ДИАГНОСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИАГНОСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях совершенствующегося бюджетного федерализма и возрастающего значения региональных и местных органов власти и управления особая роль, как за главной финансовой базой местных органов власти и управления, закрепляется за местными бюджетами. При этом от уровня совершенства механизма формирования доходной базы местных бюджетов зависит не только полнота финансирования предусматриваемых расходов, но и эффективность решаемых социально-экономических задач. За счет бюджетов органов местного самоуправления финансируются расходы на среднее образование, здравоохранение, культуру, содержание детских садов, коммунальные услуги, содержание жилья, сельское хозяйство и рыболовство, охрану окружающей среды.

Данная тема актуальна, так как в настоящее время в России одной из острых проблем, стоящих на пути экономического развития страны и отдельных ее территорий, является  проблема формирования доходной базы местных бюджетов и, следовательно, дефицит доходов муниципальных образований.

Основную массу доходных поступлений в местные бюджеты дают не их собственные местные налоги, к которым налог на имущество физических лиц и земельный налог, главные поступления - это отчисления от федеральных налогов (преимущественно отчисления налога на прибыль организаций и НДФЛ).[1] Так, анализируя данные об исполнении различных типов местных бюджетов в Ростовской области на 01.11.2015г., можно увидеть, что удельный вес местных налогов в общей величине налоговых поступлений значительно разнится, но не превышает 40% (см. рис. 1):

  • г. Ростов-на-Дону -30,05%;
  • Азовский район - 9,54%;
  • с. Кулешовка - 38,58%.

 

Для того чтобы муниципальные образования стали более самостоятельными и независимыми, необходимо совершенствовать и расширять систему внутренних ресурсов формирования доходной части местных бюджетов. Такие ресурсы составляют налоговые и неналоговые доходы.[3]

 Можно выделить ряд мер, комплексный подход к которым приведет к росту поступлений в бюджет за счет местных налогов и неналоговых доходов.

Первая мера заключается в усилении контроля над неучтенными земельными и имущественными объектами. К таким объектам относятся земельные участки, взятые в пользование без спроса; здания и сооружения, возведенные без разрешения на строительство; участки и имущество, которые имеют несоответствие заявленных и фактических площадей; реконструированные, перепланированные и потерявшие свое начальное предназначение строения.

Усиление контроля может быть осуществлено различными способами инвентаризации и в выявлении потенциальных плательщиков налогов, т. е. владельцев неучтенного имущества и земельных участков путем проведения разъяснительной работы с физическими лицами. Наиболее эффективным способом считается образование рабочих групп, деятельность которых будет заключаться в выявлении земельных и имущественных объектов, не прошедших регистрацию.

Данная мера постепенно реализовывается, так, 8 октября 2015г., в рамках исполнения мероприятий по привлечению дополнительных доходов в бюджет города, в администрации Кировского района Ростова-на-Дону состоялось очередное заседание районной рабочей группы по выявлению неучтенных объектов недвижимого имущества на территории района с участием специалистов администрации и руководителей районных управлений жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

В результате на территории района выявлены 5 самовольно возведенных объектов недвижимости, проведены проверки в отношении лиц, получивших разрешение на индивидуальное строительство в 2014-2015 годах, но затягивающих сроки введения объектов в эксплуатацию и регистрацию прав собственности в Росреестре. Кроме того, откорректирован общий перечень гаражно-строительных кооперативов, по 17 объектам просчитан ущерб, наносимый городу в связи с самовольным занятием муниципальных земель - собственники 6 объектов внесли плату в бюджет города. А также проведена инвентаризация свободных объектов муниципального имущества и земельных участков, находящихся в пользовании муниципальных учреждений района.[4]

Также, для увеличения собственных налоговых поступлений необходимо повысить качество информационной осведомленности населения о налогообложении объектов недвижимости и усилить взаимосвязи между регистрирующими, инвентаризирующими и фискальными органами. Данные об учете и инвентаризации должны быть актуальными, постоянно синхронизироваться с базами данных регистрирующих, инвентаризирующих и налоговых органов.

