КОНЪЮНКТУРНЫЙ ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОНЪЮНКТУРНЫЙ ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Фадеева М.С. 1, Котова Н.И. 1
1«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Кемеровский институт (филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История кондитерского бизнеса насчитывает более 20 веков. Первые торговцы сладостями прибыли на территорию современной Европы с востока еще в VI-V веке до нашей эры. Примитивные леденцы, простая выпечка, творожники и сахарная пахлава были на столах античной знати. В средневековье в Европу завезли пряности из Индии и шоколад из Южной Америки. Это был революционный момент в истории кондитерского бизнеса.

Во Франции открывались кофейни и шоколадницы, в Англии появились популярные, по сей день, сконы (разновидность кексов). Российские крендельки и пироги тоже вызывали интерес заграницей. Однако соединить культурные традиции, разные техники изготовления кондитерских изделий, текстуры и совершенно различные ингредиенты смогли только к концу XVIII века, и уже следующее столетие считается зарождением мировой кондитерской кулинарии. Родиной ее по праву считается Франция.

Покупательская потребность в сладком держится на высоком уровне вот уже почти 300 лет. Причем, изменение конъюнктуры рынка налицо: если еще в 1920-х годах пряники и торты покупались как праздничный атрибут, то сейчас культура потребления сладостей выводит сладкие блюда в повседневное потребление.

Пищевая и перерабатывающая промышленность постепенно и плавно входит в мировой рынок, этот процесс является не только закономерным, но и положительным явлением. В свою очередь прорыв на мировые рынки предприятий, например, таких, как кондитерские фабрики А. Коркунов, Красный Октябрь, Бабаевский, Русский шоколад, СладКо,  РОТ ФРОНТ и многих других, показывает, что российской продукции уже тесно внутри страны, и она постепенно выходит на рынки ближнего и дальнего зарубежья, более твердой поступью в страны СНГ и пока робко, но уже заметно, в США, Францию, Англию, Японию, Германию [2, с.117].

Первопричиной для нового витка развития в сегменте малого предпринимательства является то, что торты и пирожные стали привычной доступной «быстрой пищей» на каждый день, что привело к удешевлению их в ущерб качеству. Вместо сливочного масла кондитеры используют спреды, вместо растительных жиров - животные и т.д. Это делает себестоимость продукта ниже, что позволяет выживать в конкурентной борьбе.

Основные черты кондитерского рынка России:

  • короткий срок реализации изделий;
  • сложность масштабной логистики и далекой доставки;
  • огромное количество видов и подвидов продукции;
  • полная зависимость производителей от качества сырья поставщиков;
  • традиция потребления домашней выпечки;
  • широкий выбор сырья для наполнителей (ягоды, фрукты, орехи);
  • плотная конкуренция в нише недорогих кондитерских товаров и низкая конкуренция в сегменте натуральных, высококачественных, дорогих изделий;
  • превалирование малого бизнеса в сегменте свежей выпечки [3].

По данным статистики Росстата рынок кондитерских изделий можно комментировать следующим образом:

- на протяжении последних трёх лет в России наблюдается подъём производства кондитерских изделий;

- в 2013 году в России были произведены более трёх миллионов тонн кондитерских изделий, что на 5,8% выше объёма производства предыдущего года;

- производство кондитерских изделий в июле 2014 года увеличилось почти на 9% к уровню июля прошлого года и составило около трёхсот тонн;

- лидером производства кондитерских изделий от общего производственного объёма за 2013 год стал Центральный Федеральный округ с долей около 41,8%;

- наибольшее увеличение средних цен производителей произошло в 2013 году, тогда темп роста составил почти 11%;

- средняя розничная цена на шоколадные конфеты в 2014 году выросла на 5,5% к уровню прошлого года и составила 194,5 руб/кг.

Количество изделий, произведенных на территории РФ, растет, потребление тоже. Качество ингредиентов снижается, за счет этого розничная цена кондитерского изделия вместо закономерного роста, удерживается на прежнем уровне [6].

Как и в любом другом сегменте, в кондитерском бизнесе есть несколько моделей, реализуемых с целью получения прибыли (рисунок 1):

 

 

Кондитерские изделия являются продукцией ежедневного спроса: в среднем, каждый житель России в 2011 году потреблял 23 кг сладостей, из которых 12 кг были сахаристыми, а 11 кг - мучными изделиями. При этом около 18% сладостей покупаются в Москве [1, с. 159].

