Актуальность исследования. Актуальность определяется тем, что в настоящее время стала интенсивно развиваться система дополнительного образования не только для детей разного возраста, но и для взрослых. У людей появилась потребность занять свой досуг, потребность в саморазвитии и творческой реализации. Тем более что телевидение активно пропагандирует различные музыкальные проекты и конкурсы (программы «Голос», «Танцуй», «Новая звезда» и др.). В этой связи вокальные студии стали более востребованы.
Выбранная тема квалификационной работы имеет практическую направленность, так как содержит описание и проект организации вокальной студии. Существует много подобных учреждений, но все они мало чем отличаются друг от друга. В данной работе рассматривается вокальная студия, уникальность которой заключается в том, что в ней впервые предлагаются занятия семейным вокалом.
Цель работы - выявить особенности организации вокальных студий в условиях мегаполиса для дальнейшего создания собственной вокальной студии.
Задачи:
1. рассмотреть возникновение и особенности функционирования вокальных студий как элемента системы дополнительного образования в исторической ретроспективе;
2. описать этапы организации вокальной студии в Санкт-Петербурге;
3. создать проект открытия собственной вокальной студии в Санкт-Петербурге.
Степень изученности проблемы. Вокальная студия на сегодняшний день является одним из самых неисследованных элементов системы дополнительного образования, ни в одном словаре до сих пор не сформулирован термин, дающий ее определение. Возникновение студии как клубной деятельности, и элемента системы дополнительного образования, рассматривается в трудах С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, Е. Н. Медынского, В. И. Семеновой и др. Специальных научных трудов, посвященных открытию вокальной студии, в настоящее время не существует.
Объект исследования: система дополнительного образования.
Предмет исследования: вокальная студия как сегмент отечественного дополнительного образования.
Методы исследования: исторический, контекстуальный, сравнительный.
Теоретико-методологической основой исследования послужили учебно-методические пособия, сайты интернета, справочно-правовая система «Консультант-Плюс», а также собственный опыт работы в данной сфере.
Новизна исследования заключается в том, что впервые семейный вокал появляется как определенный вид деятельности в вокальной студии и становится центральным компонентом ее организации.
Практическая значимость исследования: материалы работы могут быть использованы как алгоритм для открытия студии вокала в Санкт-Петербурге других городах.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В Приложении 1 представлены технические характеристики музыкального оборудования, необходимого для студии вокала. Приложение 2 содержит интервью с генеральным директором сети вокальных студий «Гранат» в Санкт-Петербурге.
ГЛАВА I. ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ: ПОНЯТИЕ,
СТАТИСТИКА ВОКАЛЬНЫХ СТУДИЙ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
1.1. Возникновение и формирование вокальных студий, как системы дополнительного образования
Понятие вокал происходит от латинского слова voce - голос, означает искусство владения певческим голосом. Студия - от латинского слова studium - место занятий. Следовательно, вокальная студия - специальное, акустически подготовленное помещение, оборудованное аппаратурой для занятий вокалом. Такая форма организации занятий входит в систему дополнительного образования, в которую сформировались внешкольные образовательные учреждения.
«Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а система внешкольного образования преобразована в систему дополнительного образования. Особенности становления дополнительного образования детей в России исследованы В.В. Абрауховой, В.А. Березиной, Л.Н. Буйловой, И.А. Верба, В.П. Головановым, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедевым, Е.Н. Медынским, Т.И. Сущенко, Л.И. Филатовой» [13, с. 3]. На разных этапах внешкольному образованию дают разное определение, например, Медынский Е.Н. считает, что внешкольное образование - это просветительская деятельность обществ, организаций, которая направлена на удовлетворение образовательных потребностей населения [13, с. 3]. Другие исследователи под внешкольным образованием понимают организацию досуга, развитие способностей в разных областях науки, культуры и т.д. О внешкольном образовании начали задумываться ещё в XIX веке, дети начинали работать рано и не имели возможности получить полноценное образование. Специалисты считают, что впервые такая форма работы с детьми появилась к 30-м годам XVIII столетия, когда воспитанники Шляхетского кадетского корпуса в Петербурге организовали литературный кружок. Примерно в это же время Екатерина I создаёт парки для своего внука, к середине XIX века Пирогов Н.И. начинает устраивать литературные беседы. В конце XIX века стали открываться первые клубы для детей при народных домах. Поэтому, возникновение внешкольного образования следует относить к концу XIX века, когда стали появляться различные курсы, кружки [13, с. 3]. " В начале XX века, были организованны первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительской работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и др.)" [13, с. 3].
