«К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

«К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ»

Готовцева Л.А. 1, Михайлова А.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье акцентируется, что управление персоналом, кадровая служба значительно влияют на эффективность деятельности муниципальных служащих. В работе анализируется опыт использования кадровых технологий в системе муниципальной службы Республики (Саха) Якутия. Научная актуальность данной проблемы обуславливает то, что комплексное использование таких технологий на муниципальной службе является одним из важных ее составляющих. 

Ключевые слова: муниципальная служащие, муниципальная служба, кадровые технологии, муниципальные образования

 

       Целью данной статьи является оценка применения кадровых технологий на муниципальной службе РС (Я).

        В настоящее время применение кадровых технологий в системе муниципальной службы Республики Саха (Якутии) постепенно входят в практику деятельности муниципальных служащих. Но органы местного самоуправления не обладают достаточным опытом применения некоторых традиционных технологий. Кадровые технологии - это средства управления количественными и качественными характеристиками персонала, обеспечивающее достижение целей организации, ее эффективное функционирование [3].

Как в государственной, так и в муниципальной, службе нормативной правовой основой для применения кадровых технологий являются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, регулирующие вопросы прохождения государственной и муниципальной службы, конкурсного замещения вакантных должностей, оценки, увольнения служащих и ряд других [4]. Так, в настоящее время действуют правовые и нормативные акты, которые определяют порядок конкурсного замещения должностей государственной и муниципальной службы, аттестации государственных и муниципальных служащих.

На сайте  Официальном информационном портале Республики Саха (Якутии) (www.sakha.gov.ru ) был опубликован закон от 11.07.07  480-З №975-III «О муниципальной  службе в Республике Саха (Якутия), где упомянуты о том, что в системе муниципальной службы должны быть применены традиционные кадровые технологии [1].

Следует отметить, что в муниципальной службе не все кадровые технологии в равной мере нормативно обеспечены. Чаще всего нормативную правовую основу имеют такие кадровые технологии, как аттестация, конкурсное замещение должностей, формирование и использование кадрового резерва. В настоящее время в некоторых муниципальных образованиях РС (Я) чаще всего не используются, такие кадровые технологии, как управление карьерой, ротация кадров, также технология подбора персонала.

Не применение некоторых кадровых технологий, прежде  всего,  связано  с  предельной  численностью  работников  органов  местного  самоуправления.  Вторая причина - нехватка финансовых средств.  И третья причина - это нехватка знания,  опыта  служащих.

Об этом свидетельствуют отчеты муниципальных образований, справочные материалы и статьи. В справочном материале к отчету органов исполнительной власти в Республике Саха (Якутия) в 2010 году «О кадровой политике в области государственной и муниципальной службы» был проведен анализ исполнения требований законов Российской Федерации и Республики (Саха) о муниципальной службе Якутия Департаментом кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Президента и Правительства Республики (Саха) Якутия. Итак, по итогам 2010 года своевременно не прошли аттестацию 504 муниципальных служащих - это 25 улусов (районов), ни одного конкурса не провели, имея по несколько вакантных должностей 6 улусов (районов), не имеют резерва кадров на замещение вакантных должностей так же 6 улусов (районов), в течение года 1 улус (район) не обучил ни одного муниципального служащего, также несколько улусов (районов) обучили всего по 1-2 муниципальных служащих [7].

