ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В 1920-30-Х ГОДАХ В СССР. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В 1920-30-Х ГОДАХ В СССР.

Митин А.Д. 1
1Международный Юридический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное понятие лишения свободы как основного вида наказания звучит как изоляция от общества на определенный приговором срок, путем помещения его в специализированное учреждение. Лишение свободы ставит цели исправления осужденных и предупреждения последующих преступлений со стороны осужденных. Действующая система исполнения наказания сформировалась именно в советский период нашей истории, и конечно же претерпевало существенные изменения с этого исторического периода.

Общеизвестный факт, что первая половина XX века ознаменовалась для России большим количеством изменений в государственном строе, то есть Октябрьской революцией и сменой правящего режима и политики страны в целом, как внутренней, так и внешней. После прихода к власти большевиков, в уже Советской России начался период репрессий, то есть карательных мер со стороны государства, изначально направленных на определенные социальные группы (бывшие при царском режиме полицейские, чиновники, священники и другие), но также и на людей, несогласный с проводимой политикой. Репрессивная политика государства берет свое начало с 1917 года, с периода, который именуют "Красным Террором", продолжающимся по 1922 год.

Тем не менее, машина репрессий продолжила свое развитие, кульминационным моментом которого можно считать "Большой Террор", происходивший при правлении И.В. Сталина, в 1937-38 годы. И именно с именем Сталина больше всего ассоциируется рассматриваемый исторический период, с так называемыми сталинскими репрессиями, проводившимися с конца 20-х и до конца 50-х годов XX века.[1] По приблизительным оценкам исследователей, число пострадавших от репрессивной политики граждан, превышает сорок миллионов. В настоящей статье автору хотелось бы остановиться не столько на причинах проводимых репрессий, но на роли и развитии наказаний в виде лишения свободы, их развитие при новом политическом режиме, затронув период с 1920 по 1930-е года включительно.

Для полноценного понимания происходивших событий в указанном периоде, необходимо определение понятия "репрессия". Итак, репрессии,  частности политические - это принудительные меры, производимые государством, которые применяются к гражданам страны по политическим мотивам. В состав принудительных мер входят различные меры принуждения, такие как принудительное лечение в психиатрических учреждениях, выдворения из страны, лишение гражданства, лишение жизни и свободы, исправительный труд в местах лишения свободы, ссылки, и иные меры ограничения прав и свобод личности. Автор считает, что в рамках одной статьи невозможно описать и сделать вывод о таком периоде как 20-30-ые годы в СССР. По данному вопросу написаны десятки книг, проведены сотни научных исследований, и даже такой пласт знаний не способен описать все происходившее со стопроцентной достоверностью, поэтому в рамках статьи необходимо остановиться на одной из мер принудительного воздействия на человека. Этим видом воздействия будет являться лишение свободы, которое в результате революции и смены политического режима, так же претерпела существенные изменения. Изменения, которые были произведены для большего соответствия внутренней политике СССР, направленной в данный период не на исправление осужденных, как в настоящее время, а именно для подавления какой-либо социальной, этнической группы, для "врагов государства", которые в указанные годы составляли огромное количество людей. К таким группам изначально относились приверженцы свергнутого царского правления, такие как офицеры, дворяне, священники, кулаки и другие слои дореволюционного общества.  Люди принадлежащие к данным группам, были признаны врагами классового общества, и репрессии были обоснованы необходимостью построения нового общества, с помощью революционного терроризма. Таким образом, к наказанию в виде лишения свободы, в то время, приговаривались бывшие члены небольшевистских партий, белогвардейцы, участники крестьянских и других восстаний, саботажники, вредители, спекулянты и другие «антисоветские элементы».

В соответствии с вышесказанным, очевидно, что влияние на развитие института лишения свободы было оказано как политическим, так и идеологическим фактором, которые имеют взаимную связь. Именно в нормативно-правовых актах начала 20-х годов наиболее ярко выражалась карательная политика государства. Тем не менее, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года включал в себя не только направленные на безусловно карательные функции. В нем были заключены и гуманистические принципы, необходимые и для исправления заключенных.[2] В нем имелись нормы о культурно-просветительских работах с приговоренными к лишению свободы, и развил существующие в Российской Империи похожие нормы, направленные на исправленные осужденных, на то, чтобы несмотря на наказание, они не были выкинуты за борт общества, но стали более правосознательными, исправленными. Исследователями подразумевается, что ИТК 1924 года являлся одним из лучших кодифицированных актов в данной отрасли, вобрав в себя не только функции наказания, но и исправления, сформулированные в дореволюционное время. Однако, в 1920 году, появляется новое место для отбытия наказания - лагерь особого назначения. Первый подобный лагерь предназначался для содержания в нем активных врагов советского государства, находился на Соловецких островах и сокращенно назывался СЛОН. Никакой эксплуатации труда заключенных до 1926 года в нем не производилось; лагерь служил лишь местом строгой изоляции саботажников и других контрреволюционных элементов.

