К семьям социального риска относятся семейные группы, которые не в состоянии по тем или иным причинам обеспечить полноценный уход, образования и развитие, для ребенка инвалида. Нами рассмотрены несколько видов семей группы риска и формы социальной защиты этих семей.
К 1 группе семей входящих в это сообщество относятся неполные семьи. Факторы риска в жизни ребенка инвалида в такой семье это:
1) Недостаточность средств для обеспечения лечения и мед. реабилитации.
2) Недостаточность средств для организации разностороннего образования и развития ребенка, в частности средствами системы доп. образования.
3) Недостаточность внимания и семейных отношений в связи с постоянной занятостью родителя или лица его замещающего.
4) Искаженная модель семьи перед глазами ребенка, не позволяющая его в полной мере усвоить структуру семейных обязанностей и видов деятельности.
Нами предложена программа соц.защиты неполной семьи.
1 фактор. Может быть ликвидирован или скорректирован при своевременном обращении родителей в службу социальной защиты или в образовательную организацию где учится их ребенок. В этой организации родителей в неполной семье ознакомят с существующей нормативно-правовой базой позволяющей ликвидировать материальные проблемы, соорентируют в отношении того какие службы и в каком обьеме должны заниматься материально-техническим обеспечением ребенка с ОВЗ в такой семье. Педагогические кадры помогут снять психологическую напряженность , позицию «просителя» в ходе просвящения родителя по необходимым вопросам.
2 фактор . В целях образования и развития ребенка предусмотрено несколько шагов программы:
1шаг. Диагностика способностей ребенка, общих и специально-творческих.
2шаг. Подбор образовательной организации общего ,специального и дополнительного образования для развития выявленных способностей.
3шаг. Это определение ребенка в образовательную организацию либо на правах полного гос.обеспечения ,либо при условии помощи, нахождения спонсоров. Кроме того возможно определить родителя на курсы повышения квалификации или проф. переподготовки, перепрофилирование его деятельности в целях повышения благосостояния семьи. Особого внимания заслуживают те виды трудовых обязанностей которые можно выполнять находясь дома вместе с ребенком инвалидом, им отдается предпочтение при перепрофилировании.
3 фактор. Обеспечивается психологический патронаж в целях более рационального расходования времени родителем. Так же может быть привлечена помощь добровольческих и волонтерских организаций. Необходимо организовать взаимодействие неполной семьи с дальними родственниками( с бабушками, дядями ,сестрами и др.родственниками) в целях возможности подмены родителя в выполнения некоторой части его обязанностей. Особенно касается организации быта семьи. Ребенок инвалид должен расти в радостной оптимистической атмосфере.
4 фактор. Модели семейных отношений и виды взаимодействия в здоровой семье могут быть увидены ребенком с ОВЗ не только среди ближайшего родственного окружения и среди знакомых,но и при знакомстве с представителями объединений многодетных и приемных семей. Такое знакомство организуется специальным образом и реализуется лучше всего в процессе сотрудничества ребенка с ОВЗ с детьми и взрослыми из таких семей,во время фестивалей, концертов, спорт.праздников и т.д
Другой вид группы риска это многодетные семьи. Факторы риска следующие:
Невысокая материальная обеспеченность для обеспечения оздоровления и образования ребенка.
Недостаточность времени для общения с каждым ребенком для диагностики развития его склонностей и способностей.
Конфликты между старшими и младшими детьми в силу их возрастных психологических особ. Они основаны на претензиях младших детей к высоким правам старших детей. Так же основаны на претензиях старших к избыточному общению со стороны младших. Так же возможны взаимные претензии к повышенному вниманию взрослых в отношении другого ребенка.
Обеспечение образования и оздоровления ребенка в многодетной и малообеспеченной семье законодательно урегулировано. Однако целевое расходование средств должно быть под контролем не только организации соц.защиты ,но и образовательных организаций, для того чтобы не были ущемлены права и свобода ребенка с ОВЗ.
Второй фактор риска может быть значительно снижен за счет разумного распределения обязанностей между всеми членами семьи когда дети выполняют не только обязанности по самообслуживанию, но и помощи младшим членам семьи, особенно ребенку с ОВЗ, а так же по сильной помощи старшим . В этом плане большую роль играет ,раннее привлечение к производительному труду в том числе и со стороны педагогов школ.
Третий фактор может быть разрешен за счет совместной деятельности ,сотрудничества, поощрение желаемой работой ,благодарностью за выполнение обязанностей ,особенно по отношению друг с другом.
Таким образом среди семей риска можно выделить общие и различные факторы негативно влияющие на воспитание детей с ОВЗ. Однако не существует таких факторов которые нельзя было бы скорректировать в ходе социально-педагогической деятельности о чем свидетельствует внедрение разработанной нами программы.