ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ КВАЛИФИКАЦИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЮ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА, КАК ОБЪЕКТИВНОГО ПРИЗНАКА СТ. 159. 2 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ КВАЛИФИКАЦИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЮ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА, КАК ОБЪЕКТИВНОГО ПРИЗНАКА СТ. 159. 2 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ

Антоненко Л.И. 1
1Международный юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Рассматриваются проблемы, возникающие на практике при квалификации незаконных действий, связанных с материнским (семейным) капиталом путем предоставления заведомо ложных сведений об отсутствии обстоятельств, препятствующих его получению, в частности наличии судимости.

Ключевые слова: мошенничество, материнский (семейный) капитал, преступление, право на сертификат, семья, дети

Annotation: Are examined the problems, which appear in practice during the qualification of the illegal actions, connected with maternal (family) capital via the assignment of the deliberately false information about the absence of the circumstances, which impede its obtaining, in particular the presence of convictions.

The keywords: swindle, maternal (family) capital, crime, right to the certificate, family, the children

Появление Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 года №256 – ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» принесло не только положительные последствия в виде повышения рождаемости и улучшения качества жизни большинства семей с детьми, но и отрицательные в виде появления преступлений, связанных с незаконными операциями по материнскому (семейному) капиталу. На основании статистики за период с января по октябрь 2015 года было возбуждено 20941 уголовных дел по факту мошенничества (ст. 159 УК РФ), из них 10835 по факту мошенничества, совершенного в крупном или особо крупном размере, что на 9,5% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Сертификат является необходимым документом для получения права распоряжаться средствами материнского капитала, поскольку входит в перечень документов, предъявляемых в орган Пенсионного фонда вместе с заявлением о распоряжении средствами материнского капитал, указанный в п. 6 и 7 Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 декабря 2008г. №779н[2].

Судебная практика, связанная с уголовно-правовой квалификацией неправомерных действий по использованию средств материнского (семейного) капитала по статье 159.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в основном основана на незаконном получении самого сертификата или незаконном получении средств материнского (семейного) капитала самих владельцев сертификата или в соучастии с другими заинтересованными лицами. Согласно диспозиции ч.1 ст. 159.2 УК РФ данный вид мошенничества считается оконченным с момента перечисления средств материнского капитала из Пенсионного фонда путем обмана или введения в заблуждение сотрудников УПФ РФ. Кроме того, денежное выражение материнского (семейного) капитала автоматически позволяет относить данный вид хищения к преступлению, совершенному в крупном размере, предусмотренному ч.3 ст. 159.2 УК РФ. Санкция данной нормы устанавливает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. В соответствии с ч. 3 ст. 15 УК РФ данное преступление относится к преступлениям средней тяжести. А поскольку, согласно ч. 2 ст. 30 УК РФ, уголовная ответственность наступает только за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлениям, со всей очевидностью следует вывод, что с 1 января 2013 г. незаконное получение государственного сертификата на материнский капитал уголовно не наказуемо [1]. Здесь необходимо отметить, что если доказано незаконное получение сертификата на материнский капитал организованной группой – такое преступление уже влечет за собой уголовное преследование.

Откуда же возникают возможности незаконного получения сертификата на материнский (семейный) капитал путем предоставления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат?

В Федеральном Законе от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" прописаны условия прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки в виде сертификата на материнский (семейный) капитал. В частности, женщины, лишенные родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо совершившие в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, теряют право на получение сертификата МСК – п.3 ст.3 N 256-ФЗ[4]. Органы пенсионного фонда при рассмотрении заявления о выдаче сертификата вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребёнка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.Однако органам пенсионного фонда для оформления запросов в органы ЗАГС, опеки и попечительства о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, об отобрании ребёнка, об ограничении в родительских правах, а также в органы МВД о фактах совершения в отношении ребёнка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, требуется подтверждать необходимость направления таких запросов, что исключает 100% проверку поданных документов. Такая бюрократическая волокита приводит, как следствие, к возможным удачным фактам мошенничества, связанным с незаконным получением сертификата на материнский (семейный) капитал.