ИТК РСФСР просуществовал  9 лет и в 1933 году был принят новый Исправительно-Трудовой кодекс, со своими особенностями. Так, первоначальный ИТК 1924 года включал в себя большое количество различных видов мест лишения свободы, необычную систему перехода из одного вида в другой, что являлось недостатком из-за сложной конструкции. В них входили такие учреждения как: исправительно-трудовые дома, фабричные колонии, трудовые дома, изоляторы специального назначения и многие другие. Так же в нем имелось большое разнообразие видов наказания в виде лишения свободы. Новый же Исправительно-Трудовой Кодекс предельно упростил этот аспект, сократив видовое разнообразие способов отбывания наказания.  Так, основным элементов лишения свободы, и репрессивного механизма, становятся исправительно-трудовые лагеря. При малом сроке наказания, до трех лет, осужденный должен быть отправлен в колонию, при срок больше - в исправительно-трудовой лагерь. ИТЛ существовали с 1918 года, куда отправлялись осужденные граждане, представлявшие опасность для социального строя.

В июле 1929 года СНК СССР принял постановление «Об использовании труда уголовно-заключенных». В этом постановлении на ОГПУ была возложена задача развития хозяйственной жизни наименее доступных, наиболее трудно освояемых и вместе с тем обладающих огромными естественными богатствами окраин  СССР, путем использования труда изолируемых социально-опасных элементов, колонизации ими малонаселенных мест». Ставилась задача организации новых лагерей в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке и в Средней Азии.

Положение об ИТЛ, которое обозначало новые сущность и задачи Исправительно-трудовых лагерей, вступило в силу в 1930 году. В Положении были четко обозначены цели таких лагерей, которые заключались в охране общества от преступников, являющихся особо опасными, и использование их в социально-полезном труде. Положение о труде объяснимо с исторической точки зрения, ведь именно в этот период начала развитие пропаганда полезности и необходимости труда, в связи с социально-экономическим развитием страны. То есть, в начале 30-х годов государства эксплуатировало труд всего работающего населения, и использование труда заключенных не выбивалось из общей внутренней политики страны. Так же в это время увеличивается максимальный срок лишения свободы до 25 лет, ужесточаются условия отбывания наказания.[3]

Таким образом, в связи с индустриализацией государства, происходит утверждение новых принципов организации мест лишения свободы, и основой является положение о производственных факторах, в связи с которыми формируются исправительно-трудовые учреждения. Осужденные к лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях работали при строительстве промышленных объектов, дорог, каналов и иных объектов в дальних регионах, таких как Крайний Север, Дальний Восток и других.

Самым известным моментов в вопросе лишения свободы в 20-30-ые годы в СССР можно считать создание Главного Управления исправительно-трудовых лагерей, более известного по своей аббревиатуре - ГУЛаг. Оно было преобразовано из существовавших ранее Управления исправительно-трудовых лагерей ОГПУ Положением от 1 октября 1930 года. По сути, ГУЛаг - это орган НКВД СССР,  который объединял и руководил местами принудительного заключения граждан, обвиненных и приговоренных к лишению свободы. С созданием ГУЛага вся полнота власти в сфере исполнения лишения свободы, включая нормативное регулирование, переходит к  НКВД. Формально не отмененное, исправительно-трудовое законодательство игнорируется. Численность заключенных с конца 30-х годов значительно возрастает, они интенсивно используются в качестве дешевой рабочей силы. Законодательное регулирование института наказания в виде лишения свободы восстанавливается лишь после смерти Сталина.

Система ГУЛага включала в себя 53 основных управления лагерями, 425 колоний, и более 30 000 мест заключения. Изначально, Положение об ИТЛ разделяло осужденных к лишению свободы на три группы, зависящие от социального статуса и характера совершенного преступления:

1) Осужденные из числа трудящихся, пользовавшиеся до вынесения приговора избирательными правами, осужденные впервые на срок не свыше пяти лет и не за контрреволюционные преступления;

2) Осужденные на срок более пяти лет;

3) Осужденные, относящиеся к нетрудовым элементам, а также осужденные за контрреволюционные преступления.

Так же положением предполагалось разделение тех же осужденных на три режима, первоначальный, льготный и облегченный.

