А. И. Савенков отмечает, что подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя [3, c. 103]. Очевидно, что исследовательские умения имеют высокую ценность и для развития личности ребенка, и для общества в целом. Готовность к поиску новой информации поможет ученику обнаружить и реализовать свои способности, успешно реализовать свои образовательные потребности.
Для выявления реального уровня сформированности умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира мы подготовили и провели эмпирическое исследование. Исследование проходило на базе МБОУ «Гимназии № 42» г. Барнаула. В эмпирической работе участвовали учащиеся 2 «А» класса в количестве 31 человека.
Выбор методов - это одна из важных составляющих подготовительного этапа научно-педагогического исследования. Он напрямую зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования [2, c. 32]. С целью выявления уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у детей младшего школьного возраста была проведена диагностическая методика выявления уровня развития умения наблюдать Л. И. Буровой [1]. Уровень сформированности умения наблюдать определяется по следующим показателям:
1. Умение целенаправленно подчинять своё восприятие природы соответственно поставленной задаче;
2. Полнота наблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и состояний объекта или явления);
3. Планомерность (определённая последовательности рассмотрения объекта или явления);
4. Тонкость (умение подмечать малозаметные компоненты объекта);
5. Интерпретация (осмысление воспринятого в свете прежнего субъектного опыта);
6. Саморегуляция (отношение к наблюдаемому и оценка своей деятельности).
Учащимся были предложены следующие задания:
Задание № 1. Описание реального объекта.
Методика выполнения задания: в процессе наблюдения за объектами живой природы школьникам предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Что это такое?
2. Каковы признаки данного объекта?
Задание № 2. Нахождение недостающих деталей на двух рисунках.
Методика выполнения задания: детям было предложено внимательно рассмотреть два сходных рисунка и назвать отсутствующие детали объекта живой природы на одном из рисунков.
Задание № 3. Определение насекомых по контурам.
Методика выполнения задания: детям было предложено назвать насекомых по контурному рисунку (стрекоза, паук, жук, комар).
Обработка результатов:
Задание № 1 - максимум 2 балла.
Задание № 2 - максимум 2 балла.
Задание № 3 - максимум 4 балла.
По результатам выполнения трех заданий мы определили следующие уровни сформированности умения наблюдать:
Высокий уровень - 7 - 8 баллов: учащиеся самостоятельно ведут целенаправленное восприятие, дают полную характеристику наблюдаемого объекта, наряду с существенными показателями подмечают малозаметные компоненты, наблюдается интерес в продолжение наблюдения.
Средний уровень - 5 - 6 баллов: для учащихся характерно целенаправленное восприятие, наблюдения ведутся многими органами чувств, учащиеся подмечают малозаметные компоненты наблюдаемого объекта, характерно осмысление наблюдаемого в свете субъектного опыта, интерес не пропадает в течение всего наблюдения.
Низкий уровень - 3 - 4 балла: учащиеся выделяют основные черты объекта, но часто несущественные, не могут самостоятельно вести наблюдение, но помощь учителя воспринимают охотно, характеризуют объект наблюдения при постановке дополнительных вопросов.
Очень низкий уровень - 0 - 2 балла: учащиеся не могут следовать задаче наблюдения, легко меняют установку наблюдения, отвлекаются на яркие признаки, восприятие слабо дифференцированное и бедное, выделяют только несколько броских признаков, чаще воспринятых зрением; интерпретация выражена слабо, не могут увязать наблюдаемое с субъектным опытом без помощи учителя; отношение к наблюдаемому чаще нейтральное или положительное, но интереса к собственное деятельности не проявляет.
Результаты сформированности умения наблюдать у учащихся 2 класса мы представили в диаграмме.
Анализ результатов исследования показал, что у 10 человек (32 %) - высокий уровень сформированности умения наблюдать. Со средним уровнем выявлено 17 учащихся (55 %). С низким уровнем умения наблюдать в классе оказалось 4 человека (13 %). Положительным результатом мы можем считать тот факт, что в классе не оказалось детей с очень низким уровнем развития наблюдательности.Полученные данные говорят о том, что преобладающим уровнем развития умения наблюдать у детей второго класса является средний уровень. Это может быть связано с началом формирования природоведческих знаний у детей. Можно предположить, что уровень умения наблюдать у учащихся будет возрастать от класса к классу. Однако для этого необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу родного края на уроках окружающего мира в начальной школе.
Список литературы
1. Бурова, Л. И. Экологическая практика учащихся начальной школы : организация и содержание [Текст] / Л. И. Бурова // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 57.
2. Основы теории и технологий в педагогике Учебное пособие / Т. В. Богуцкая, Л. И. Жарикова. - Барнаул : АлтГПА, 2014. - 193 с.
3. Савенков, А. И. Учебные исследования в начальной школе [Текст] / А. И. Савенков // Начальная школа. - 2007. - № 12.- С. 101-108.