РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жуйкова О.А. 1
1Алтайский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня в школах важное место занимает вопрос об организации внеурочной деятельности. В наше время младшие школьники должны быть вовлечены в занимательные проекты, творческие занятия, в результате чего они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, станут открытыми, научатся выражать свои мысли и принимать решения, а также помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

В качестве социального института школа ставит перед собой такие задачи, как формирование личности, способной успешно социализироваться; целенаправленное создание условий для формирования базовой культуры личности; повышение технологической, коммуникативной, проектной культуры.

Этими вопросами занимались такие ученые как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн  и другие.

В образовательном учреждении воспитание - это часть педагогической системы, состоящей из обучения и воспитания. На формирование целей воспитания воздействуют изменяющиеся потребности современного общества, философские, психологические, педагогические концепции, общенаучные идеи.

На протяжении долгого времени основной целью воспитания в нашей стране является формирование всесторонне и гармонически развитой личности: в дореволюционной России, в советский период, во время и после перестройки, в настоящее время. Гуманистические цели воспитания были сформулированы известными русскими педагогами - К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, В.Ф. Шаталовым и другими.

Достижение поставленных целей - не только потребность личности и общества, это одна из основополагающих задач государства. Посредством социального воспитания государственные институты, общественные организации и другие субъекты воспитания  создают условия для целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентаций личности [4]. Взаимодействие органов государственной власти с институтами воспитания прослеживается в сфере законодательного и нормативно- правового регулирования, в области кадровой политики в сфере воспитания, в финансовом, материальном и ресурсном обеспечении организаций, осуществляющих воспитание [1].

Наиболее эффективно социальное воспитание младшего школьника осуществляется во внеурочной деятельности, которая активизирует его жизненную позицию, формирует опыт решения важных социально-практических задач, создает условия для творческой самореализации детей в деятельности,  дифференцированной по предметности и уровню сложности.

Урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Это, к сожалению, не всегда обнаруживают и используют педагоги для повышения качества учебно-воспитательной работы. Генетическая взаимосвязь и взаимозависимость урочной и внеурочной деятельности позволяет эффективно использовать различные виды и формы традиционных и инновационных занятий, создаваемых участниками педагогического процесса как совместно, так и индивидуально.

Организация социального опыта младших школьников осуществляется, в основном, через создание детского коллектива, организацию взаимодействия, а также обучение ему, стимулирование совместной деятельности в формальных и неформальных группах.

В стенах школы наиболее распространены такие виды внеурочной деятельности, как познавательная, общественная, культурная, развлекательная. Все они тесно связаны с учебными предметами и способствуют достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

Прежде чем планировать социальное воспитание младших школьников во внеурочное время, необходимо провести диагностику их социальной воспитанности.

Из всего многообразия диагностического материала для решения этой задачи могут быть использованы следующие методики.

1.                Анкетирование «Уровень воспитанности учащихся»

Диагностическая цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.

Характеристика: Для каждого ученика разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что эта анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а поэтому всегда приходится задумываться над тем, как это делать. Предполагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее.

После сбора анкет исследователем составляется сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса.

2.                Беседа: « Определение отдельных показателей уровня воспитанности младших школьников»

Диагностическая цель: Определить уровень нравственно-мотивированного поведения.

Характеристика: Ученикам предлагают закончить предложения, используя слова:  сила, красота, ум, чувство юмора,      верность, доброта.

Хорошая жизнь - это...

Самое главное в жизни - это...

Я не согласен с тем, что всегда говорят, будто...

Если бы я был волшебником, то я непременно...

Я больше всего люблю...

Я больше всего ненавижу...

3.                Ассоциативный тест

Диагностическая цель: выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату.

Характеристика: Записать как можно больше слов, которые приходят в голову в связи с предложенными словами.

Школа

Учитель

Человек

Деньги

Мы

Труд

Книга

И т.д.

Вежливый

Ласковый

Гуманный

Сильный

Умный

Предприимчивый

Деловой и т.д.

(выход на идеал и самооценку)

Искусство

Лакомство

Друзья

Коллектив

Семья

Труд

Родина

Деньги и т.д.

(выход на отношение к

окружающему миру)

Представленные методики позволяют выявить социальную воспитанность младших школьников, помочь педагогу повысить уровень сформированности  ценностного отношения младших школьников к базовым социальным ценностям [2].  Они способствуют изучению состояния социальной воспитанности младшего школьника по следующим критериям:

  • мотивационный критерий (направленность на общественные и социально-значимые интересы);
  • когнитивный критерий (творчество личности, развитые способности, развитый интеллект, интуиция, потребность в преобразующей деятельности);
  • операционно-деятельностный критерий (трудолюбие; хозяйственность; здоровый образ жизни, физическая закалка);
  • духовно-нравственный критерий (гуманность личности: милосердие, доброта; толерантность, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм; терпимость, доброжелательность; скромность; духовность личности: потребность в самопознании; потребность в красоте; потребность в общении);
  • волевой критерий (свобода личности и развитие ее волевых качеств: самостоятельность в принятии решения; дисциплинированность, целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, инициативность, смелость, самодисциплина, честность; воспитание чувства долга, чувства собственного достоинства, самоуважения);
  • организационный критерий: умение организовать свою учебную и внеучебную деятельность (например, в дополнительном образовании): соблюдение режима дня, здорового питания, своего рабочего места и др.;
  • управленческий критерий (умение эффективно управлять собственной деятельностью и деятельностью группы на основе приобретаемых опыта и знаний при назначении старшим в группе учащихся); коммуникативный критерий (освоение навыков эффективного общения и коллективного взаимодействия, нацеленность на взаиморазвитие в группе, становление культуры общения) [3].

