ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Ельчищева К.И. 1
1Алтайский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

А. И. Савенков отмечает, что подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя [3, c. 103]. Очевидно, что исследовательские умения имеют высокую ценность и для развития личности ребенка, и для общества в целом. Готовность к поиску новой информации поможет ученику обнаружить и реализовать свои способности, успешно реализовать свои образовательные потребности.

Для выявления реального уровня сформированности умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира мы подготовили и провели эмпирическое исследование. Исследование проходило на базе МБОУ  «Гимназии № 42» г. Барнаула. В эмпирической работе участвовали  учащиеся 2 «А» класса  в количестве 31 человека.

Выбор методов - это одна из важных составляющих подготовительного этапа научно-педагогического исследования.  Он напрямую зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования [2, c. 32]. С целью выявления уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у детей младшего школьного возраста была проведена диагностическая методика выявления уровня развития умения наблюдать Л. И. Буровой [1]. Уровень сформированности умения наблюдать определяется по следующим показателям:

1.       Умение целенаправленно подчинять своё восприятие природы соответственно поставленной задаче;

2.       Полнота наблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и состояний объекта или явления);

3.       Планомерность (определённая последовательности рассмотрения объекта или явления);

4.       Тонкость (умение подмечать малозаметные компоненты объекта);

5.       Интерпретация (осмысление воспринятого в свете прежнего субъектного опыта);

6.       Саморегуляция (отношение к наблюдаемому и оценка своей деятельности).

Учащимся были предложены следующие задания:

Задание № 1. Описание реального объекта.

Методика выполнения задания: в процессе наблюдения за объектами живой природы школьникам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Что это такое?

2. Каковы признаки данного объекта?

Задание № 2. Нахождение недостающих деталей на двух рисунках.

Методика выполнения задания: детям было предложено внимательно рассмотреть два сходных рисунка и назвать отсутствующие детали объекта живой природы на одном из рисунков.

Задание № 3. Определение насекомых по контурам.

Методика выполнения задания: детям было предложено назвать насекомых по контурному рисунку (стрекоза, паук,  жук, комар).

Обработка результатов:

Задание № 1 - максимум 2 балла.

Задание № 2 - максимум 2 балла.

Задание № 3 - максимум 4 балла.

По результатам выполнения трех заданий мы определили следующие уровни сформированности умения наблюдать:

Высокий уровень - 7 - 8 баллов: учащиеся самостоятельно ведут целенаправленное восприятие, дают полную характеристику наблюдаемого объекта, наряду с существенными показателями подмечают малозаметные компоненты, наблюдается интерес в продолжение наблюдения.

Средний уровень - 5 - 6 баллов: для учащихся характерно целенаправленное восприятие, наблюдения ведутся многими органами чувств, учащиеся подмечают малозаметные компоненты наблюдаемого объекта, характерно осмысление наблюдаемого в свете субъектного опыта, интерес не пропадает в течение всего наблюдения.

Низкий уровень - 3 - 4 балла: учащиеся выделяют основные черты объекта, но часто несущественные, не могут самостоятельно вести наблюдение, но помощь учителя воспринимают охотно, характеризуют объект наблюдения при постановке дополнительных вопросов.

Очень низкий уровень - 0 - 2 балла: учащиеся не могут следовать задаче наблюдения, легко меняют установку наблюдения, отвлекаются на яркие признаки, восприятие слабо дифференцированное и бедное, выделяют только несколько броских признаков, чаще воспринятых зрением; интерпретация выражена слабо, не могут увязать наблюдаемое с субъектным опытом без помощи учителя; отношение к наблюдаемому чаще нейтральное или положительное, но интереса к собственное деятельности не проявляет.

Результаты сформированности умения наблюдать у учащихся 2 класса мы представили в диаграмме.

Анализ результатов исследования показал, что у 10 человек (32 %) -  высокий уровень сформированности умения наблюдать. Со средним уровнем выявлено 17 учащихся (55 %). С низким уровнем умения наблюдать в классе оказалось 4 человека (13 %). Положительным результатом мы можем считать тот факт, что в классе не оказалось детей с очень низким уровнем развития наблюдательности.

Полученные данные говорят о том, что преобладающим уровнем развития умения наблюдать у детей второго класса является средний уровень. Это может быть связано с началом формирования природоведческих знаний у детей. Можно предположить, что уровень умения наблюдать у учащихся будет возрастать от класса к классу. Однако для этого необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу родного края на уроках окружающего мира в начальной школе.

 Список литературы

1.    Бурова, Л. И. Экологическая практика учащихся начальной школы : организация и содержание [Текст] / Л. И. Бурова // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 57.

2.    Основы теории и технологий в педагогике Учебное пособие / Т. В. Богуцкая, Л. И. Жарикова. - Барнаул : АлтГПА, 2014. - 193 с.

3.    Савенков, А. И. Учебные исследования в начальной школе [Текст] / А. И. Савенков // Начальная школа. - 2007. - № 12.- С. 101-108.

Просмотров работы: 3866