В развитии внешкольного образования большая заслуга принадлежит выдающемуся педагогу, экспериментатору, автору многих трудов. Станиславу Теофиловичу Шацкому (1878-1934). Он вместе с А.У. Зеленко создал первые клубные объединения. Внешкольному образованию было отведено большое место в России, но в единую систему оно сформироваться не успело.
Вахтеров В.П. сформулировал основную идею педагогики дополнительного образования, как развитие личности ребенка на основе его интереса. Он говорит о том, что каждый ребёнок уникален, и развивать его нужно индивидуально.
В конце XIX - начале XX века очень активно стали создаваться различные клубы для детей, колонии. В это же время появляется термин "внешкольная работа", смысл которого заключается в культурно-просветительской деятельности. Возникнув в дореволюционный период, как самостоятельный вид деятельности, внешкольная работа в дальнейшем приобрела педагогический статус. "Особый импульс развитию внешкольного образования, отделу внешкольных учреждений дал Первый Всероссийский съезд по просвещению, проходивший в Москве 25-28 августа 1918 года. На съезде работала внешкольная секция, разработавшая основные положения внешкольного образования" [13, с. 16].
"Энциклопедия внешкольного образования" Е.Н. Медынского - одно из фундаментальных исследований в области теории внешкольного образования. В своей книге он определил цели и содержание внешкольного образования, как "непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека". Его наиболее значимые положения: сущность внешкольного образования; отличие образования школьного от внешкольного; целостность образования; развитие всех граней личности и др. В 20-е годы уже открываются первые детские театры и клубы. О.Е. Лебедев считает, что система внешкольных учреждений для детей сформировалась в 20-30 гг. XX века, так как именно в этот период появились дворцы и дома творчества, центры детского творчества. спортивные школы и т.д. Они получали государственную поддержку, так как государству было выгодно таким образом сокращать число детской безнадзорности, осуществлять идеологическое воспитание. В эти годы основой внешкольных учреждений были кружки по интересам. В 1936 году в Москве был открыт дом пионеров и октябрят, развивалось пионерское движение.
Если в 20-е годы система внешкольного образования ещё только искала пути развития, то в 30-е годы она в основном сформировалась и утвердилась как система внешкольного воспитания и внешкольной работы. Это первые два периода развития системы, третий период - 40-80-е годы.
В начале 40-х годов большое внимание стало уделяться вопросам обороны, помощи фронту. Пионеры и школьники переместились на поля, колхозы и совхозы. В годы войны внешкольные учреждения приносили огромную пользу. Они подготавливали специалистов различного профиля: лётчиков, инженеров, конструкторов и т.д. По мнению О.Е. Лебедева в 40-50-е гг. индивидуальные и клубные формы работы меняются на массовые (смотры, марши). В послевоенные годы больше уделялось внимания получению знаний школьникам. В 50-60-е годы открывается большое количество парков культуры и отдыха, спортивных и музыкальных школ, клубы автомобилистов, детские театры и кинотеатры, библиотеки, стадионы и т.д. Были популярны хоровые занятия, которые имелись почти во всех школах. Постановлением Совета Министров СССР «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам внешкольных учреждений» (апрель 1952) была установлена единая номенклатура внешкольных учреждений, определено правовое положение их работников, намечены пути дальнейшего развития" [13, с. 26-27]. В 1953 году утверждается положение о внешкольных учреждениях, где прописываются содержание, формы и методы работы.
