ВОПРОСЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОПРОСЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.

Ламакина И.С. 1
1ВлГУ, Юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности закрепляется в ст. 34 Конституции Российской Федерации. Однако это свободное использование все же имеет некоторые ограничения. Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности требует наличия специального разрешения(лицензии), выданного соответствующим лицензирующим органом, которое  дает право лицу осуществлять определенный вид деятельности при соблюдении установленных правил и требований. Процедура лицензирования - это совокупность мероприятий, направленных на предоставление, возобновлений или прекращение действия лицензии, аннулирование разрешения; совокупность мер, связанных с контролем лицензирующих органов за соблюдением требований лицензионного соглашения, а также ведение реестров лицензий.

О назначение лицензирования говорится в ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». Так, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни  и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности[1].  Таким образом, можно сделать вывод о том, главной целью лицензирования является  гарантия непричинения, предупреждения, а также пресечение ущерба, который может быть вызван осуществлением отдельных видов деятельности.

Что же касается вопроса достижения данной цели лицензирования. Прежде всего этому способствует установление лицензионных требований, которые являются обязательными для соблюдения и при несоответствии которым предприниматель не может быть допущен к осуществлению определенной деятельности, что служит гарантией максимально безопасного осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, на стадии получения лицензии или ее переоформления компетентные государственные органы осуществляют лицензионный контроль, который сводит к минимуму возможность причинения ущерба. Однако установленные законом требования к осуществлению предпринимательской деятельности не могут нарушать принцип свободы предпринимательства и неоправданно препятствовать законному осуществлению предпринимательской деятельности[2].

Следующим аспектом обеспечения законности осуществления предпринимательской деятельности является лицензионный контроль, который представляет собой механизм выявления компетентными органами нарушений предпринимателями лицензионных требований (осуществляется посредством документарных проверок, плановых и внеплановых выездных проверок в отношении лицензиатов), механизма информирования компетентных органов контрагентами лицензиатов и иными лицами о нарушениях, допускаемых ими в ходе осуществления лицензируемых видов деятельности, законодательного закрепления прав и обязанностей компетентных органов, обеспечивающих должную реакцию на поступившую в орган информацию, механизма пресечения компетентными органами выявленных нарушений ( путем выдачи предписаний об устранении нарушений лицензионных требований, приостановления действия лицензии или ее аннулирование, принудительной ликвидации юридического лица по решению суда в случае  осуществлении деятельности без лицензии), также у нарушителем могут применяться меры административной и уголовной ответственности. И лишь при функционировании всех указанных выше мер в совокупности возможно достижение цели лицензирования предпринимательской деятельности.

Вопрос о лицензировании предпринимательской деятельности является достаточно сложным, т.к.  имеет ряд особенностей. Так, например, для каждого вида деятельности предъявляются различные требования, отличаются также и сроки лицензий[3]. Довольно важной проблемой  является то, что иногда государственным органам не представляется возможным выполнить надлежащим образом полную проверку на соответствие лицензионным требованиям, следствием чего может быть то, что лицензия выдается предпринимателем, который осуществляет свою деятельность не в соответствии с лицензионными требованиями.

Зачастую происходят и такие ситуации, когда при отказе в выдаче лицензии, предпринимателю игнорирует данный отказ, а при аннулировании лицензии, многие компании нередко не прекращают заниматься предпринимательской деятельностью при отсутствии лицензии, за что предусмотрена определенная ответственность, которая устанавливается в зависимости от вида предпринимательской деятельности[4].

Лицензирование сильно влияет на темпы развития предпринимательской деятельности, однако это влияние может быть и негативным. В России осуществление почти всех видов деятельности требует наличия специального разрешения и соблюдения особых требований и, таким образом, для урегулирования была создана довольно обширная нормативно-правовая база, которую достаточно сложно систематизировать, что в свою очередь усложняет процесс лицензирования. Таким образом, с целью упорядочения нормативной базы в сфере лицензирования предпринимательской деятельности в 4 мая 2011 года был принят ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который При этом, наиболее важное значение имеет не столько первоначальный этап лицензирования, т.е. выдача специального разрешения, сколько последующий контроль за соблюдением лицензионных требований предпринимателями.  Так, при выявлении каких либо нарушений, лицензирующий орган имеет право аннулировать или приостановить действие лицензии.

Также, следует выделить основные принципы лицензирования предпринимательской деятельности. Во-первых, это принцип возмездности, т.к. за выдачу лицензии или ее переоформление устанавливается определенная плата. Также, достаточно важным аспектом лицензирования признается непередаваемость права на занятие определенным видом деятельности, предоставленного лицензией, нарушение данного принципа имеет место при передаче лицензии другому субъекту в целях осуществления им лицензируемой деятельности от своего имени[5]. В качестве еще одного принципа лицензирования следует указать публичный характер, который выражается в том, что специальные разрешения могут быть выдан лишь специально уполномоченными органами в порядке осуществления функций по регулированию экономической деятельности.

Следует также затронуть вопрос о пробелах в законодательстве о лицензировании, что касается прежде всего вопроса об ответственности за нарушения лицензионных требований. Так, в настоящее время нет четкого и всестороннего механизма юридической ответственности за неисполнение норм лицензионного законодательства[6].

В последнее время произошли некоторые изменении в процедуре лицензирования, которые в основном положительно повлияли на регулирование предпринимательской деятельности. Среди данных изменений можно выделить: сокращение лицензируемых видов деятельности, принятие соответствующих административных регламентов, внедрение электронных технологий в деятельность лицензирующих органов, но все же и сейчас требуется продолжение работы в данном направлении, с целью увеличения эффективности лицензирования предпринимательской деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лицензирование является комплексным методом регулирования предпринимательской деятельности. И на данный момент лицензирование представляется наиболее эффективным способом регулирования предпринимательской деятельности.

 

Список литературы:

 

1.  Кнутов А.В. «Лицензирование отдельных видов экономической деятельности»//Вопросы государственного и муниципального управления, №1, 2014 г.

2.Суслова М.В. «Назначение института лицензирования предпринимательской деятельности»//Вестник Южно-Уральского государственного университета, №3/2013 г.

3.Клименко А.В. , Жулин А.Б. «Анализ механизмов правового регулирования предпринимательской деятельности в России» , Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012 г.

4.Парций Я.Е. «О лицензировании отдельных видов деятельности»// Хозяйство и право, №1, 2002 г.

5.Чернопятов А.М. «Сущность и экономическая природа предпринимательской деятельности»//Экономика и экономические науки, 2009 г.

6.Андреева Л.А. «Предпринимательская деятельность//Государство и право. Юридические науки ,2013 год.

 

 



[1] Кнутов А.В. «Лицензирование отдельных видов экономической деятельности»//Вопросы государственного и муниципального управления, №1, 2014 г.

[2] Суслова М.В. «Назначение института лицензирования предпринимательской деятельности»//Вестник Южно-Уральского государственного университета, №3/2013 г.

[3] Клименко А.В. , Жулин А.Б. «Анализ механизмов правового регулирования предпринимательской деятельности в России» , Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012 г.

[4] Парций Я.Е. «О лицензировании отдельных видов деятельности»// Хозяйство и право, №1, 2002 г.

[5] Чернопятов А.М. «Сущность и экономическая природа предпринимательской деятельности»//Экономика и экономические науки, 2009 г.

[6] Андреева Л.А. «Предпринимательская деятельность//Государство и право. Юридические науки ,2013 год.

Просмотров работы: 1351