В настоящие время данные показатели значительно улучшились, о чем свидетельствует проведенные исследования в муниципальных образованиях, также в Окружной администрации города Якутска. В марте текущего года в администрации МР «Нюрбинский район» проведена очередная аттестация муниципальных служащих. Всего прошли аттестацию 12 человек. Трое аттестованы с поощрением, также, в рамках аттестации, представителем Департамента кадровой политики, государственной и муниципальной службы было проведено тестирование муниципальных служащих. Следует отметить, что все показали очень высокие результаты, так средний балл 93 из 100, низший - 73 (при проходном 60). Двое аттестуемых показали 100-балльный результат. Одновременно с аттестацией был проведен квалификационный экзамен на присвоение очередного классного чина для 9 муниципальных служащих. По результатам тестирования и собеседования 8-ми специалистам присвоен очередной классный чин «референт муниципальной службы 2 класса», 1 специалисту приостановлено присвоение очередного чин 1 муниципальной служащей в связи с тем, что она в должности начальника управления экономики работает с 2006 г. и в качестве меры поощрения, в соответствии со ст.5 Закона РС(Я) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим» досрочно присвоен чин «советник муниципальной службы 2 класса» [6]. В Кобяйском улусе по социологическому опросу было оценено применение кадровых технологий на муниципальной службе, где приняли участие муниципальные служащие 13 муниципальных образований Кобяйского улуса. В большинстве муниципальных образований применяют «постоянно» аттестацию кадров (72, 9%,) квалификационный экзамен (84,6%) и регламентацию деятельности (76,9%).  «Время от времени» используют технологию профессионально-квалификационного развития муниципальных служащих, т. е. подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров (69,23%) [5].  В Окружной администрации г. Якутска по данным 2015 года количество муниципальных служащих, прошедших аттестацию и присвоивших классный чин увеличилось на 40% по сравнению с 2012 годом (6,5%), количество муниципальных служащих, обучающихся по программам переподготовки, второго высшего образования по направлениям деятельности увеличилось на 50%, количество муниципальных служащих рассмотренных на комиссии по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов увеличилось на 88,2% [2].

Из вышеизложенных данных можно сказать, что сложилась определенная система обучения и повышения квалификации муниципальных служащих. Известно, что базовым образовательным учреждением для муниципальных служащих является ГБОУ ДПО «Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия)», в котором обучаются муниципальные служащие РС (Я).  Также в настоящее время постепенно стали использовать такие кадровые технологии, как информационные и антикоррупционные технологии, о чем свидетельствует усиленный контроль кадровых отделов муниципальных образований над деятельностью муниципальных служащих Департаментом кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) на Официальном информационном портале Республики Саха (Якутии), но,  несмотря  на  это  до  настоящего  времени  остаются  недостаточно  исследованными  многие  аспекты  разработки  и  внедрения  современных  кадровых  технологий  в  системе  муниципальной  службы

В заключении можно сказать, что показатели применения кадровых технологий в системе муниципальной службы РС (Я) за 5 лет и нынешнее состояние показывают, что пока их можно охарактеризовать как положительные,  что,  однако,  не  означает  отказ  от  идеи  ее  дальнейшего  и  постоянного  совершенствования. Для улучшения кадровой  работы  с  муниципальными  служащими,  нужно  автоматизировать  кадровые  процессы  и  кадровые  технологии,  чтобы  своевременно  выработать  и  принять  необходимые  управленческие  решения  при  работе  с  персоналом. Также рекомендуется повысить прозрачность, развивать информатизацию процессов и процедур кадровой деятельности, так как применение современных управленческих подходов выражают потребность республики и общества в высококонкурентной системе управления как в муниципальной, так и на государственной службе в целом.

Список использованной литературы:

1.                Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 года 480-З N 975-III «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)» [Официальный информационный портал Республики Саха (Якутии)] -  URL: http://www.sakha.gov.ru/node/5564

2.                Муниципальная программа «Развитие кадрового потенциала. Улучшение условий и охраны труда в городском округе «город Якутск» на 2015 - 2017 годы»

3.                Широков А. Н. Муниципальное управление : учебник / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. - М. : КноРус, 2010. - 47 с.

4.                Астахов  Ю.В.  Современные  кадровые  технологии:  от  теории  к  муниципальной практике [КиберЛенинка] - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kadrovye-tehnologii-v-sisteme-munitsipalnoy-sluzhby-opyt-problemy-perspektivy-belgorodskiy-opyt

5.                Соловьева М. Н., Борисова У. С. Практика применения кадровых технологий в системе муниципальной службы [СибАК] -  URL: http://sibac.info/13681

6.                Итоги аттестации муниципальных служащих МР «Нюрбинский район» [Официальный информационный портал Республики Саха (Якутии)] -  URL: http://www.sakha.gov.ru/sakha/node/171378

7.                О кадровой политике в области государственной и муниципальной службы и о задачах на 2011 год [Официальный информационный портал Республики Саха (Якутии)] -  URL: http://www.sakha.gov.ru/node/1124

 

Просмотров работы: 2326