ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СТРУКТУРЫ ДОГОВОРА О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СТРУКТУРЫ ДОГОВОРА О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Евстифеев А.С. 1, Иксанов Р.А. 2
1ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Башкирский ГАУ, кафедра государственного и муниципального управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в своём развитии преодолел нелёгкий путь. Значение ЕАЭС как интеграционного объединения для России можно оценить как приоритетное. Современная Россия, ориентированная на развитие рыночных отношений, непосредственно вовлечена в глобализационные процессы, которые оказывают самое разнообразное влияние на экономику страны[5]. Участие и сотрудничество России в ЕАЭС обуславливает развитие международных торговых отношений на данный момент. В системе права ЕАЭС существует много проблем и вопросов, которые требуют незамедлительного разрешения и регулирования. Актуальность этих проблем связана с тем, что в XXI веке, в веке высоких технологий и бурно развивающегося постиндустриального общества, роль ЕАЭС в экономическом развитии страны постоянно растет.

Принятие правовых основ ЕАЭС имеет свои особенности. Его началу послужили, с одной стороны развал СССР, а с другой стороны ход событий, происходивших уже после распада Советского Союза. В 1995 году президенты стран Беларуси, Казахстана, России  и позже присоединившееся другие страны (Кыргызстана и Таджикистана) подписали первые соглашения, которые ознаменовали создание Таможенного союза, что дальнейшем и определило создание ЕАЭС.

В основе договора о ЕАЭС лежит договорно-правовая база Таможенного союза и единого экономического пространства. В дальнейшем данные нормы были приведены к стандартам Всемирной торговой организации (далее - ВТО). Договор ЕАЭС, согласно данным на 2015 год, состоит из 4 частей, 28 разделов, 118 статей, 33 приложений. По своей сути данный договор принято делить на две части: институциональную, функциональную (экономическую), хотя, как мы видим из официальных данных, частей четыре

 Институциональная часть представляет собой корректно изложенные цели и задачи евразийской интеграции, которые образуют базис данного договора, определяют основные направления его деятельности. Также, важное значение имеет тот факт, что правовой статус ЕАЭС определяется как международная организация. ЕАЭС обособлена от других международных организаций и занимает особое место среди них. Во внутренней структуре ЕАЭС функционирует ряд органов, которые имеют свою компетенцию, определён чёткий порядок формирования и работы. Важную составляющую ЕАЭС играет бюджет, положения о котором указаны в договоре. Можно говорить о том, что бюджет в данном экономическом союзе образует важное звено в формировании структурно - организационной работы и отношений между странами.

Функциональная (экономическая) часть, фактически является самой главной частью, не только от того, что ключевым словом в названии союза занимает слово «экономический». Функциональная часть определила суть существования  ЕАЭС. Функциональная часть, также как и институциональная, состоит из важных пунктов, одним из которых является регламентация механизма экономического взаимодействия, фактически определяющего внутреннее экономическое устройство союза. Механизм экономического взаимодействия в свою очередь, представляет совокупность и упорядоченную последовательность определённых действий экономического устройства ЕАЭС. Договор состоит по своей сути также из совокупности определённых принципов и правил, прописанных как в первой, так и во второй части, по которым строится большая часть разделов и статей. Правила конкуренции в ЕАЭС строго определены в договоре. Они не должны выходить за её рамки, и тем более нарушать положения действующего договора. В таких договорах, нарушения одной из сторон могут являться следствием или порождать правонарушения других сторон. Это получится, с точки зрения права, недобросовестным исполнением своих обязанностей. За этим последуют санкции к нарушившей права стороне, включая меры исключения данной страны из экономического союза за несоблюдение её условий. Примечательно и то, что в данном договоре, что существует отдельных блок положений, которые обосновывают собой поэтапную интеграцию энергетических рынков и осуществление деятельности в электроэнергетической, нефтяной и газовых областях. Одной из особенностей данного договора, является также то, что в договоре предусматривается возможность совместных мер государств - членов ЕАЭС, мер по развитию экспорта товаров на рынки третьих стран и сотрудничество с ними в сфере экономики. Одним из важных аспектов данного договора является то, что существуют переходные положения, предусматривающие вступление в силу ряда статей Договора, содержащие указания на определённые временные сроки, за которые государства - члены ЕАЭС должны привести законодательство к должному уровню, в соответствии с договором ЕАЭС. Сроки, в данном случае, играют важную роль, в силу особенностей процессов законотворчества и приведения  законодательства стран в соответствие законодательства ЕАЭС. По вполне понятным причинам эти процессы не могут быть быстрыми. Предварительно требуется регуляция правовых отношений в особо значимых секторах национальных экономик, например, в сельском хозяйстве.

Каждое положение договора ЕАЭС представляет собой тщательно продуманную деталь одного целого. Толкование, и последующее применение норм данного договора имеют важное значение. Соотношение договора ЕАЭС с иными международными договорами позволяет сопоставить цели и принципы разных видов договоров, которые могут заключать государство - члены.

Вполне закономерно возникает вопрос, не повредит ли данный союз национальным интересам государству - участнику?  Государственная национальная торговая политика должна основываться на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находить свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации[4]. Данный договор предусматривает все возможные ситуации в плане доминирования над национальными интересами и поэтому он следует общепризнанным принципам и нормам международного права, включая основные его элементы: суверенитет государства - участника ЕАЭС, равенство всех государств - участников, уважение особенностей политического устройства государств - членов ЕАЭС. Верховенство международных договоров, участницей которых является РФ, над всеми другими правовыми актами[3] является одним из основных принципов юридической защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность. Проблема укрепления законности актуальна не только для отдельных государств, а для всего мирового сообщества в целом[6].