Исследователь В.И. Семенова подчеркивает, что именно в этот период четко определены задачи, содержание и формы внешкольной работы. Специалисты считали, что внешкольное учреждение представляет собой общность детей и взрослых, автономность существования со свободой выбора деятельности, а также неформальными отношениями. "В советской системе образования принципами внешкольной работы выступали:
Концепция народного образования была нацелена на то, чтобы из стен школы выходил не просто грамотный человек, а всесторонне развитая личность. В 70-80-е гг. стали создаваться специализированные внешкольные учреждения, с учетом интересов детей, которые основывались на определенной области знаний, это уже напоминает нашу современную систему дополнительного образования. Так же схожесть проявляется в том, что создается сеть внешкольных учреждений, широко распространяются клубы, кружки, деятельность которых в первую очередь направленна на развитие интереса ребенка. Эти годы стали периодом наивысшего расцвета внешкольных учреждений.
В дальнейшем встал вопрос о том, что для системы внешкольных учреждений требуется финансовая поддержка государства, штатное расписание, фиксированная оплата труда. "Эти проблемные стороны жизнедеятельности внешкольных учреждений особенно обострились в условиях реформирования экономики страны и перехода ее крыночным отношениям в середине 80-90 годов" [13, с. 32-33].
Следующий период 1989-1990 - поиск путей совершенствования внешкольных учреждений и их финансовой основы. В 1991 году распадаются пионерские и комсомольские организации, возникает пустое пространство, которое необходимо заполнить. Московским комитетом принято решение создать в каждом районе дом творчества, выделить помещение, найти персонал, собрать детей. В постсоветском обществе по-новому осмысливается система внешкольного образования и воспитания, возникает потребность введения нового образовательного направления - дополнительного.
"В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с 1992 года начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние" [13, с. 34]. Система дополнительного образования начала стремительно развиваться в связи с тем, что сменились ценностные ориентиры, резко сократилось финансирование, поэтому, чтобы система не разрушилась, руководители внешкольных учреждений стали вводить платные образовательные услуги, чтобы сохранить систему, был введен закон "Об образовании" в 1992 году. Так появился новый термин - дополнительное образование, истоки его системы шли от внешкольной и внеклассной работы. Главное отличие его в том, что дополнительное образование ведётся по конкретным образовательным программам. Появились возможности для повышения квалификации педагогов, возможность знакомиться с программами своих коллег, в каждом учреждении стали создаваться свои образовательные программы. Дополнительное образование основывается на свободе и интересе ребенка, что способствует его самореализации.
В вокальной студии доминирующим предметом является вокал. Параллельно с ним будут проводиться и другие предметы: хореография, актерское мастерство. Но в основе интереса у детей, которые будут посещать вокальную студию, лежит вокал. Уже давно доказано положительное влияние вокальных занятий на физическое и психоэмоциональное состояние человека. Пению придавали огромное значение во все времена. Но, кроме того, что занятия вокалом приносят большую пользу - они могут и навредить. Чрезмерные нагрузки на голосовой аппарат, неправильное звукоизвлечение, форсирование звука приводят к различным заболеваниям голосового аппарата. Поэтому, прежде чем начать заниматься вокалом, нужно найти квалифицированного педагога.
