Согласно проведенным исследованиям установка дополнительной помпы на автомобили ВАЗ имеет смысл в тех случаях, когда основная помпа не справляется со своей задачей и не обеспечивает комфортной температуры в салоне, или автомобиль эксплуатируется в условиях низких температур.[1]
Установка дополнительной помпы в автомобили позволит поднять эффективность отопителя на холостых оборотах. То есть, если штатно печка дует теплым воздухом на холостом ходе, а горячим только во время движения, значит в системе охлаждения двигателя плохая циркуляция жидкости. После установки дополнительной помпы тосол в системе будет гоняться быстрее и как следствие можно будет наблюдать горячий воздух из печки даже во время стоянки. Данная технология уже очень давно используется на автомобилях Mercedes Benz и BMW.
Чаще всего на автомобили ВАЗ в качестве дополнительной помпы выбирают электропомпу от автомобиля Газель, но можно использовать насос и других изготовителей.[2]
При установке дополнительной помпы на автомобили ВАЗ - она не должна создавать избыточного давления в радиаторе печки, чтобы не привести к образованию трещин и разрыва патрубков. В некоторых случаях стоит заменить термостат и установить новый с большей температурой открытия, так как при высокой скорости циркуляции антифриза двигатель сильнее охлаждается и медленнее прогревается, что приводит к его износу.
Штатная температура открытия термостата, устанавливаемого на заводе - 80-85 градусов. Рекомендуется установить термостат с температурой открытия 90-95 градусов.
Для установки дополнительной помпы на автомобиль потребуется:
1. Помпа от Газели или другого производителя
2. Реле стартера или зажигания, где контакты лучше всего разомкнуты.
3. Кусок армированного шланга
4. Тосол (2 литра)
5. Хомуты (5-6 штук)
Перед началом работы охлаждаем двигатель естественным способом. После чего слить охлаждающую жидкость.[3]
Затем взять новую помпу и с той стороны, где стоит крыльчатка, открутить четыре самореза. Прокладку из резинового материала, которая обнаруживается в этом месте, обработать обычным герметиком. Далее произвести обратную сборку помпы, и вместо снятых саморезов установить удлиненные тонкие болты под гайки. Только такой подход обеспечивает наилучшую герметизацию соединения.
Следующий шаг заключается в определении места установки дополнительного электронасоса. Есть для этого несколько возможностей:
- на шпильке крепления бачка омывателя;
- на шпильке возле аккумуляторной батареи;
- на креплениях штатной шумки, расположенной на щитке мотора.
Обычно отдают предпочтение стандартному подходу, который описан в инструкции, прилагаемой к электропомпе, то есть второму варианту. Поэтому помпу нужно расположить таким образом, чтобы горизонтальный ее патрубок смотрел в сторону блока, для чего следует железный крепительный хомут разжать.
После установки помпы в выбранной позиции, производится установка шлангов. Для этого шланги необходимо снять с печки и с трубки, выходящей из-под коллектора. Затем взять достаточной длины армированный шланг, и примерить его по месту. Главное, чтобы он от коллекторной латунной трубки до трубки насоса доходил без изломов и напряжений.
Для закрепления на трубке из-под коллектора, на нее нужно установить уголок переходник, чтобы не произошло загиба шланга с небольшим куском шланга (не менее 10 см), крепление конструкции производим хомутами (необходимо 4 штуки).
Для того чтобы окончательно все закрепить, на установленные шланги рекомендуется надеть алюминиевую гофрированную трубу в районе выпускного коллектора, чтобы шланги от горячего воздуха не оплавились. Окончательно все закрепить и перейти к подключению электрики.
Схема подключения дополнительной помпы представлена на рисунке 2.
Отсоединить от клапана рециркуляции (расположен на щитке передка в моторном отсеке, к нему подходят два тонких шланга) провода белый/голубой и желто/голубой полосой.
Порядок установки:
1. От выпускного патрубка головки блока отсоединить шланг подвода жидкости к отопителю и подсоединить к горизонтальному патрубку электронасоса.
2. К вертикальному патрубку электронасоса подсоединить шланг, соединённый из двух S-образных шлангов расположенных в салоне между краном и радиатором отопителя, или другой подходящий. Второй конец подсоединить к головке блока, на место ранее снятого штатного. Протянуть все хомуты и не забыть закрутить сливную пробку в блоке.
После установки дополнительной помпы необходимо залить тосол, запустить двигатель и посмотреть наличие течи. Затем включить помпу и еще раз устранить все течи, подтянуть хомуты. Через пол часа работы двигателя доводим уровень тосола до нормы.
Данная доработка показала себя только с хорошей стороны. Отрицательных факторов не замечено.[4]
Список используемых источников
1. Суслинников А.В. Системы современного автомобиля. [Электронный ресурс] Системные требования: Adobe Acrobat Reader URL http://tuningvaz.in/ustanovka-dopolnitelnojj-pompy-vaz-2110-2112/ (дата обращения 1.12.2015)
2. Вычужанинов Н.К. Энциклопедия тюнинга и доработок [Электронный ресурс] Системные требования: Adobe Acrobat Reader URL http://xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai/tuning-kapota/199-dop-pompa-gazeli.html (дата обращения 1.12.2015)
3. [Электронный ресурс] Системные требования: Adobe Acrobat Reader URL http://carnovato.ru/ustanovka-dopolnitelnojj-pompy-v-avtomobil-svoimi-rukami/ (дата обращения 1.12.2015)
4. Галич А.Ю. Справочник автомеханика Изд. Клуб семейного досуга, 2012 г. 320с. С 150-152