ОБРАЗОВАНИЕ И ШКОЛА ИВАНОВКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБРАЗОВАНИЕ И ШКОЛА ИВАНОВКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Куликова Л.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

«Советским учителям есть чем гордиться! Это их ученики трудом, мыслью, вдохновением своим превратили нашу страну в великую непобедимую державу. Это их ученики…спасли человечество от ужасов фашистского порабощения. Это их ученики…подняли страну к звездам. Вот такие взошли семена, посеянные советским учительством. Честь и слава такому учительству!»

С.М. Михалков

Обстановка Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и деятельности школы. В первые же дни войны значительную часть школьных зданий забрали под госпитали и другие военные нужды. В областном центре лазареты разместились в зданиях современных школ № 30, 32. До войны одна из школ Иванова работала в современном здании корпуса № 4 Ивановского государственного университета, в его помещении также развернулся фронтовой госпиталь. Всего в Иванове в 1941-1945 гг. для этих целей использовались около тридцати школьных зданий.

Коренным образом изменилась обстановка, в которой учились ребята. Уроки в большинстве школ областного центра и других городов стали проводиться на так называемых «точках». Некоторые учителя и родители добровольно предоставили для проведения занятий свои квартиры и частные дома. При этом класс был разбиты на группы, в каждой было в среднем человек по десять. В этих условиях нагрузка учителей возросла втрое или вчетверо, т.к. детям из одного класса нужно было объяснять материал несколько раз в разных группах. Учителю несколько раз в день нужно было переходить с одной точки на другую порой за несколько кварталов. Учитель нес не только тяжелую сумку с тетрадями и учебниками, но и мешок с булками, которых недоедавшие дети ждали с нетерпением. Например, в первый год войны у ивановской школы № 32 было 50-60 таких точек.

В некоторых школах, не занятых под лазареты, приходилось из-за тесноты учились в три смены. Первая начиналась в четверть восьмого утра, а третья заканчивалась в четверть десятого вечера. Детям в зимнее время приходилось идти на уроки и с уроков по совершенно темным улицам, т.к. в городе строго соблюдался режим светомаскировки – фонари не горели, окна в домах были занавешены плотными шторами.

По воспоминаниям старожилов, в поселке Старая Вичуга школу также приспособили под военные нужды, поэтому пришлось заниматься в клубе, в библиотеке, в помещении управления местной текстильной фабрики. В импровизированных классах было очень холодно, даже чернила в так называемых «непроливайках» замерзали. Дети и учителя сидели на уроках в пальто и валенках и все равно мерзли. Настоящие валенки были не у всех, многие ходили в «шитиках» - обуви, сшитой из старых пальто. Обычных школьных тетрадей достать было трудно, поэтому писали на полях книг и старых газет.

Из многих прифронтовых районов в Ивановскую область были вывезены тысячи беженцев, в том числе и детей. Значительную роль в решении проблемы сыграли детские дома и школьные интернаты. В большинстве детских учреждений удалось организовать дружные детские коллективы, наладить детское самоуправление, приучить детей к физическому труду, вовлечь в широкую общественную жизнь. Так детские дома открылись в Чертовищах (Вичугский район), Кислячихе, Решме (Кинешемский), Домнине, Холуе (Южский), Елнати, Новлянском (Юрьевецкий), Петровом Городище, Бородине, Закомелье, Бережке (Гаврилово-Посадский).

Еще до войны было введено всеобщее начальное образование. Но в экстремальных условиях войны соблюдать этот принцип становилось все сложнее. Некоторые дети бросали школу. Это чаще всего происходило в тех семьях, где отец воевал на фронте (или же был убит в боях), а мать целые дни работала или тяжело болела. Значительно больше, чем ранее, стало второгодников.

С 1943-1944 учебного года появилось современно неожиданно новшество в школьной жизни. Вновь, как до революции, было введено раздельное обучение полов в средней школе. Например, в Иванове мужскими стали школы № 22 и 30, а в 32-й остались одни девочки.

Программа обучения военных лет имела свои отличительные особенности. Из программы исключались второстепенные предметы: рисование и пение во всех классах, черчение в 6 и 7 классах, основы дарвинизма – в 9 классе.

В то время в 7-10 классах преподавался такой предмет как агрономия. Это объяснялось тем, что каждая семья для того, чтобы было, не так голодно, сажала картошку, другие овощи. Не только у юношей, но и у девушек были уроки по военному делу. В старших классах женских школ был введен новый технический предмет – радиодело. Как известно современных школьникам из кинофильмов о войне, радистами в штабах военных частей, у партизан, в подпольных диверсионных группах в тылу врага обычно были девушки. Поэтому и учили их специальным ключом выстукивать азбуку Морзе.

Вместе с тем увеличилось число недельных учебных часов на русский язык, литературу и математику. Основной упор в начальной школе делался на преподавание русского языка и арифметики. Преподавание истории, географии, естествознания как самостоятельных перенесли в 4 класс.

В 1942-1943 учебном году были внесены изменения в учебных программах: их отличала патриотическая направленность. Исправленные программы курсов предметов гуманитарного цикла средней школы: истории, русского языка и литературы, географии и других ориентировали на воспитательную работу со школьниками в духе национальной гордости за русский народ. Особое внимание в системе образования обращалось на военное обучение школьников. В общеобразовательных школах вводилась военная подготовка учащихся. В учебный план данной дисциплины внесли проведение строевых занятий, изучение средств и правил противовоздушной и противохимической защиты, санитарное дело.