1.2. Инфраструктура вокальных студий
Статистика вокальных студий по некоторым районам Санкт-Петербурга:
Адмиралтейский район
Название |
Стоимость |
Контакты |
1. Студия Евгении Рацен «Alchemia» Метро: Пушкинская |
Разовое занятие - от 750 до 1800руб. По абонементу 1 занятие - 975руб. |
Сайт: http://alchemiarecords.com/sitemap-2/ Режим работы: не указан Тел: +7- 921-091-62-02, +7-911- 082-54-10, +7-921-359-24-63. Адрес: не указан |
2. Школа танца и вокала «Soul Beat» Метро: Технологический институт |
Разовое занятие - 400руб. По абонементу 1 занятие - 375руб. Безлимитный абонемент - 1 месяц - 7500 руб Занятия проводятся только в группах. |
Сайт:http://sportschools.ru/view- listing.php?id=7666 Режим работы: 11.00 - 23.00 Тел: (812) 988-48-38 Адрес: Клинский проспект, 25 |
3. Музыкальная школа «Sound» Метро: Балтийская |
Разовое занятие - 850руб. По абонементу 1 занятие - 745руб. |
Сайт: school-sound.com/ Тел: (812) 928-00-99 Адрес: ул. Обручевых, д. 5 наб. Обводного канала д. 134, корпус 36 |
4. Вокальная школа-студия «Синяя птица» Метро: Сенная площадь (филиал) |
Разовое занятие - 1000руб. По абонементу 1 занятие - 850руб. |
Сайт: http://www.bbst.ru/index.php Режим работы: 12.00 - 18.00 Тел: +7-931-203-79-71 Адрес: ул. Гороховая, 49 |
5. Школа музыки «LaMinor» Метро: Сенная площадь |
Разовое занятие - бесплатно По абонементу 1 занятие - не указано |
Сайт: http://laminor-music.ru/ Режим работы: 10.00 - 22.00 Тел: +7-911-006-24-80 Адрес: Сенная площадь д 4 , 1 подъезд, 2 этаж (вход налево). |
6. Вокальная студия «Арт Нова» Метро: Балтийская |
Разовое занятие - бесплатно По абонементу 1 занятие - не указано |
Сайт: http://yndx.ru/spb/company/645303/art_nova Режим работы: не указан Тел: +7-911-976-43-18 Адрес: ул. Набережная Обводного канала, 181 |
7.Музыкальная школа «Saint-P music-school» Метро: Адмиралтейская. |
Разовое занятие - бесплатно. По абонементу 1 занятие - 750руб. |
Сайт: http://www.spmuz.ru Режим работы: Тел: (812) 947-85-10 Адрес: ул. Гороховая, 4 |
Василеостровский район
Название |
Стоимость |
Контакты |
1. Музыкальная студия «Sforzando» Метро: Старая деревня Чёрная речка |
Разовое занятие - бесплатно По абонементу 1 занятие - 800руб. |
Сайт: http://sf-studio.ru/ Режим работы: не указан Тел: (812) 916 76 15 Адрес: Приморский пр., 137 к.1 |
2. Вокально-гитарная студия «Magnetic Sound» Метро: Комендантский проспект |
Разовое занятие - бесплатно По абонементу 1 занятие - 800руб. |
Сайт: magnetic-sound.ru Режим работы: 10:00-21:00 Тел: +7-904-551-32-34 Адрес: Комендантский просп., 12, корп.1 |
3.Детская Вокально-Хореографическая студия »Одди» Метро: Комендантский проспект |
Разовое занятие - бесплатно По абонементу 1 занятие - 750руб |
Сайт: http://vk.com/club15644726 Режим работы: 10.00 - 20.00 Тел: +7-903-097-99-34 Адрес: Богатырский просп., 55, корп.1 |
4.Вокальный театр «Арт-нота» Метро: Комендантский проспект |
Разовое занятие - бесплатно По абонементу 1 занятие - не указано |
Сайт: http://www.art-note.ru/ Режим работы: не указан Тел: +7-911-135-21-02 Адрес: ул. Мебельная 25 корп. 1. Дом молодёжи |
5.Детская вокально-театральная студия «Интермедия» Метро: Василеостровская |
Разовое занятие - бесплатно По абонементу 1 занятие - 800руб |
Сайт:http://intermediastudio.besaba.com Режим работы: Тел: (812) 957-01-58 Адрес: 2 линия В.О., д. 25 |
Невский район
Название |
Стоимость |
Контакты |
1.Вокальная студия «Голос» Метро: Улица Дыбенко |
Разовое занятие - 300 руб. По абонементу 1 занятие - 900 руб. |
Сайт: http://www.studiagolos.ru Режим работы: Тел: +7 (911) 752-61-27 Адрес: пр. Дальневосточный, д. 42 |
2.Студия эстрадного вокала Светланы Вингельм-Плещавской Метро: Новочеркасская |
Разовое занятие - 3000 руб. По абонементу 1 занятие - 3000 руб. |