Принципы Конституции Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права должны выступать основополагающими применительно к государственной национальной торговой политике[7].

Действие указанных принципов и норм представляется возможным благодаря созданной и развитой институциональной структуре данного договора. Это позволяет, в свою очередь, обеспечить соблюдение национальных интересов государств - участников ЕАЭС.

К общим преимуществам данного договора в частности и союза в общем, относим:

1.      Права и обязанности каждой из сторон в равной степени соблюдаются, ни один участник данного вида договора не имеет меньше или больше прав;

3.      Сотрудничество и гарантии позитивных отношений, роста экономического оборота между странами участниками. В результате такого сотрудничества и хорошо продуманной, слаженной таможенной политики договора ЕАЭС, вероятность возникновения излишних трат денежных средств будет достаточно низкой.

4.      В условиях применения санкций в отношении нашего государства, данный договор создает условия для стабилизации экономики страны и удерживания ВВП на определённом уровне и даже повысить его по некоторым позициям.

Вместе с тем, на наш взгляд, можно выделить и недостатки, над которыми необходима детальная работа:

1. В периоды обострения политических и экономических конфликтов между странами, могут иметь место исключения государств - участников ЕАЭС из данного союза. Такие действия с точки зрения экономики, делают участие в ЕАЭС не совсем выгодным и обуславливают ухудшение отношений между странами. Решение данной проблемы, на наш взгляд, заключается в подготовке специалистов, способных искать и находить наиболее выгодные для всех сторон конфликта, условия. России необходимо создавать собственный кадровый резерв профессиональных консультантов по торговой политике[8]. Система высшего образования должна готовить востребованные на международном рынке кадры.

2.      Договоры с иными странами, которые не соответствуют или противоречат договору ЕАЭС, государства - участники не имеют права заключать. Данное положение может в определенной степени затрагивать интересы стран- членов ЕАЭС.

3.      Создание данных союзов всегда требуют длительного времени для приведения законодательства каждой из стран - участников в соответствие с правом ЕАЭС: в сфере государственного управление, законодательства, экономики и других сферах. Как показывают реалии современности, динамичность глобальных межгосударственных отношений требует быстрой адаптации национальных законодательств для успешного ведения бизнеса и международной торговли. Считаем, что к числу первоочередных федеральных законодательных актов, требующих внесения соответствующий изменений и дополнений в том или ином объеме, относится Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ  «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [2], который не в полной мере учитывает интересы товаропроизводителей и возможности скрытых методов регулирования для защиты внутреннего рынка[1].

4.      Миграционный кризис и поток рабочих из стран- участников союза существенно ударит по рынку труда, и эти процессы обусловят темп снижения заработной платы за оказанные работы и услуги. Данную тенденцию позволят преодолеть совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в сфере миграции, разработка и реализация государственных программ поддержки развития АПК, и инфраструктуры продовольственного рынка, повышения уровня качества жизни населения, эффективная таможенная и налоговая политика.

Выгодные взаимоотношения между странами являются основополагающими в экономической сфере, так как в условиях международной торговой изоляции межгосударственное сотрудничество представляет собой благоприятный фактор развития экономики России и уменьшает влияние санкций западных стран на экономику государства. Условия договора в равной степени представляют возможности осуществления торговли государствам - участникам. Конкурентные условия позволят снизить цены на производимую продукцию, что делает данный союз ещё выгоднее для каждой из стран - участников.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Иксанов Р.А. Проблемы защиты прав сельскохозяйственных товаропроизводителей РФ в рамках ВТО // Инновационному развитию агропромышленного комплекса - научное обеспечение: материалы международной научно-практической конференции в рамках XXII международной специализированной выставки "Агрокомплекс - 2012".- Уфа.- 2012. С. 107-109.

2. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ : принят Гос. Думой 21 нояб. 2003 г. : одобр. Советом Федерации 26 нояб. 2003 г. // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3. Иксанов Р.А. Принципы защиты прав сельскохозяйственных товаропроизводителей Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации // Молодежь. Образование. Наука: материалы VII российской ежегодной научной конференции аспирантов и молодых ученых в рамках научного фестиваля "Дни молодежной науки в Республике Башкортостан". Уфа.- 2012. С. 52-54.

4. Т.Р. Ханнанова, Р.А. Иксанов, Б.Р. Шафиков  Актуальные проблемы вступления России в ВТО : последствия и перспективы [Текст] / Т. Р. Ханнанова, Р. А. Иксанов, Б. Р. Шафиков // Уральский регион Республики Башкортостан : человек, природа, общество : материалы региональной науч.-практ. конф. (16 ноября 2012 г.) / АН РБ, Институт региональных исследований РБ, Зауральский филиал Башкирского ГАУ, Администрация муниципального района. - Сибай, 2012. - Ч. 1. - С. 190-196.

5. Иксанов Р.А., Салаватов А.М. Государственное регулирование агропромышленного комплекса России в условиях членства в ВТО // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.- 2013.- № 85. С. 444-458..

6. Селезнева А.Х, Иксанов Р.А. Укрепление верховенства закона в России как необходимое условие участия во Всемирной торговой организации // Юрист ВУЗа - 2013 - №3. - С. 52-57.

7. Иксанов Р.А. Проблемы участия России в ВТО: последствия и перспективы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.- 2013.- № 90. С. 909-920.

8. Иксанов Р.А. Вопрос подготовки специалистов по правовой защите товаропроизводителей РФ в ВТО // Юрист вуза. - 2014. - № 3. - С. 54-56.

Просмотров работы: 2346