Учителя из-за обстоятельств военного времени часто менялись, что не способствовало нормальному течению учебного процесса. В школах остались работать практически одни женщины, педагоги-мужчины почти поголовно были мобилизованы на фронт.

Заработная плата учителей, как и до войны, была невысокой. Хлебный паек выдавался по карточкам тоже не самого высокого разряда, во всяком случае, хлеба они получали меньше, чем рабочие на военных предприятиях. Аксиомой является то, что учителя должны были быть примером для учащихся не только в своих поступках, но и во внешнем облике. Поэтому в городе в то время работал магазин, именуемый «учительским». Там можно было купить из одежды то, чего не было в широкой продаже. Власти проявили заботу и о школьниках. В сентябре 1943 г. Ивановский облисполком принял решение о снабжении школьников промтоварами, поэтому областное управление местной промышленности заготовило для учащихся десятки тысяч пар башмаков, сапог, валенок.

Вражеские самолеты нечасто появлялись над Ивановом и другими городами области. Но в таких редких случаях по местному радио объявлялась воздушная тревога. Дети бегом направлялись в бомбоубежища, в специально оборудованный для этого школьные подвалы людей набивалось как сельдей в бочке. Порой по несколько часов приходилось сидеть там, пока не объявляли отбой воздушной тревоги.

Враг осенью 1941 г. подошел очень близко к границам Ивановской области, регион находился на военном положении, не исключена была возможность, что фашистские войска дойдут и до нашего края. Учеников во главе с педагогами направили рыть окопы, противотанковые рвы, ставить «ежи», специально приспособленные для задержания танков. На строительстве оборонительных сооружений юноши и девушки работали рядом с Ивановом в Афанасове. В дальнейшем, когда в результате битвы под Москвой врага отогнали на запад, такие работы прекратились. Учащиеся среднего и старшего звеньев в годы войны помогали строить военный аэродром на западной окраине города около местечка Балино.

Летом часто школьники отправлялись на село целыми классами на косьбу, жнитво, прополку и другие сельскохозяйственные работы, также вязали снопы, копали картошку. Дети помогали в прополке и тереблении льна в Пучежском районе, в котором под эту культуру были отведены особенно большие площади. Во время этих трудовых «каникул» городские дети впервые на деле познакомились с тяжелым, порой изнурительным сельским трудом.

Большими группами старшеклассники вместе с учителями на несколько дней выезжали на заготовку дров. Деревья школьникам, конечно, валить не доверяли, но распилка и укладка дров стала для них привычной. Для добычи торфа в летний сезон школьники из областного центра выезжали в Тейковский район, помогать работникам торфопредприятий.

Широкое распространение получила тимуровская работа. Образцом для детей военной поры стал Тимур – герой известной повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Пионеры помогали семьям фронтовиков, старикам – кололи дрова, носили воду, нянчились с малышами. Эти добрые дела получали свое отражение в стенных газетах, которые носили говорящее название «Тимуровец». Первая тимуровская команда в Иванове была создана в школе № 8, а всего в годы войны в областном центре действовали 282 таких отряда.

В годы войны фронт и тыл связывали тысячи порой незримых нитей. Школьники регулярно отправляли знакомым и порой совсем незнакомым бойцами действующей армии посылки. Мальчики мастерили из фанеры небольшие ящички, девочки укладывали в них теплые шерстяные варежки или носки, связанные собственными руками. Сюда же клали оторванные от собственного рациона кусочки сахара. Пионеры одной только сравнительно небольшой школы из поселка Новописцово отправили в годы войны 350 таких посылок. Кинешемская газета «Приволжская правда» сообщала, что «учащиеся школ несут бойцам Красной Армии в виде подарков карандаши, бумагу, конверты, носовые платки, бритвенные приборы».

Учителя добровольно сдавали денежные средства в фонд обороны. На эти деньги педагогов области была построена целая танковая колонна. На грозных боевых машинах было написано ее название – «Ивановский учитель». Многие педагоги области за годы войны были удостоены медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Старались не отстать от своих наставников и школьники. Деньги, которые они сдавали в фонд обороны, они не просили у родителей, а зарабатывали сами во время работ в деревне, на заготовке дров или торфа. Учащиеся 22-й школы г.Иванова обратились ко всем школьникам города с призывом: накопить средства на строительство танковой колонны. В мае 1944 г. она была уже готова к отправке на фронт.

Не смотря на сложную обстановку в стране шло совершенствование учебно-воспитательного процесса. Так, в июне 1944г. Вышло постановление СНК СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», которое устанавливало обязательную сдачу выпускных экзаменов учащимися, оканчивающим начальную и семилетнюю школу и экзамены на аттестат зрелости, оканчивающими среднюю школу; награждение золотой и серебряной медалями учащихся отличников, оканчивающих среднюю школу.

Таким образом, система образования СССР в военные годы показала свою жизнеспособность, а государство осуществляло содержательный контроль за организацией обучения и воспитания подрастающего поколения…

Просмотров работы: 1056