Сайт https://vk.com/vocalclasses_by_svetlana_vilgelm Режим работы: с 10.00 Тел: +7 (911) 148-26-30 Адрес: пр. Новочеркасский, д. 33 |
3.Вокальная школа-студия Евгении Рацен Метро: Елизаровская |
Разовое занятие - 450 руб. По абонементу 1 занятие - 3900 руб. |
Сайт: http://alchemiarecords.com Режим работы: Тел: +7 (911) 082-54-10 Адрес: ул. Седова, д. 37 |
4. Центр развития «Семья и дети» Метро: Улица Дыбенко |
Разовое занятие - бесплатно По абонементу 1 занятие - 2600 руб. |
Сайт: https://vk.com/club18325818 Режим работы: Тел: 8 (812) 912-20-38 Адрес: пр. Больевиков, д. 47 |
5.Детский клуб «Добрый день» Метро: Проспект Большевиков |
Разовое занятие - бесплатно По абонементу 1 занятие - 3500 руб. |
Сайт: http://didiclub.ru Режим работы: Тел: +7 (931) 339-51-39 Адрес: пр. Солидарности, д. 21, корп. 3 |
Статистика уже функционирующих вокальных студий составлялась с намерением мониторинга более удачного места расположения будущей студии.
«Удачно выбранное помещение - это фундамент успешности вашего бизнеса» [9, с. 27]. На данный момент в крупных городах насчитывается огромное количество дворцов культуры, подростково-молодёжных клубов, домов детского творчества и т.д., где есть возможность заниматься вокалом детям и взрослым, на бюджетной основе. Подобные учреждения составляют конкуренцию вокальным студиям, где занятия проходят в основном только на платной основе. Востребованность вокальных студий с каждым днём становится всё ниже. Большие затраты и низкий уровень окупаемости зачастую отпугивает людей от создания таких учреждений.
Занятия в коммерческих вокальных студиях - платные. Средняя цена по абонементу за индивидуальное занятие по вокалу в Санкт-Петербурге - 800-900 рублей. Практически во всех вокальных студиях пробное занятие проводится бесплатно. В каждой студии есть свои выгодные предложения, скидки, акции. В некоторых, по окончании обучения выдаётся сертификат негосударственного образца. Кроме вокала есть также сопутствующие предметы: актёрское мастерство, хореография, сольфеджио, игра на различных музыкальных инструментах и многое другое. Коммерческие вокальные студии, в отличие от государственных, предлагают своим ученикам записи песен и клипов, заграничные гастрольные поездки, участие в телевизионных проектах и многие другие интересные предложения.
Располагаются вокальные студии в основном в нескольких минутах ходьбы от станций метро. Для клиента зачастую территориальное расположение студии имеет решающее значение. Прежде чем открыть свою студию, нужно исследовать этот рынок, выбрать место и помещение, в котором будет находиться вокальная студия. Желательно, чтобы оно располагалось в нежилом корпусе и обладало хорошей звукоизоляцией. Возможен вариант снятия коммерческого помещения на первом этаже жилого дома, но в таком случае больших затрат будет требовать качественная звукоизоляция и стоимость снятия помещения в аренду. Иногда подобные вокальные студии открывают во дворцах культуры, молодёжи и т.д., но сдаются в аренду подобные учреждения в основном только в вечернее время, когда сам дворец культуры уже заканчивает свою работу. Лучше всего для вокальной студии подойдут подвальные помещения, даже если они расположены в жилых домах. В подвалах чаще всего хорошая звукоизоляция. К тому же, аренда будет стоить значительно дешевле. Идеальное расположение вокальной студии - в спальном районе, где построено большое количество новых домов, в которых живут молодые платежеспособные семьи. На первых этапах работы студии оптимальным, на мой взгляд, будет помещение от 50 до 80 кв.м., где будет зона ожидания, большой зал и несколько маленьких комнат для индивидуальных занятий, но можно рассмотреть и больший метраж, если предложение будет выгодным.