Конкуренция на кондитерском рынке России высока. Сегодня в отрасли работает около 1500 организаций во всех регионах Российской Федерации и более 15 000 локальных кондитерских предприятий.

Крупнейшие сегменты кондитерских изделий на российском рынке (рисунок 2):

В период 2010 - 2014 гг, по информации Росстата, доля импорта постоянно снижается и до введения продовольственного эмбарго в августе, составляла 12,2%. Внутреннее производство, соответственно, - около 87,8%.

Основные поставщики сахаристых кондитерских изделий в Россию (сахаристые изделия включают в себя конфеты, карамель, ирис и драже) показаны на рисунке 3:

 

рта сахаристых кондитерских изделий в Российской Федерации в 2014 году, %

 

Структура продовольственных расходов среднестатистической российской семьи включает около 9,5 - 15% затрат, отнесенных к кондитерским изделиям. При величине продуктовой корзины 1 российской семьи (3 человека) в объеме 9,5 тыс. рублей, на кондитерские изделия тратится в среднем 1500 рублей в месяц. Если эту цифру отнести к количеству домохозяйств в России (52 707 тыс.), то получим номинальный объем рынка: 79 млрд. руб./мес [5].

За четырнадцать лет (2000-2014гг) согласно показателям Росстата, спрос на такое сырье, как сахар демонстрирует постоянный рост, а поскольку именно сахар - неотъемлемый ингредиент кондитерских изделий, специалисты склонны видеть прямую взаимосвязь с ростом спроса на готовые кондитерские изделия. Динамика роста в среднем составляет 5% ежегодно. Т.е. можно сказать, что каждый год потребление кондитерских изделий в России увеличивается на 5% (как в стоимостном, так и штучном эквиваленте).

Предприятия пищевой промышленности имеют положительный темп роста. По данным Администрации Кемеровской области:

- индекс производства за 2014г. предприятий пищевой промышленности Кемеровской области составил 102,4%

- предприятия пищевой промышленности в 2014г. увеличили производство кондитерских изделий на 17,5%.

- с 2000г. объем производства кондитерских изделий в Кемеровской области возрос в 2,3 раза с 47,5 до 110,6 тыс. тонн в 2013г.

- увеличено более чем на 15% производство кондитерских изделий в 2014г. и составило 124 тыс. тонн. [4].  

Предприятий, производящих кондитерские изделия, в области насчитывается - 168, включая субъекты малого предпринимательства. Примерами могут являться  кондитерские фабрики: «Золотой Трюфель», «Миллениум», «Барыня», «КДВ Яшкино», «Гурьевский пищекомбинат», «Кондитер», «Кузбасс», «Новокузнецкая кондитерская фабрика» и многие другие [4].

Лидером по производству кондитерских изделий является «КДВ Групп» (КДВ Яшкино, Кемеровский кондитерский комбинат), производящий 95% от объемов производства кондитерских изделий в Кемеровской области. Предприятия поставляют свою продукцию, как в регионы РФ, так и внутри Кемеровской области [4].

Таким образом, производство кондитерских изделий неуклонно развивается, выходя на мировой рынок, происходит увеличение объёма продаж, так как спрос, обусловленный традициями и внешними рыночными влияниями на данную продукцию, растёт, не смотря на то, что эти товары не относятся к продуктам первой необходимости. По данным компании «Экспресс-Обзор» объём рынка кондитерских изделий по РФ к 2017 году достигнет $4,5 млрд.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.            Блинов Л.Ю. Система исследования потребителей как основа для формирования успешного продукта / Л.Ю. Блинов - Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2011. - 390 с.

2.            Магомедов М.Д. Экономика пищевой промышленности: Учебник / М.Д. Магомедов - М.: Дашков и Ко, 2014. - 233 с.

3.            Научная электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]. - URL:http://cyberleninka.ru/.

4.        Сайт АКО. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ako.ru/

5.            Сайт РБК. Исследования рынков [Электронный ресурс]. - URL: http://marketing.rbc.ru/

6.            Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации: http://www.gks.ru/

 

Просмотров работы: 2321