СТУДЕНЧЕСКАЯ СТОЛОВАЯ, КАЧЕСТВО ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТУДЕНЧЕСКАЯ СТОЛОВАЯ, КАЧЕСТВО ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Егорова О.Е. 1
1ФГБОУ ВПО «АлтГУ» г. Барнаул, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дети, подростки и студенты - будущее страны, поэтому их здоровье заслуживает огромного внимания. Сегодня правительство страны уделяет большое внимание качеству питания детей в детских садах и школах: на разных уровнях принимают законы, издают указы. Питание же, студентов, практически не регламентируется, поэтому большинство из них питаются не полноценно. На наш взгляд, причинами этому служат нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни. Чаще всего студенты питаются крайне нерегулярно, перекусывая на ходу, всухомятку, 1-2 раза в день, многие не пользуются услугами столовых.

Беспокоит рост популярности у студентов продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, консерванты, модифицированные компоненты. Сегодня неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. К сожалению, статистика последних лет показывает резкое увеличение среди молодых людей лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и т.д. Предотвратить такие заболевания можно, если вести здоровый образ жизни и, в первую очередь, правильно питаться. Кроме того, среди студентов широко распространено употребление алкоголя и курение.

Такая ситуация сводит на нет усилия властей по улучшению качества питания, а значит и здоровья детей. Для предотвращения подобных негативных последствий в вузах должна быть организована полноценная и доступная для данного контингента сеть предприятий общественного питания, способная удовлетворять потребности студентов. Все вышеизложенное объясняет актуальность исследования.

Объектом исследования - качество питания студентов «АлтГУ».

Предмет исследования: питание студентов данного университета в столовой, которая находится по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический 68

Цель работы: изучить и оценить качество питания студентов «АлтГУ".

В организме молодых людей еще не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогуморальной, поэтому они очень чувствительны к нарушению сбалансированности пищевых рационов. В связи с нарушением режима питания за время учебы у многих студентов развиваются заболевании пищеварительной системы, получившие название «болезни молодых», а также гипертоническая болезнь, неврозы и др.

Студенческая пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Нагрузка, особенно в период сессии, значительно увеличивается вплоть до 15-16 час в сутки. Хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания, интенсивная информационная нагрузка и недостаток в двигательной активности могут привести к нервно-психическому срыву. В компенсации этой негативной ситуации большое значение имеет правильно организованное рациональное питание.

В соответствии с физиологическими рекомендациями энергетическая потребность студентов-мужчин оценена в пределах 10 МДж (2585 ккал), студенток - 10.2 МДж (2434,5 ккал).

Обедают студенты, как правило, в столовых, которые располагаются при месте учебы. Это понятно, так как студенты имеют в расположении строго ограниченное количество времени на обед. Стоить отметить, что около 10% в структуре общественного питания вуза занимают различные киоски и буфеты, реализующие, в основном, мучные кулинарные и кондитерские изделия. Полноценный обед включает в себя салат, первое и второе обеденное блюда, напиток, выпечка или десерт. Но такой обед, как правило, большинству студентам просто не по карману...

В столовой нашего вуза, как и во многих других университетских столовых наблюдается огромный дефицит посадочных мест, что заставляет студентам искать альтернативу горячему питанию. Частично компенсировать этот дефицит позволяет посещение студентами близлежащих киосков, буфетов, магазинов, либо полное отсутствие обеда у студента.

В октябре-ноябре 2015 года нами было проведено анкетирование студентов, обучающихся в корпусе "С" АлтГУ. В анкетировании приняло участие 500 студентов. В результате опроса выяснилось, что столовую, хотя бы один раз в неделю, посещает большинство (72%) студентов. Интересен оказался еще тот факт, что больше половины опрошенных (58%) признались в том, что посещение студенческой столовой - это еще и повод приятно провести время с друзьями. С результатами анкетирования можно ознакомиться ниже:

Некоторые ответы на вопросы студентов «АлтГУ» при анкетировании.

  • Вы питаетесь в студенческой столовой?

Да, регулярно - 72%

Да, я бывал(-ю) пару раз в неделю - 26%

Нет, не посещал(-а) ни разу - 2%

  • Где вы едите, если не в студенческой столовой?

Перекусываю чем-то в магазинах - 36%

В различных кафе - 27%

В основном дома - 18%

Всем, что под руку попадется - 9%

Другое - 9%

  • Как бы вы охарактеризовали студенческие столовые?

Возможность весело провести время в компании друзей - 58%

Праздник желудка - 26%

Затрудняюсь ответить - 16%

  • Чем, помимо еды, вы занимаетесь в студенческой столовой? (несколько вариантов ответа)

Встречаюсь с друзьями - 79%

Доделываю домашние задания - 55%

Списываю - 34%

Знакомлюсь с противоположным полом - 11%

Ничем, только ем - 13%

Другое - 5%

В основном студенты в столовой при учебном заведении питаются каждый день или 2-3 раза в неделю. Периодичность питания студента определяется количеством пар и вне учебной нагрузкой.

К сожалению студент на обед выбирает блюдо в соответствии с располагаемой суммой, а не в соответствии с качеством блюда или его пищевой ценностью.

Качество и количество питания студента оказывает огромное влияние на умственную работоспособность. Поэтому меню в студенческих столовых должно быть составлено таким образом, чтобы при любом выборе блюд, студент мог наиболее полно удовлетворять потребность оргазма в макро- и микронутриентах, ориентироваться при этом на студентов с разным достатком.