Второй мерой, которая может повысить поступления в местный бюджет, является установление экономически обоснованного распределения налоговых ставок или нормативов распределения по местным налогам. Однако в  2013 году были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, в соответствии с которыми с 2014 года 10% от налога на доходы физических лиц, ранее зачисляемые в местные бюджеты, переданы на уровень субъекта РФ. Объем таких средств оценивается в 5 миллиардов рублей. В этой связи, а также с учетом роста собственных расходных полномочий региональных бюджетов Ростовская область была вынуждена сократить объемы передачи на уровень муниципальных образований нормативов отчислений от областных налогов, ранее передаваемых в местные бюджеты.

Так, в разные периоды местным бюджетам были переданы нормативы от транспортного налога (2008-2011 годы), налога на имущество организаций (до 1 января 2013 года), единого сельскохозяйственного налога (до 1 января 2013 года), налога на прибыль организаций (с 2010 года), налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на доходы физических лиц (с 2012 года). С 2008 по 2013 год за счет этих источников в местные бюджеты дополнительно поступило 36 миллиардов рублей, или 18,2% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований. В условиях 2014 года в местные бюджеты передавались нормативы от налога по упрощенной системе налогообложения, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. С 2015 года налог на прибыль организаций также полностью сконцентрирован на областном бюджете. Вместе с тем оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям в целях обеспечения сбалансированности их бюджетов является одним из приоритетов бюджетной политики Ростовской области. Ежегодно объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам составляет около половины всех расходов областного бюджета. На 2015 год объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам составляет 65,3 миллиарда рублей.

Следующая мера  заключается в оптимизации работы по неналоговым доходам. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, в том числе за счет: доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов; доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов; доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями; части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; платы за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - по нормативу 100 процентов. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.[5]

Препятствия для эффективного поступления неналоговых доходов в бюджет заключаются в проблеме сбора этих доходов, в связи с неравномерностью их распределения и трудностями при прогнозах, так как многие источники являются разовыми (доходы от пользования имуществом муниципальных образований, продажа материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафные взыскания, плата за нанесенный ущерб и т.д.).

Поступления в бюджет неналоговых доходов являются лишь частью доходной базы муниципальных образований, но служат дополнительным источником ее формирования и усиления экономической независимости. Одной из мер по увеличению доходов от реализации муниципального имущества выступает поиск неиспользуемых бесхозных объектов недвижимости и земель, с дальнейшим присвоением их муниципалитету и передачей в пользование или владение физическим или юридическим лица на праве договора аренды или купли-продажи. Исходя из этого, немаловажным действием будет являться переоценка существующих ставок платы за аренду в соответствии с рыночной ситуацией.

Объем средств на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов постепенно увеличивается. С 2010 года рост средств на эти цели составил 2,4 миллиарда рублей, или 1,9 раза. На 2015 год предусмотрено 5,2 миллиарда рублей. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ростовской области осуществляется исходя из принципа доведения бюджетной обеспеченности всех дотационных муниципальных районов и городских округов до единого среднего уровня. Это позволяет обеспечить равные стартовые возможности дотационных бюджетов независимо от их социально-экономического положения.

Так, на 2014 год бюджетная обеспеченность наиболее обеспеченного муниципалитета Ростовской области - Ростова-на-Дону до выравнивания превышала в 32,5 раза бюджетную обеспеченность наименее обеспеченного Дубовского района. После выравнивания бюджетной обеспеченности с помощью дотаций разрыв составил 4,6 раза. Оценка налогового потенциала местных бюджетов по каждому доходному источнику производится по единой для всех муниципальных образований методике в соответствии с областным законом.

В целях стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию собственной доходной базы, повышения достоверности оценки налогового потенциала актуализирована методика расчета оценки налогового потенциала муниципальных образований. С 2014 года в расчете используются фактически сложившиеся налоговые базы за три последних отчетных финансовых года (против одного года в предыдущем периоде). При превышении темпов роста фактически достигнутых налоговых баз над среднеобластным уровнем темпы роста корректируются до уровня среднеобластных.[6]

Как уже говорилось, одной из основных проблем местных бюджетов является слабая доходная база, большую часть которой составляют безвозмездные поступления, а не собственные  доходные поступления. На 2015 год наблюдается положительная картина в структуре доходной базы города Ростова-на-Дону. Так,  налоговые и неналоговые доходы составили 14 710,8 млн. рублей (54,6%), а безвозмездные поступления 12 224,7 млн. рублей (45,4%). Это говорит об эффективной бюджетной политике, направленной на укрепление собственной доходной базы местного бюджета.