Мной было подано объявление на сайте https://www.avito.ru о том, что я ищу помещение под вокальную студию.
В течение месяца я получала различные предложения по телефону и на электронную почту по снятию помещения в аренду под вокальную студию, привожу несколько из них:
Первое предложение - помещение на улице Садовой. Стоимость квадратного метра - 403 рубля, для центра города это совсем не дорого. Хорошее расположение, близость к метро и круглосуточный доступ. Большое пространство 248 кв.м., но на первых этапах работы вокальной студии арендную плату 100000 рублей в месяц потянуть будет очень сложно. Лучше начинать с небольшого помещения. Также центр города превосходит все остальные районы по численности вокальных студий, что создаёт большую конкуренцию.
Данное предложение хорошо тем, что это центр, близость к метро и круглосуточный доступ. Большое пространство, которое можно снимать частично тоже привлекает, в дальнейшем по мере развития студии, если соседние помещения ещё будут не заняты, есть возможность расширить свое пространство.
В данном предложении по аренде помещения сдаются два блока, это очень удобно, что есть возможность частичной аренды. Удобное расположение в 5 минутах ходьбы от метро, круглосуточный доступ и закрытый двор - большой плюс. Имеется один зал с зеркалами во всю стену, что уменьшает расходы на первых этапах создания студии. В дальнейшем, по мере развития студии, есть возможность снять соседние помещения, что позволяет расширить свои границы, не переезжая в другое помещение и не теряя клиентскую базу.
Данное предложение, на мой взгляд, является наиболее подходящим. Во-первых - это приемлемая цена, возможность аренды части помещения выборочно со двора или с основного входа. Если мы рассматриваем вход со двора, цена за один квадратный метр будет составлять 853 рубля, с основного входа помещение на 4 кв.м. больше, цена за квадратный метр - 1111 рублей. Есть возможность переуступки права аренды за 750000 рублей, то есть купить готовый бизнес по организации студии детских праздников, и работать там, выплачивая каждый месяц арендную плату. Но так как там будет располагаться вокальная студия, а не студия детских праздников, переуступка права аренды не целесообразна. А вот просто арендовать такое помещение было бы очень выгодно, и первые месяцы работы студии, пока не будет набрана клиентура, незаполненные дни организовывать там детские праздники, чтобы помещение не пустовало, а приносило доход.
Проанализировав все предложения, мы видим, что чем больше помещение, тем дешевле цена за квадратный метр. Но главным критерием выбора помещения должно стать его расположение. В основном, все предложения, которые я просматривала и получала на электронную почту от арендодателей - цент города, значит, помещение в спальном районе среди новых домов будет найти непросто. Можно пройтись по выбранному району и расклеить объявления, о желании снять место под вокальную студию и тогда, если есть подходящие варианты, арендодатель сам сообщит об этом.
Если вокальная студия хорошего уровня, то и музыкальное оборудование должно быть профессиональным. Можно приобрести два вида музыкальной аппаратуры. Первый - профессиональный, для занятий с взрослыми, он же концертный, который можно брать с собой на выездные масштабные мероприятия. В него входит:
№ 1
Микшерный пульт SOUNDCRAFT EFX 12, цена: 23600 рублей.
№ 2
Активная колонка YAMAHA MSR400 (необходимо 2 штуки), цена: 28440 рублей х 2 = 56880 рублей.
№ 3
Комплект из двух стоек для акустической системы Proel FRE300KIT, цена: 6490 рублей.
