РИСКИ И УГРОЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РИСКИ И УГРОЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Михайлов Д.А. 1, Михайлова А.В. 1
1СВФУ, ФЭИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Осваивать арктику - это путь для укрепления экономической и политической мощи России. Современная арктика -сфера интересов многих стран, так как Арктика кладовая природных богатств, Арктика в ближайщее пятьдясять лет станет одним из основных истночников энергоресурсов и ключевых транспортным узлом планеты. В современной России, как известно ее северным территориям, особенно арктическим, принадлежить особая роль в экономике, вытекающая из их удаленности и трудоспособности, недостаточной развитости транспортной сети, природно-ресурсного потенциала и места в общественном разделении труда. Очень большие запасы природных ресурсов, экологические проблемы и проблемы природопользования, специфическая социальная среда, Северный морской путь - это тот неполный перечень уникальности арктической зоны России, который требует в условия современности особого подхода . районы арктики приобретают все более важное место в системы стратегических национальных интересов РФ. В мировых условиях современности россии необходимо обеспечивать свою геополитическую безопасность.

Арктическая зона с прилегающими территориями Севера представляет для россии регион особых геополитических, экономических, оборонных, научных и социально-этнических интересов с максимальной по отношении к другим странам протяженностью государственных границ в арктике и общирным осваиваемым территориями и акваториями за полярным кругом и очень значительными площадями вблизи него.

В ней сосредоточены :

А) около 30 млрд.м*3запасов лесных массивов, 40% запасов пресной воды, 50% морепродуктов, более 2 млн.голов северного оленя,

Б) от общероссийских запасов: 40% золота, 60% нефти и около 60% угля, газа, никеля, меди, олова, 100

В) от общемировых запасов: 30% алмазов, 15% меди, 10% кобальта, 10% нефти(без шельфа), 30 % природного газа,50% апатитов и др.

В арктической зоне россии  добывается от общероссийских: 100 алмазов, апатитового концентрата, флогопита редких металлов и редких земель, 60 % меди и нефти, 50% продукции лесной и рыбной промышленности.[2]

Северные регионы обеспечивают около 65% валютных поступлений в государственную казну. Здесь же находиться неограниченные резервы увеличения государственных доходов.

Экономическая основа крайнего севера состоит из трех составляющих: это минерально сырьевая база, северны морской путь сельское хозяйство.

 Значение Арктической зоны для нашей страны - довольно-таки противоречивое. С одной стороны. В арктической зоне сконцентрирован мощный природно-ресурсный и оборонно-стратегический потенциал, который является фактором устойчивого развития всей страны. Но в то же время экстремальные условия жизнедеятельности в районах Крайнего Севера осложняют социальные и экономические процессы. Экстремальные климатические условия, особенности рельефа и ландшафта, отсутствие современной производственной и транспортной инфраструктуры является причиной очень высокой стоимости проектов по освоению ресурсов и усложняют их выполнение. Кроме того, эти факторы приводят к тому, что практически для всей территории Арктики характерны очаговый  характер промышленно-хозяйственного освоения и крайне  низкая плотность населения.

Поэтому в настоящее время актуальность данной тематики обусловлена противоречиями между тем, что должно быть. И тем, что происходить в реальности. За последние 20 лет по Крайнему Северу принято множество нормативных актов. Который должны были бы способствовать социально-экономическую росту данной территории , но зачастую они имеют формальный характер и низкую эффективность.

Первостепенной задачей, которую должно решить государство. Является проблема «обвального» оттока населения из территорий Крайнего Севера и приравненных к нему местностей сократилась с 11 млн до 9,8 млн человек. Главными причинами эмиграции населения являются:

  • Экстремальные климатические условия;
  • Отсутствие рабочих мест;
  • Низкий уровень социального обустройства;
  • Неразвитость инфраструктур, отсутствие образовательных, социально-культурных, здравоохранительных учреждений;
  • Высокая стоимость товаров и услуг;
  • Боязнь за свое здоровье.

Таким образом Государству следует активнее регулировать миграционные процессы путем оптимизации структуры рабочих мест и программ привлечения населения в районы Крайнего Севера. Кроме того. Необходимо улучшить условия жизнедеятельности на Севере посредством реализации проектов в области инфраструктуры, образования и здравоохранения.

Следующая задача , которая является не менее актуальной, особенно в процессе превращения Арктики в одну из главных минерально-сырьевых баз страны, -- установка на рациональное освоение природных ресурсов Арктической зоны. Так как рационально организованное хозяйство может стать стабильной точкой роста на долгую перспективу и вывести районы Крайнего севера из депрессионного состояния. Поэтому необходимы новый тип природопользования. Учитывающий главным образом социальные интересы, и новое природоохранное законодательство, чтобы хрупкая экосистема севера не лишилась способности самовосстановливаться.

В-третьих, необходимо определить собственно состав Арктической зоны как территории, для которой разрабатываются и применяются экономические меры государственного регулирования. В утвержденном указом президента от 18 сентября 2008 года документе «основы государственной политики Российской Федерации в арктике в период до 2020 года и на дальнейщую перспективу» состав Российской Арктической зоны определен в общем виде и нуждается в конкретизации. Также государству следует продолжать существующую системы северных надбавок и районных коэффициентов.[2]

А так же не меньше проблемы имеются в возраждении и функционировании Северного морского пути. Оббьем перевозок по Северному морскому пути с 1991 года сократился более чем в три раза. При этом необходимо помнить, что морской путь играет огромную роль в освоении ресурсов шельфов Арктики и удовлетворении потребностей населения северный территорий в перевозках. Для устойчивой и эффективной работы морского транспорта в арктической зоне целесообразно сформулировать программу комплексного развития Северного морского пути, служащего международным транспортным коридором, а так же принять ряд нормативных актов о статусе, инфраструктуре и политики северного морского пути.[4]

Кроме того, действующая авиационная инфраструктура находится в сокращению перевозок. А ведь в Арктической зоне авиация - зачастую единственная возможность доступа населения к цивилизации. Также немаловажны возможности малой авиации в оказании медицинской помощи, доставке почте и различных грузов, тушении лесных пожаров. Но низкая платежеспособность населения. Высокие затраты на содержание аэропортов в условиях Арктики делают большинство местных перевозок экономически нецелесообразными для авиакомпаний. Помочь решению проблемы могли бы меры государственной поддержки развития аэрапортов местного значения, а так же авиакомпаний, работающих на севере. Вдобавок к этому надо создать условия для привлечения инвестиций в развитие авиации.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что арктические территории обладают огромным потенциалом. Поэтому необходимо комплексно сформировать ресурсную. Научно-техническую, промышленность и региональную политику в отношении Арктической зоны. Нацеленную на устойчивое развитие этой территории.

Список использованной литературы.

1. Кашин В. Арктическая кладовая // Ведомости. - 2008. -25 июля.

2. Истомин А., Павлов К., Селин В. Экономика арктической зоны России // Общество и экономика. - 2008. - № 7. -С.158-172.

3. Развитие международного сотрудничества в Арктике [Электронный ресурс] // Ротогзу.ги. - http://www/pomorsy.ru/Departaments/Barents/barentz_new/glava%201.htm

4. Международно-правовые вопросы освоения Арктики [Электронный ресурс] // Известия, сайт новостей. - 2007. - 8 сентября. - http://www.izvestia.ru/media-center/conference924/index.html.

Просмотров работы: 883