Однако чуть позже эти положения были изменены,  в связи с тем, что на деле эти режимы были препятствием для решения производственно-хозяйственных задач.[4] На основании изменений были установлены другие режимы:

1) Строгий режим - к нему приговаривались особо опасные преступники, преступники-рецидивисты, и осужденные за политические преступления. Такая категория осужденных использовалась при производстве самых тяжелых работ, к ним применялись наиболее тяжкие меры наказания;

2) Усиленный - в нем содержались воры-рецидивисты, граждане, осужденные за грабежи и чуть менее общественно-опасные преступления, и в основном их использовали на общих работах;

3) Общий - к которому приговаривались все остальные заключенные, все, кто находился в ИТК. К ним применялись облегченные, от предыдущих групп требования, была возможность расконвоирования, они могли использоваться в качестве постовой охраны остальных осужденных, находящихся в лагерях.

Для заключённых каждого лагеря в системе ГУЛага существовала стандартная система учёта узников по признаку их трудового использования, введённая в 1935 году. Все работающие заключённые делились на две группы. Основной трудовой контингент, который выполнял производственные, строительные или прочие задачи данного лагеря, составлял группу «А». Помимо него, определённая группа заключённых всегда была занята работами, возникающими внутри лагеря или лагерной администрации. Этот, в основном административно-управленческий и обслуживающий персонал, причислялся к группе «Б». Неработающие заключённые также делились на две категории: группа «В» включала в себя тех, кто не работал по причине болезни, а все остальные неработающие объединялись в группу «Г». Данная группа представлялась самой неоднородной: часть этих заключённых только временно не работали по внешним обстоятельствам - из-за их нахождения на этапе или в карантине, из-за непредоставления работы со стороны лагерной администрации, из-за внутрилагерной переброски рабочей силы и т. п., - но к ней также следовало причислять «отказчиков» и узников, содержащихся в изоляторах и карцерах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система ГУЛаг, была предназначена в первую очередь не для исправления осужденных к лишению свободы, а для использования их в целях бесплатной рабочей силы, так как лагеря занимались множеством отраслей производства, таких как строительство каналов, ГЭС, металлургических предприятий, постройкой железных дорог и множестве других. Несмотря на поистине большое количество заключенных в течение 30-ых годов, труд заключенных, по результатам исследований приносил ничтожные и часто ненужные показатели эффективности. Также, говоря об условиях проживания заключенных в ИТЛ, их невозможно назвать человеческими. Так, к осужденным применялись пытки со стороны надзирающих, издевательства, несмотря на существование определенных норм проживания, еды, и того что кажется правомерным сейчас по отношению к осужденным, все эти нормы неоднократно нарушались.

Подводя итоги, можно выделить такие особенности института лишения свободы в 20-30-ые годы XX века в СССР, как его чрезмерная политизированность, направленность изначально на подавление социальных групп, а позже служа для повышения производственных сил в стране. Так же к особенностям можно отнести чрезмерно большое количество осужденных и направленных в лагеря в результате репрессивной политики, большая занятость заключенных на различных принудительных работах и бесчеловечное к ним отношение, которое после 1939 года начало постепенно улучшаться, заканчивая закрытиями Главного управления исправительно-трудовых лагерей в 1950-х годах.

 

 

Список используемой литературы.

1.      Исправительно-Трудовой Кодекс РСФСР от 16.10.1924.

2.      Исправительно-Трудовой Кодекс РСФСР от 01.08. 1933.

3.      Положение об исправительно-трудовых лагерях (утв. СНК СССР 07.04.1930).

4.      Постановление СНК СССР «Об использовании труда уголовно-заключенных», 11.07.1929.

5.      Гойченко Д. Д. Сквозь раскулачивание и Голодомор. Свидетельства очевидца. М.: Русский путь, 2006.

6.      Хлевнюк О. В. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е годы. - Москва: РОССПЭН, 1996. - 304 с. - 3000 экз.

7.      История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7 томах. Т. 1. Массовые репрессии в СССР / Отв. ред. Н. Верт, С. В. Мироненко. Отв. сост. И. А. Зюзина. М.: РОССПЭН, 2004.

8.      ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960. Под ред. акад. А.Н.Яковлева; сост. А.И.Кокурин, Н.В.Петров. М.: МФД, 2000. стр.333-345

 

 



[1] История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7 томах. Т. 1. Массовые репрессии в СССР / Отв. ред. Н. Верт, С. В. Мироненко. Отв. сост. И. А. Зюзина. М.: РОССПЭН, 2004.

[2] Исправительно-Трудовой Кодекс РСФСР от 16.10.1924.

[3] Постановление СНК СССР «Об использовании труда уголовно-заключенных», 11.07.1929.

[4] ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960. Под ред. акад. А.Н.Яковлева; сост. А.И.Кокурин, Н.В.Петров. М.: МФД, 2000. стр.333-345

Просмотров работы: 1921