№ 4
Провода для присоединения колонок к пульту (необходимо 2 штуки), цена: 1750 рублей х 2 = 3500 рублей.
№ 5
Вокальный микрофон, цена: 25421 рублей.
№ 6
Yamaxa PSR-E433, цена: 15900 рублей.
№ 7
Стойка для синтезатора Proel SPL250, цена: 3220 рублей.
№ 8
Педаль для синтезатора Yamaha FC5, цена: 1200 рублей. (Технические характеристики см. в приложении №1)
Итого, один комплект профессиональной аппаратуры обойдется нам в
136211 рублей.
Такой тип музыкального оборудования требует специальных знаний от педагога, лучше, если на концертах подобной аппаратурой будет управлять звукооператор.
Второй тип музыкального оборудования, который можно использовать на занятиях - очень простой. Он состоит из музыкального центра, в котором есть гнездо для входа микрофона. Такой тип музыкального оборудования можно использовать при работе с детьми и взрослыми. Если концертные микрофоны должны быть высокого качества, то рабочие микрофоны для детей нужно выбирать самые бюджетные, т.к. они их постоянно роняют, стучат по ним и микрофоны быстро изнашиваются.
№ 1
Музыкальный центр Samsung MX-F630DB, цена: 7999 рублей.
№ 2
Микрофон FORCE MCF-205, цена: 1680 рублей.
№ 3
Синтезатор, стойка для синтезатора, педаль для синтезатора то же самое, что и в первом типе оборудования.
Итого, второй тип оборудования для вокальной студии обойдется в 29999 рублей. (Технические характеристики см. в приложении №1)
Профессиональный тип вокальной аппаратуры подобран действующим звукооператором, не профессиональный - исходя из личного опыта работы в вокальных студиях.
1.3. Нормативно-правовая база, необходимая для открытия вокальной студии в Санкт-Петербурге
Прежде чем открыть свою студию, нужно решить вопрос с лицензированием (стоит ли получать образовательную лицензию или нет). Лицензия обеспечивает доверие клиентов, право на государственные субсидии и льготы, возможность получить налоговый вычет у клиентов и др. Однако, ее получение требует соответствия санитарным нормам, утвержденным много лет назад, когда не учитывались частные центры и студии, популярные сегодня, и располагающиеся в небольших помещениях.
«По этим правилам в образовательном учреждении должно быть два или даже три санузла, потолок не менее трех метров, два эвакуационных выхода и еще много чего, что трудно реализовать» [9, с. 23]. Более того, само по себе получение лицензии длится несколько месяцев, то есть нужно снять помещение, набрать сотрудников (для оформления лицензии нужно предоставить их трудовые книжки) и просто ждать, при этом плату за аренду никто не отменяет. Препятствий много, но можно всего этого избежать, осуществляя свою деятельность без образовательной лицензии. Для этого необходимо зарегистрироваться не как образовательное учреждение, работающее в системе дополнительного образования, а как компания, которая ведет клубную деятельность. Такой вид деятельности есть в общем классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) под номером 92.51 «деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа», и для него лицензия не нужна [14].
««Мы не занимаемся образованием», - такая фраза должна стать вашим лозунгом в общении с любыми официальными органами...» [9, с. 24]. «Для убедительности мы искореняем во всех наших документах слова «образовательный», «обучение», «педагоги»» [9, с. 24]. Необходимо следить за тем, чтобы в бумагах нигде не было курсов, программ, расписаний. Но если все-таки это необходимо, то педагог, который у вас работает, может зарегистрироваться, как индивидуальный предприниматель (ИП), занимающийся репетиторством. Он имеет право проводить образовательные занятия без лицензии, но при желании ИП и ООО (Общество с ограниченной ответственностью) могут также получить образовательную лицензию.
