1) по списочному составу – нуклеарная , полная , не полная , многопоколенческая
2) По родству к ребенку инвалиду : родная , приемная, опекуны
3) По количеству детей : семья имеющая 1го , 2х детей или многодетная
4) По профессиональному отношению к ребенку инвалиду
Семьи делятся на, где есть специалисты медицинского профиля, педагогического и психологического профиля и где их нет
5) По уровню материального обеспечения : обеспеченные и малообеспеченные
Проблема роли семьи в социально педагогической деятельности по отношении к ребенку инвалиду состоит в разглосовании , разобщенности деятельности родителей , органов опеки и попечительства , органов социальной защиты населения ,юридически – правовых организаций и фондов и системы образований. Рассмотри круг вопросов в которых семья и школа могут помочь друг другу в повышении эффективности социализаций ребенка инвалида
Таблица №1 Функции семьи и школы в отношении ребенка инвалида
Школа – Семье |
Семья – Школе |
1) Способности и склонности 2) Направление его развития 3) Результаты его социализации и проблемы общения 4) Вопросы проф ориентации |
|
Нами разработана программа взаимодействия семьи и школы в вопросах формирования трудолюбия и проф ориентации ребенка с ОВЗ .
Этап № 1 Формирование любознательности и трудолюбия в дошкольном возрасте (ситуационные ролевые и художественно фольклерные игры ,методы домашних поручений, имитация семейных обязанностей , демонстрация в доверии деятельности «работой можно наградить» .
Этап № 2 Формирование умения самообслуживания в начальной школе ( личный пример, избыточное самообслуживание, участие в помощи и обслуживание других членов семьи, поощрение и сотрудничество в деятельности, повышение мотивации достижения успеха за счет указания общественной значимости положительных результатов, специальная работа над повышением самооценки)
Этап № 3 Выявление пред профессиональной направленности и связь ее с видами деятельности ребенка и удовлетворении пред профессиональных потребностей в саморазвитии ( Наблюдение за инициированными ребенком играми, регулирование содержания игр)
Этап № 4 Формирование конкретной профессиональной направленности и профессиональное самоопределение( мониторинг профессиональной направленности, ориентация дополнительного образования ребенка на желаемую сферу профессиональной деятельности (курсу) , включение в профессиональную сферу деятельности )
Этап № 5 Профессиональное образование (школьные учителя, педагоги дополнительного образования, преподаватели профессиональных организаций, конкретизация на конкретное образовательное учреждение и профиль обучения)
Реализация программы взаимодействия семьи и школы в вопросах профессиональной ориентации самоопределения является эффективной при соблюдении следующих педагогических условий :
Регулярность взаимодействия родителей с педагогами и соотнесения шагов семейного и школьного воспитания
Оперативность реагирования на изменения образовательного воспитания в сфере проф ориентации
Непротиворечивость целей семейного и школьного воспитании в сфере профессионального воспитания ребенка с ОВЗ
Разноплановость мероприятий осуществляющихся в семье и школе
Максимально ориентированной профессиональной интеграцией семьи и школы в отношении ребенка с ОВЗ предполагает следующие результаты :
Для родителей – это:
Решение проблемы «иждивенца в доме» ;
Повышение самостоятельности ребенка в бытовых вопросах ;
Повышение педагогической просвещения родителей в вопросах детской инвалидности ;
Своевременное решение социально – семейных проблем .
Для школы – это:
Формирование полноценной информации о жизни ребенка в течении суток ;
Повышение безопасности педагогической деятельности ;
Адресно - построенный режим жизни ребенка ;
Повышение эффективности педагогической деятельности .
Для ребенка – это :
Улучшение нравственных качеств личности ;
Овладение дополнительными видами просоциальной деятельности ;
Ранняя и более точная проф ориентация ;
Обеспечение траектории профессионального образования.