В связи с положением ст.3 данного закона возникает вопрос: можно ли квалифицировать действия женщины, не указавшей в заявлении на выдачу сертификата факт судимости в отношении своего ребенка, если таковая погашена, как ч.3 ст.30, ч.3 ст.159.2 УК РФ?

В законе факт наличия погашенной или непогашенной судимости не оговорен, поэтому возникает множество спорных моментов в судебной практике. В одних случаях женщинам отказывают в выдаче материнского капитала, в других – ПФР сертификат на МСТ выдает, но по истечении определенного времени подает в суд на его обладателей для признания недействительным государственного сертификата, в третьих – признают виновными в покушении на ч.3 ст.159.2 УК РФ и привлекают к уголовной ответственности, а в четвертых – разрешают дело в пользу матери, чья судимость погашена, ссылаясь на ч.6 ст.86 УК РФ (погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью) [3].

Таким образом, общность формулировки условий возникновения или потери права на дополнительные меры государственной поддержки в законе не дает однозначного решения проблемы при квалификации по факту мошенничества при получении выплат.

Но существует и практика преднамеренного сокрытия факта имеющейся судимости или возникшей уже после подачи заявления на выдачу сертификата МСК. В данных случаях необходимо установить временной интервал, в течение которого возникли условия по потери права на меры государственной поддержки. Мать (отец) здесь несомненно будут являться субъектами преступления, которое можно квалифицировать по ч.3 ст. 159.2 УК РФ, имея прямой умысел на хищение средств материнского (семейного) капитала путем предоставления заведомо ложных сведений.

Для решения этой проблемы необходима более тщательная проверка данных, указанных в заявлении и большая согласованность действий между государственными структурами.

На мой взгляд, в п.3 ст.3 N 256-ФЗ необходимо внести изменения, в которых необходимо разграничить последствия судимости за преступления различной тяжести. В законе указано, что только совершение умышленного преступления в отношении своего ребенка, относящегося к преступлениям против личности, несет за собой потерю права на получение сертификата материнского капитала. С другой стороны, уголовное законодательство говорит о том, что погашенная судимость за любое преступление аннулирует все правовые последствия, предусмотренные Уголовным Кодексом. Таким образом, можно предположить, что мать, совершив убийство собственного новорожденного ребенка, осужденная по ст. 106 УК РФ и приговоренная к лишению свободы условно, отбыв наказание и спустя год погасив свою судимость, может претендовать на государственную поддержку в виде материнского (семейного) капитала (конечно, с учетом уже имеющихся двоих детей)? С точки зрения закона это правомерно, но с точки зрения морали это недопустимо, по моему мнению!

К слову, наиболее распространенным преступлением для женщин является убийство матерью новорожденного ребенка. И поскольку для матери, готовой на убийство только что рожденного ею ребенка, его жизнь априори не является ценной, возможность получения материальной поддержки от государства эта женщина иметь не должна.

Таким образом, предлагается внести пояснения в закон о том, что «мать теряет право на меры дополнительной государственной поддержки в случае …, совершения умышленного особо тяжкого, тяжкого или преступления средней тяжести, даже если мать была реабилитирована в связи с погашением судимости, совершенное в отношении собственного ребенка, относящегося к преступлениям против личности», которые могут разрешить спорные вопросы в судебной практике.

Использованная литература:

  1. Архипов А.В. Проблемы квалификации мошеннических действий, связанных с хищением материнского (семейного) капитала. Уголовная юстиция, 2013, Russian Journal of Criminal Law №2(2).

  2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2008 г. № 779н «Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала» // Российская газета. 2009. № 7.

  3. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996г. №63-ФЗ официальный текст. (действ. ред.) - [Электронный ресурс] – CПС Консультант Плюс - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/

  4. Федеральный закон РФ от 29.12.2006 года №256 – ФЗ (в ред. от 23.05.2015) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - [Электронный ресурс] – CПС Консультант Плюс - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/

Просмотров работы: 1655