Исходя из данных, приведенных в Таблице 1, на 1 ноября 2015 года обеспечено поступление налоговых доходов в размере 10,3 млрд. рублей. Это превышает показатель 2014 года на 48,4 млн. рублей.

По сравнению с 2014 годом объем поступлений вырос по следующим налогам:
- налог на имущество физических лиц - на 102,3 млн. руб.(45,5%);
- упрощенная система налогообложения - на 89,4 млн. руб. (7,7%);
- налог на доходы физических лиц - на 45,1 млн. руб. (1,0%);
- единый налог на вмененный доход - на 19,0 млн. руб. (1,8%).

Таблица 1 - Оперативные данные об исполнении бюджета города Ростова-на-Дону 2015 года по доходам[7]

 

 

тыс.руб.

Наименование групп доходов

План на 2015 год

Исполнение на 01.10.2015 года

Налоговые и неналоговые доходы

14 456 305,2

10 261 727,8

Налоги на доходы

(НДФЛ и налог на товары)

6 115 948,2

4 010 006,3

Налоги на совокупный доход

2 471 469,0

1 894 398,0

Налоги на имущество

3 793 654,5

2 872 852,2

Государственная пошлина

204 167,0

178 087,0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

1 345 441,3

783 137,7

Платежи при пользовании природными ресурсами

67  021,1

49 482,2

Доходы от оказания  платных услуг и компенсации затрат государства

9 325,7

40 818,3

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

143 569,4

149 629,7

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

266 971,3

246 028,8

Прочие неналоговые доходы

0,0

4 753,5

 

Итак, в настоящее время совершенствование доходной базы местных бюджетов является сложной задачей, предполагающей как проведение анализа бюджетных потребностей, так и решение неотрегулированных вопросов межбюджетных отношений с обязательным учетом экономической и финансовой специфики как России в целом, так и каждого субъекта Федерации, каждого муниципального образования, каждого населенного пункта.

Учитывая изначальную, объективно обусловленную дефицитность местных бюджетов, актуальным становится поиск новых возможностей расширения их доходной базы. Этого нельзя добиться путем простого введения дополнительных налогов и других обязательных платежей. Необходим более эффективный механизм целевого использования местных финансовых ресурсов, использования кредитных (заемных) и иных методов финансирования расходов и т.п.

 

Список  литературы

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015).

2.     Домбровский А.Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов // Финансы. 2013. № 6. С. 21-24.

3.     Панкратов В.В. Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов России //Экономические науки. 2012. № 5. С. 7-12.

4.     Новации Ростовской области в сфере бюджетных реформ - ИД «Бюджет» 2014.№12 - http://bujet.ru.

5.     Официальный портал городской Думы и Администрации города- http://rostov-gorod.ru.

6.     Официальный сайт администрации Азовского района - http://www.rayon.azov-info.ru.

7.     Официальный сайт Кулешовского сельского поселения - http://kuleshovkasp.ru.



[1] Панкратов В.В.- Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов России// Экономические науки. 2012. № 5. С. 7-12.

[2] Составлено и рассчитано автором. Источник: решения о бюджетах соответствующих муниципальных образований на 2015 г.

[3] Домбровский А.Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов//Финансы. 2013. №6. С. 21-24

[4] Материалы официального портала городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону [Электронный ресурс]. Режим доступа://http://www.rostov-gorod.ru (Дата обращения: 25.11.2015г.)

[5] Бюджетный кодекс РФ. ст.41,42,46

[6] Новации Ростовской области в сфере бюджетных реформ - ИД «Бюджет». 2014. №12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bujet.ru. (Дата обращения 25.11.2015г.)

[7] Официальный портал городской Думы и Администрации города [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rostov-gorod.ru (Дата обращения 25.11.2015г.)

Просмотров работы: 2792