Также методики способствуют изучению комплекса педагогических и воспитательных воздействий для успешного формирования уровней социальной воспитанности ученика начальной школы.

При организации социального воспитания школьников необходимо совершенствовать содержание их внеурочной деятельности. Содержание внеурочной деятельности является сферой выбора многообразия направлений, видов и форм занятий школьников во внеурочное время по их интересам и склонностям, что обеспечивает их познание, творчество и организацию досуга, стимулирующих социальную воспитанность. Признаками социальной воспитанности школьников являются: наличие определенного уровня осведомленности и познавательной активности в социуме, нормальный уровень межличностной и самооценочной тревожности, наличие социально значимых личностных качеств.

Для повышения уровня сформированности основных признаков социальной воспитанности необходимо объединить деятельность педагогов и учащихся при организации внеурочной деятельности.

Комплекс мер, способствующий социальной воспитанности младшего школьника

1.       Создание условий, способствующих позитивной социализации школьников.

2.       Создание благоприятной  предметно-развивающей среды для социального развития детей.

3.       Совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей.

4.       Формирование у детей основ личности будущего гражданина.

5.       Внеурочная деятельность школьников должна сочетать как коллективные, так и индивидуальные формы (их сочетание, разнообразие и всесторонность создают возможности открыть каждому ребенку свои индивидуальные склонности).

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо стремиться обеспечить всестороннее содержание деятельности на общешкольном уровне с учетом возможностей окружающей микро- и макро- среды.

Организация внеурочной деятельности школьников позволяет решить одну из главных педагогических задач - воспитание социально адаптированной личности, действующей в интересах общества, создать среду для реализации интересов и потребностей учащихся, активизировать их социокультурный опыт.

Общие рекомендации, способствующие социальному воспитанию школьников

1.       Создавайте условия для нормального развития организма ребенка. Состояние психики прямо зависит от физиологических факторов, к которым дети особенно чувствительны. Ребенок должен соблюдать режим труда (сейчас это только занятия в школе) и отдыха, достаточно спать, проводить много времени на свежем воздухе, заниматься физкультурой. Умственная нагрузка в школе должна дополняться физическим развитием. Поэтому нужно записать ребенка в различные секции.

2.       Общайтесь с ребенком как можно больше, проводите с ним досуг, отвечайте на интересующие его вопросы. В этом случае ваше мнение останется для ребенка авторитетным, следовательно, можно влиять на его взгляды и отношение к себе, и к миру.

3.       Не нужно навязывать ребенку свою точку зрения. Старайтесь, чтобы он искал ответы на поставленные вопросы вместе с вами. Спрашивайте у его мнение о тех или иных общественных явлениях, подчеркивайте, что его мысли важны для вас.

4.       Постарайтесь научить ребенка конфликтовать конструктивно и договариваться со сверстниками. Он не должен драться, ругаться, разрывать отношения с друзьями. Воспитание толерантности позволяет избежать серьезных проблем в любом возрасте [3].

Таким образом,  высокие результаты в социальном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе воспитателей и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни школьников, наполненная разнообразной деятельностью. Социальное воспитание осуществляется комплексно, но каждая детская деятельность отличается специфическими особенностями, которые создают возможность для наиболее успешной реализации той или иной задачи. Социальное воспитание осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, их присвоения и сотворения. В нем и приобщение к культуре, как системе открытых проблем, и ее освоение, и созидание связаны с реализацией субъектной самости индивида и его культуротворческой функции.

Литература

1.  Жарикова, Л. И. Правовое регулирование организации предшкольной подготовки детей в Алтайском крае [текст] / Л.И. Жарикова // Вестник АлтГПА : непрерывное педагогическое образование в трансграничном пространстве. - 2015. - № 23. - С. 77-80.

2.  Жарикова, Л. И. Теоретические основы анализа категории «ценность» [текст] / Л.И. Жарикова // Педагогическое образование на Алтае. - 2001. -№ 4. - С. 3-14.

3.  Козлова, Е. В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности [эл.ресурс] : дисс. к.пед.н. - Оренбург, 2000. - Режим доступа : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-sotsialnogo-vospitaniya-shkolnikov-vo-vneuchebnoy-deyatelnosti.

4.  Основы теории и технологий в педагогике [текст] : учебное пособие / Т. В. Богуцкая, Л. И. Жарикова. - Барнаул : АлтГПА, 2014. - 193 с.

Просмотров работы: 2145