2-я половина дня).

В рамках данной модели реализуется программа внеурочной деятельности, ставшая содержательным ориентиром при построении программ отдельных курсов. Формы деятельности определены в соответствии с её основными направлениями: общеинтеллектуальным, духовно-нравственным, общекультурным, спортивно-оздоровительным и социальным.

План внеурочной деятельности на 2014-2015 уч. г.

1-е классы

Направление внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Кол-во часов в неделю

Спортивно-оздоровительное

Проект «Растём здоровыми и сильными»*

Спортивный клуб*

Духовно-нравственное

Курс «Истоки»***

1

Общеинтеллектуальное

Кружок «Юный исследователь»***

1

Общекультурное

Кружок «Стань волшебником» ***

1

Проект «Музыкальные уроки»**

Социальное

Курс «Мир деятельности»***

1

2-е классы

Спортивно-оздоровительное

Проект «Растём здоровыми и сильными»*

Спортивный клуб*

Духовно-нравственное

Курс «Истоки»***

1

Общеинтеллектуальное

Кружок «Юный исследователь»***

1

Кружок «Инфознайка»***

1

Кружок СИРС (Система интенсивного развития способностей. Компьютерная программа)*

1

Кружок «Умники и умницы»***

1

Общекультурное

Проект «Музыкальные уроки»**

Социальное

Кружок «Мир деятельности»***

1

Кружок «Полезные привычки»*

1

3-е классы

Спортивно-оздоровительное

Проект «Растём здоровыми и сильными»*

Спортивный клуб*

Духовно-нравственное

Курс «Истоки»***

1

Общеинтеллектуальное

Кружок «Юный исследователь»***

1

Кружок «Инфознайка»***

1

Кружок СИРС (Система интенсивного развития способностей. Компьютерная программа)*

1

Кружок «Умники и умницы»***

1

Общекультурное

Проект «Музыкальные уроки»**

Социальное

Объединение отряд ЮИД*

1

Кружок «Полезные привычки»*

1

Кружок «Мир деятельности»***

1

В том числе (по источникам финансирования):

*деятельность воспитателей ГПД, классных руководителей, специалистов служб сопровождения ОУ (в рамках должностных обязанностей)

**предоставляемая учреждениями ДКМПиС, другими учреждениями в рамках договора о сотрудничестве (бюджетное финансирование)

***факультативы, учебные практики, курсы по выбору (из часов учебного плана)

Формы организации внеурочной деятельности по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное: работа спортивного клуба (многопрофильный спортивный сектор блока дополнительного образования: формирует команды по видам спорта, выбранным обучающимися, готовит участников в личном зачете к спортивным мероприятиям города, округа; участвует в организации и проведении спортивных мероприятий и праздников в школе); организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, спортивных соревнований – учителя ФК и педагоги допобразования; весёлые старты, «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Интересная скакалка»; беседы по охране здоровья; включение в уроки игровых моментов, физ. минуток; участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях (в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования); участие в акциях на уровне города «За здоровый образ жизни», «Спартианские игры», «День Вороны» (воспитатели ГПД, учителя ФК, социальный педагог); реализация проекта «Растём здоровыми и сильными» (подпроекты: «Наш двор», «Дорога в школу»; «Школа светофорных наук»; «Растения и человек»; «Домашние питомцы»; «Чистые руки», «Ох, уж эти зубки»; «Здоровое питание» и др.); реализация программ дополнительного образования в области здоровьесбережения и здоровьесохранения, спортивной направленности (педагоги допобразования).

2. Общекультурное: работа кружка «Стань волшебником» (развитие учащихся средствами художественного творчества); реализация проекта «Музыкальные концерты»; организация экскурсий, выставок детских рисунков, творческих работ обучающихся (в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования); проведение классных часов «Уроки красоты» (об эстетических ценностях, идеалах красоты, добра, этических нормах); традиционные гимназические праздники; участие в конкурсах (конкурсы чтецов, строя и песни), концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне прогимназии, города; реализация программ дополнительного образования эстетического направления.

3. Общеинтеллектуальное: проект «Книга на уроке» (Подготовка и проведение серии уроков по разным предметам на материале одной выбранной книги. Проект ориентирован: на активное использование межпредметной интеграции в привлечении детей к вдумчивому чтению лучших образцов детской литературы; на развитие творчества и познавательной активности школьников через чтение произведений художественной литературы); работа кружков «Умники и умницы», «Юный исследователь», «Инфознайка»; работа НОУ «Росток»; конференция обучающихся «Я – исследователь»; участие в предметных декадах в рамках школьного интеллектуального марафона; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, интеллектуальные игры.

4. Духовно-нравственное: реализация курса «Социокультурные истоки»; встречи с ветеранами войн и труда, «Уроки мужества»; тематические классные часы («Традиции моей семьи»); проекты «Моя родословная», «История семьи в истории моей страны»; родительские собрания «Интересы и увлечения детей»; участие в акции «Подарок ветерану».

5. Социальное: реализация курса «Мир деятельности»; беседы (о правилах дорожного движения, соблюдении этических норм; экологические акции, игры (в формате «Поля чудес» – «Птицы нашего края», акции «И цветы, и деревцо – это города лицо», «От доброго сердца – доброму сердцу»; участие в городских акциях и фестивалях «Растём вместе»; «Белая ромашка», «Спартианские игры»; объединение ЮИД; школьные конкурсы («Супершкольница», «А, ну-ка, рыцари!», «Лучший ученик»); участие в самоуправлении (на уровне класса, школы); коллективные творческие дела.

Реализация плана внеурочной деятельности и дополнительного образования подтвердило зависимость ее эффективности от уровня управленческой деятельности, под которой мы понимаем анализ, планирование, организация деятельности, контроль и коррекция по направлениям: работа с кадрами; учащимися; родителями, социальными партнёрами; мониторинг эффективности инновационных процессов.

Для обработки информации о результативности модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования проводятся мониторинговые исследования, диагностика обучающихся, педагогов, и родителей по критериям: рост социальной активности обучающихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности; уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности).

В качестве объектов мониторинга исследуются: оценка востребованности форм и мероприятий внеурочной работы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; включённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность; результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

Как диагностический инструментарий используется входное, промежуточное и итоговое тестирование обучающихся на выявление направленности интересов и склонностей, способностей младших школьников, а также анкетирование с целью выявления образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей); портфолио обучающихся и педагогов.

В качестве критериев оценки результатов мы выбрали комплексное оценивание результатов образования: специальных, метапредметных и личностных; применение планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности как содержательной и критериальной базы оценки; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Литература:

  1. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/

  2. Осин А.К. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ //Научный поиск.- 2015.- № 3.6.- С. 32-38.

  3. Осин А.К. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ВО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС //Научный поиск.- 2012.- № 2.1.- С. 67-68.

Просмотров работы: 762