ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Иванова С.А. 1
1Северо-Восточный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Проблемы образования в последние годы неизменно занимают в России одно из первых мест в общественном дискурсе.

Наиболее заметные из проблем - переход к вариативной системе образования, диверсификация образовательных учреждений, появление рынка учебной литературы, легитимизация рынка образовательных услуг, информатизация системы образования, рост числа высших учебных заведений (прежде всего - негосударственные образовательные учреждения),  сокращение объемов бюджетного финансирования государственных учебных заведений. [1]

Среди отечественных исследователей нет однозначной точки зрения, существует ли кризис российской системы образования или это нечто иное. Достаточно подробное изложение различных точек зрения по данному вопросу представлено в работе Е.В. Бодровой и С.Б. Никитиной «Кризис системы образования, Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX - XXI веков».[2] Несмотря на множественность позиций по этому вопросу, автор склонен все-таки считать существующее положение российского образования именно кризисом. Кризис, который сопровождается наличием «ошибок» в работе всей образовательной системы, которые не позволяют ей эффективно выполнять свои функции. На основании этих позиций, можно выделить несколько ключевых проблем:

1.     Низкая связь между этапами образования (ЕГЭ).

Более половины участников всероссийского опроса Левада-Центра

(54%) полагают, что с помощью устных экзаменов, а не ЕГЭ, можно точнее определить уровень знаний школьников, и ровно вдвое меньшее число ответивших (27%) придерживаются противоположной точки зрения.[3] В ЕГЭ, как правило, четко выстроенная схема тестовых заданий- шаблонные задания.  Естественно, это не позволяет учитывать креативные, творческие стороны учащихся. Например, в Якутии впервые выпускники приняли участие в ЕГЭ в 2001 году и выше минимального порога сдали все. Таким образом, для учащихся основным критерием становится сдача ЕГЭ, а не выбор специализации. 

2.     Снижение качества образования в высшей школе.

Общее среднее образование становится прочным фундаментом, на котором строится образование человека, то есть «образование через всю жизнь». Однако на протяжении двадцати лет система российского образования находится в стадии реформ и модернизаций. Несмотря на их общий прогресс,  они не самым лучшим образом сказываются на выполнении образовательными учреждениями своих основных функций. По последним данным международного мониторинга оценки качества образования по шкале PISA (Programme for International Student Assessment), который проводится раз в три года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), из 65 стран, включенных в исследование, Россия занимает место в четвертом десятке, ближе к концу списка. [4]

Для повышения качества образования в старшей школе необходимо решить ряд проблем:

- определенный дефицит в высококвалифицированных педагогических кадрах;

-  появилась необходимость проводить более тщательный отбор педагогов при приеме на работу;

- следует усилить как материальную, так и нематериальную заинтересованность учителей в повышении качества образования;

- необходимо осуществлять систематический контроль учителей над качеством преподавания ими предметов. [5]

3. Недостаточное финансирование системы образования.

По оценке некоторых специалистов, сегодня в России на образование приходится 2,9%  ВВП, тогда как в развитых странах - 4-5%. В пересчете на абсолютные цифры это означает, что по западным стандартам российское образование ежегодно недополучает примерно 250 млрд. рублей, или около 8,5 млрд. долларов. Однако за последние годы можно наблюдать увеличение государственных расходов в сфере образования:

Таблица 1

Государственные расходы на образование по подразделам классификации расходов бюджетов (миллиарды рублей):[6]

 

2005

2010

2011

Дошкольное образование

113

321

394,7

Общее образование

356

827,4

989,7

Среднее профессиональное образование

43,4

102,1

115,3

Высшее профессиональное образование

125,9

377,8

416,8

Молодежная политика и оздоровление детей

24,8

49,5

57,3

 

Однако сама по себе финансовая поддержка образования не приведет к резкому повышению его качества. Необходимо оценивать эффективность и рациональность использования выделенных средств.
4. Проблема соответствия номенклатуры дипломов и требований рынка труда. 

         Проблемы образовательной системы и рынка труда все чаще выступают поводом для дискуссий. К их числу можно отнести диспропорции на рынке труда, проявляющиеся в нехватке кадров необходимой квалификации, которые запрашивают работодатели, и в трудоустройстве не по специальности. Еще больше усугубляет ситуацию ухудшение качества образовательной подготовки и низкие показатели курсов повышения квалификации. Сегодня почти каждый выпускник сталкивается с проблемами трудоустройства. Более того, студент, который получил хорошие теоретические знания в учебном заведении, не всегда готов применять ее на практике.  В итоге, многие выпускники не могут трудоустроиться. В настоящее время молодежь составляет большую группу безработных - более 30% от общего числа безработных. [7]

5. Коррупция. Школы борются за сильных детей, поскольку хорошие выпускники создают им имидж. Это особенно важно в современной ситуации, когда по демографическим причинам число детей невелико. По тем же причинам за сильных абитуриентов борются вузы, особенно сильные, престижные. Чем выше конкурс, чем больше желающих и строже отбор, тем лучше. Но наличие конкурса, когда принимают не всех, у нас неизбежно приводит к появлению коррупционной составляющей.[8] Почти все россияне знают, что поступление в вуз требует денег, они к этому привыкли, это превратилось в своего рода норму. Это очень четко характеризуют ответы россиян на вопрос Левада-Центра: «Что сейчас более всего необходимо для поступления в высшее учебное заведение?» Ответ «Знания» дали только 17% участников опроса, еще меньшее число ответов пришлось на «Связи» - 13%, а 2/3 (67%) выбрали вариант ответа «Деньги». Если же просуммировать ответы «Связи» и «Деньги», то мы получим 80%, т. е. 4/5 россиян не связывают возможность поступить в вуз со знаниями абитуриентов или, в лучшем случае, только со знаниями.

6. Падение престижа ПТУ и техникумов.

В настоящее время принято обязательно иметь высшее образование, чтобы хорошо трудоустроиться и получать высокую заработную плату. Но рынок труда перенасыщен специалистами, у которых высшее образование, при этом существует недостаток работников со средним профессиональным образованием. Например, по данным Госкомстата,  в Якутии в образовательных организациях среднего профессионального образования учатся 15316 чел. по состоянию 2014/2015 учебного года, а в организациях высшего образования - 30422 чел.

Закон об образовании - попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

 

Список использованной литературы.

1.     Мазур Ю.Ю. Проблема образования в условиях антропологического кризиса // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2010. С.68 - 73.

2.     Ильин Г.П. Кризис как устойчивое состояние современного образования // Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) [Электронный ресурс]. - URL: http://rus.aktobe/kz/beb/g6_05_02.htm (дата обращения: 8.06.2015)

3.     ЕГЭ глазами россиян. 26.05.2011г. Электронный ресурс / http://www.levada.ru/education.html

4.     Programme for International Student Assessment. Электронный ресурс / http://www.oecd.org/edu/pisa

5.     И.А. Васильев. Качество школьного образования: субъективный взгляд на объективный процесс// Социологический журнал. 2013. №4.

6.     Гохберг Л. М., Забатурина И. Ю., Ковалева Г. Г., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К., Шувалова О. Р. Образование в цифрах: 2013: кр. стат. сб. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - С. 17, 19.

7.     Чернышева Н. И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения//Наука и экономика. 2011. № 1-5. С. 62-63.

8.     Борусяк Л.Ф. ЕГЭ как зеркало проблем российского образования//Вестник общественного мнения. № 3 (101) июль-сентябрь 2010г.

 

Просмотров работы: 13687