Анализ любой технической системы с позиции триботехники позволяет выявить совокупность факторов, определяющих процесс изменения технического состояния элементов машины, а также наметить основные направления исследований по обеспечению надежности. Результаты оценки надежности системы позволяют разработать комплекс мероприятий по обеспечению долговечности деталей и сопряжений на стадиях конструирования, производства и эксплуатации; подобрать материалы, обеспечивающие заданную долговечность деталей и сопряжений, а также периодичность проведения воздействий в эксплуатации, направленных на поддержание работоспособности узла [3].
В качестве анализируемой системы выбран стандартный амортизатор передней подвески легкового автомобиля. Температура жидкости внутри амортизатора составляет 160̊С, скорость ее движения составляет 20-30м/с, давление - от 0,1 МПа до 1 МПа [1]. За основные элементы амортизатора принимаем: цилиндр, поршень, шток, направляющая втулка штока, сальник, донный клапан, верхнее и нижнее крепления Технические характеристики для анализируемого амортизатора представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Технические характеристики рассматриваемого амортизатора
Наименование |
Ед. изм. |
Значение |
Ход штока |
мм |
229 |
Длина в сжатом состоянии |
мм |
364,5 |
Длина по присоединительным размерам (шток вытянут) |
мм |
593,5 |
Скорость поршня при номинальном усилии амортизатора |
м/с |
0,31 |
Ход сжатия |
Н |
247 |
Ход отбоя |
Н |
565 |
Масса |
кг |
2,2 |
Далее выполним построение структурной схемы, которая показывает взаимодействие составляющих элементов амортизатора (Рис.1)
Из полученной схемы выбираем соединение штока с поршнем, целостность которого в данной конструкции обеспечивает резьбовое соединение.При оценке факторов, которые определяют долговечность сложной системы, нужно учитывать характер взаимодействия всех ее элементов в процессе функционирования. В описание механической системы для этого должны входить результаты анализа ее структуры (блок I) с обозначением параметров режимов работы каждого структурного элемента. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Блок I - Исходные значения структуры
Характеристика |
Соединение |
|
Шток |
Поршень |
|
Материал |
Сталь 40 ГОСТ 1050-88 |
Сталь 40 ГОСТ 1050-88 |
Геометрические параметры |
∅10,5 |
∅44 |
Условия посадки |
- |
0,020 |
Модуль упругости |
590 МПа |
590МПа |
Твердость поверхности |
НВ578 |
НВ578 |
Высота микронеровности |
Ra1 |
Ra1 |
Следующим этапом трибоанализа является оценка влияния изменения состояния и связанного с этим изменением режимов работы каждого из элементов на условия работы и долговечность остальных элементов системы (Таблица 3).
Таблица 3 - Блок II - Показатели, определяющие условия работы и режим взаимодействия деталей
Характеристика |
Соединение «шток-поршень» |
Нагрузка |
Давление 0,1 МПа |
Температура окружающей среды |
Нагревает до 160 и выше |
Температура трения |
Соответствует температуре амортизационной жидкости |
Скорость перемещения |
Жидкость перетекает со скоростью 20-30 м/с, скорость поршня 0,31 м/с |
На заключительном этапе устанавливают зависимости показателей долговечности и функционирования всей системы (блок III) от изменения технического состояния и режимов работы отдельных элементов. Используя эти зависимости, можно решить две важнейшие задачи машиностроения: определение предельного состояния элементов машины и прогнозирование изменения технического состояния машины и ее ресурса [2].
Таблица 4 - Блок III - Показатели, характеризующие изменение состояния элементов системы в процессе работы
Характеристика |
Соединение |
|
Шток |
Поршень |
|
Вероятность безотказной работы |
0,8 |
0,9 |
Блок I позволяет выполнить анализ структуры системы по параметрам режимов работы каждого структурного элемента.
Блок II позволяет оценить влияние изменения состояния и связанного с этим изменением режимов работы каждого из элементов на условия работы и долговечность всех элементов системы в целом.
Блок III устанавливает зависимость показателей долговечности и функционирования всей системы от изменения технического состояния и режимов работы отдельных элементов.
Приведенная схема трибоанализа системы является основой для разработки систем диагностирования технического состояния амортизатора, разработки мероприятий по обеспечению работоспособности комплектующих элементов и узла в целом.
В результате установлены признаки предельного состояния элементов амортизатора, приводящие к отказу. К процессам, предшествующим появлению отказов, протекающим в местах соединения деталей, следует отнести изнашивание, усталость материала. Следует отметить, что происходящие изменения, вызываемые в материале воздействующими факторами, являются необратимыми. По характеру изменения во времени воздействия можно считать постоянными, и допускается предположить, что они закономерно изменяются.
Амортизатор подвержен активной эксплуатации в непрерывном режиме в сложных условиях: высокая температура и большое давление. Причинами отказов могут быть дефекты, допущенные при:
Износ в соединении вызывает плохое перетекание жидкости через клапаны и как следствие вызывает плохое демпфирование. Изменяется нагрузка на элементы и возникает вероятность разрушения.
Таким образом, рассматриваемое соединение с точки зрения снижения последствий отказа относится к группе II уровня сложности. Соединение «Шток-поршень» конструктивно выполнен таким образом, что при визуальной диагностике невозможно определить степень износа. Определение износа требует стендовой диагностики, а ремонт полной разборки амортизатора.
Список использованных источников:
1. Добромиров В.Н., Острецов А.В. Конструкции амортизаторов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Авто-мобиле- и тракторостроение». - М: МГТУ «МАМИ», 2007. - 47 с.
2. Зорин В.А. Надежность машин: Учебник для вузов / В.А. Зорин. В.С. Бочаров. - Орел: ОрелГТУ, 2003. - 548 с.
3. Зорин В.А. Основы работоспособности технических систем : учеб-ник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Зорин. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.