Проанализировав рацион студентов можно выделить следующие недостатки питания:

  • низкое потребление первых обеденных блюд, как источников аминокислот, креатина, пуриновых оснований, витаминов, минеральных солей, органических кислот, растительных волокон и т.д.

  • практически полное отсутствие в рационе студентов кисломолочных продуктов;

  • низкий уровень потребления белков;

  • недостаточное потребление овощей и фруктов - основных источников витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон;

  • высокий уровень потребления кофе и кофеиносодержащих напитков.

На основании анкетирования, можно сказать, что работа студенческих столовых характеризуется как нестабильная: лишь небольшое количество опрошенных регулярно довольны ассортиментом блюд, их качеством, санитарным состоянием зала, качеством обслуживания.

Основные претензии студентов к ассортименту и качеству продукции заключаются в несоответствии ассортимента блюд заявленному в меню, низкой температуре подачи первых и вторых обеденных блюд, низком качестве мясных блюд, реализации вчерашних остатков и несвежей продукции. Интерьер студенческих столовых в целом студенты находят приемлемым, однако отмечают, что не столько важен интерьер, как возможность вкусно и не дорого пообедать.

Однако для улучшения питания и условий пребывания в столовой необходимо обновлять материально-техническую базу. Было бы неплохо оснастить столовую новым оборудованием, сменить интерьер, мебель. Однако понятно, что в реальных условиях бюджетного финансирования это не возможно. Также для улучшения посещаемости нужно расширять меню путем введения новых блюд; возможно, учитывать мнения потребителей при составлении меню; проводить предприятием самостоятельно анкетирование студентов для более точного определения их потребностей и возможностей; принимать заявки на изготовление различных кулинарных изделий, ввести в продажу свежие фрукты.

Какой же рацион питания студента был бы идеальным?

Начнем с завтрака. По мнению ученых, хороший завтрак должен состоять из продуктов с низким содержанием жира. Идеальный набор для завтрака - каша и бутерброд с сыром, но ни в коем случае не колбаса или сало. Нежирный плавленый сыр или творог вместо масла, свежие фрукты или сок вместо сахаросодержащих продуктов. 1-2 чашки чая или кофе стимулирует психическую активность за счет содержания в этих напитках танина и кофеина. Однако эти вещества положительно влияют лишь в умеренных дозах. Выпив три-четыре чашки кофе, есть риск утратить хорошую реакцию и ясность ума.

Кроме того, известно, что кофеин оказывает заметное мочегонное действие. А даже незначительное (в пределах двух процентов) обезвоживание организма приводит к снижению концентрации внимания и состоянию повышенной раздражительности. Для компенсации этого любителям кофе стоит пить больше воды. Кстати, согласно недавно опубликованным данным особо важное значение для умственной активности имеет не столько еда, сколько питье. По наблюдениям американских специалистов, обеспечение студентов в течение учебного дня свободного доступа к бакам с чистой питьевой водой привело к заметному повышению успеваемости.

Обед может перечеркнуть все надежды на успех во второй половине дня, если он состоит преимущественно из продуктов, содержащих углеводы. В качестве небольшой порции гарнира картофель и макароны вполне приемлемы, но как основное блюдо способны вызвать сонливость и расслабление, так неуместные в середине дня. Сладкий десерт лишь усугубляет этот эффект. Поэтому ученые рекомендуют на обед продукты, богатые белками. Мясо, птица или рыба способствуют наполнению крови аминокислотами, стимулирующими мозговую активность.

За ужином, наоборот, не нужно есть продукты с высоким содержанием белков, например, мясо или рыбу (конечно, если нет необходимости стимулировать энергию для умственной работы в ночное время). Вместо этого хороши углеводы, которые наиболее благоприятно действуют именно незадолго до сна.

Во время сессии в пищевой рацион нужно вносить некоторые коррективы: употребление в этот период дополнительно 10-15 г растительного масла в свежем виде в салатах значительно увеличивает концентрацию внимания и улучшает работоспособность. Молочный белок таких продуктов, как творог, сыр, кисломолочные напитки снижает уровень стресса. Поэтому врачи рекомендуют ежедневно употреблять кисломолочные продукты, в большом количестве - овощи и фрукты. Избежать переутомления поможет стакан зеленого чая с ложкой меда и соком половины лимона. Зимой разумно включать в свой рацион сухофрукты. Калорийность рациона во время сессии должна быть такой же, как при обычной студенческой нагрузке.

Хочется отметить, что соблюдение рекомендаций по рациональному питанию является основным источником повышения устойчивости организма к различным вредным агентам окружающей среды и снижения ряда неинфекционных хронических заболеваний.

Каждому студенту необходимо помнить, что для нормальной жизнедеятельности его организма необходимо сбалансированное поступление с пищей основных ее компонентов, а именно: белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. Очень важно, чтобы калорийность рациона соответствовала энергетическим затратам организма в зависимости от индивидуальных особенностей - таких, как рост, вес, возраст и степень физической и эмоциональной нагрузки.

Таким образом, рациональное питание студентов следует рассматривать как одну из главных составных частей здорового образа жизни молодежи, как один из факторов продления активного периода жизнедеятельности.

Просмотров работы: 9014