ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ.

Худина Т.А. 1, Москова И.В. 1, Ведерникова Н.В. 1
1НГПУ им.К.Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная адаптация инвалидов включает в себя несколько компонентов :

  1. Адаптация к требованиям современного общества

  2. Усвоения и выполнения социальных ролей.

  3. Повышение социального статуса за счет общего и профессионального образования.

  4. Проявление своих талантов и способностей в ходе социальных видов деятельности.

  5. Интеграция в различные коллективы и в социальные группы.

Рассмотрим особенности соц.адаптации детей инвалидов в 3х возрастных группах:

Начальная школа

Подростковый возраст

Юношество

В начальной школе ребенок еще не представляет из себя личность, она только формируется. Однако адаптироваться к требованиям общества ребенок должен и его адаптация определяется рядом показателей: следование требований сознательной дисциплины , выполнение требований по самообслуживанию, владение правилами вежливости, выполнение требований нравственных качеств( честность, верность слова)

;требование к волевых качествам ,что особенно важно в отношении детей с ОВЗ, их волевое развитие несколько запаздывает по отношению развития нравственных и эстетических качеств (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность)

Для младших школьников рекомендовано усвоение следующих социальных ролей. Ученик, сын или дочь, помощник родителей, хозяин домашнего любимца, водитель велосипеда, пассажир общественного транспорта, покупатель и др успешность их усвоения констатируется по результатам соответствующего деятельности.

Учебная деятельность является ведущим видом деятельности в младшей школе поэтому ученик вне зависимости наличия ОВЗ всегда гордится своими учебными успехами и эти успехи позволяют ему реализовать свой результат и повысить самооценку ,ощутив себя членом общества имеющим определенный соц.статус.

Задачей педагога в младшей школе ,родителей, воспитателей группы продленного дня, педагогов в системе доп.образования ,является раскрытие способностей ребенка инвалида, за счет которых может осуществиться его деятельность имеющая соц.значение. В этом плане рассматриваются след. Критерии:1)выбор кружка или секции , мотивация к занятиям в кружке или секции ,устойчивость внимания на этих занятиях, результаты творческой деятельности ребенка и его достижение.

Интеграционные процессы в соц.группы разного состава у младшего школьника ,происходит как правило по одному алгоритму, успешность каждой ступени которого является показателем этой интеграции. Например, при вхождении в любую деятельность, младший школьник бывает сначала наблюдателен и у него формируется эмоциональное отношение к этой группе .На втором этапе ребенок начинает обучаться правилам группы и усваивать работу в ней, затем он начинает повторять модели поведения принятые в группе и только потом становится равноправным членом этой группе.

Совершенно иначе реализуются эти компоненты соц.адаптации и самореализации у ребенка-инвалида в подростковом возрасте. Так у подростка интерес к учебной деятельности значительно снижен, зато гораздо выше интерес к общению со сверстниками ,что и является ведущим видом деятельности. Однако у детей-инвалидов которые обучаются в системе специального образования именно этот вид деятельности в наибольшей степени затруднен, поэтому все указанные компоненты им необходимо пройти с использованием вспомогательных видов деятельности.

Адаптация к требованиям общества происходит благодаря участию в совместной деятельности , благодаря наглядности и вследствие механизма «заражение деятельностью».

Подростки должны усвоить более значительное количество социальных ролей. Способствовать им в этом может личный пример носителя социальной роли, проблемные ситуации, теоретическая подготовка к выполнению определенных социальных ролей. Особое внимание здесь нужно уделять нравственным примерам.

Для подростков с ОВЗ показана ранняя профориентация, поскольку количество профессий которые могут себе позволить в силу своих заболеваний очень не велико и в этом случае важна более точная диагностика предпроффессиональных способностей и склонностей, кроме того ранняя профессионализация способствует к общению в трудовом сообществе ,что может определить дальнейшую судьбу подростка. В этом большую роль играет педагогическое наставничество .

Социальными видами деятельности для подростков будут все виды учебного ,творческого и профессионального сотрудничества. Его педагог может организовать ,как в среде лиц с ОВЗ, так и в рамках инклюзивного образования.

Интеграции в различные организации и группы способствует творческой реализации ребенка с ОВЗ, и осознание собственной идентичности. Необходимо объяснять ,что неограниченные способности организма лишь индивидуальные характеристики ,но не запрет на социальную реализацию. Таким образом, дети и подростки-инвалиды могут пройти успешную социализацию и самореализацию, особенно при учете педагогами всех компонентов и особенностей этого процесса.

Просмотров работы: 871