Следующим шагом является выбор типа организационно-правовой формы учреждения. «Самые очевидные варианты для рассмотрения - это НОУ (негосударственное образовательное учреждение), ЗАО (закрытое акционерное общество), ООО (общество с ограниченной ответственностью), ИП (индивидуальный предприниматель)» [9, с. 24]. Казалось бы, самое подходящее - это НОУ, но эта форма некоммерческих организаций, по сути, не имеет права извлекать прибыль, и чтобы вывести честно заработанные деньги, придется придумывать какие-то схемы, ходы. И к тому же мы уже определились, что лицензия нам не нужна, поэтому такой тип организационно-правовой формы нам не подходит. Рассмотрим оставшиеся формы ЗАО, ООО и ИП. В нашем случае ЗАО и ООО - почти одно и тоже, только ООО проще и дешевле зарегистрировать. Теперь рассмотрим ИП. У него много достоинств: простая бухгалтерия, не нужно платить 9% налог на дивиденды, однако, минус в том, что индивидуальный предприниматель за деятельность своего учреждения отвечает собственным имуществом, а ООО, в свою очередь только тем, которое у него на балансе. Если открывать центр в одиночку или с партнером, на одного из них, лучше зарегистрировать ИП, в остальных случаях - ООО. В моем случае, это, скорее всего, будет ИП.
Выбрав форму компании, нужно ее зарегистрировать. ИП регистрируется несложно, можно это сделать самостоятельно. А вот с ООО лучше воспользоваться помощью квалифицированного юриста.
Далее нужно определиться с юридическим адресом для компании. Так как вся процедура оформления проходит до снятия помещения в аренду, юридическим адресом становится адрес прописки. « С ООО вариантов два. Первый - также зарегистрировать его на свой домашний адрес, вернее на адрес прописки. ... Второй - купить юридический адрес (то есть, за вознаграждение заключить фиктивный договор аренды с собственником помещения и временно «поселить» у него свою компанию). Такую возможность, вам наверняка предоставит компания, которая будет регистрировать ООО» [9, с. 26]. При подаче документов на регистрацию ИП или ООО нужно обязательно приложить заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Если это сразу не сделать, то потом могут возникнуть неприятные финансовые расходы. Есть два вида упрощенной системы налогообложения, первый - 6% от общего количества денег, которые заработала ваша компания, второй - из общего дохода вычитаем расход и отдаем государству 15% от дохода. Для первого года работы студии лучше всего выбрать второй вариант. После регистрации компании можно открывать счет в банке.
После того, как помещение найдено, его нужно снять в аренду. Существует договор аренды, который нужно обязательно заключить. Лучше зарегистрировать его официально, но арендодатели не очень часто на это соглашаются. В малом бизнесе чаще всего договор заключается на 11 месяцев, а потом продлевается, чтобы избежать регистрации. Важно обговорить с арендодателем несколько моментов: если понадобится делать в помещении звукоизоляцию или ремонт, кто берет на себя эти расходы; входит ли оплата коммунальных услуг в стоимость аренды помещения или оплачивается отдельно; если нет в помещении противопожарной сигнализации, кто будет платить за ее установку; есть ли стационарный телефон; если занятия отменяются из-за технического состояния помещения (например, зимой отключили отопление или свет), арендодатель должен возмещать убытки, но вряд ли кто-то пойдет на это.
Следующий важный вопрос - получение документов от санитарно-эпидемиологическго надзора и государственного пожарного надзора. Так как наша вокальная студия не является учреждением дополнительного образования, а ведет клубную деятельность, никакие разрешения от названных служб не нужны кроме одного, разрешения на размещение. Инспектор составляет договор на дезинфекцию, если это нужно, проверяет состояние помещения, чистоту. Договор подразумевает, что раз в квартал он будет осуществлять проверку. «С медицинскими книжками также возникают вопросы. Так как учреждение не является образовательным, то и персонал называют не педагогическим составом, а инструкторами. Поэтому, в трудовой и медицинской книжках указывается должность «инструктор детского развивающего центра», а медицинский осмотр рекомендуется пройти как для педагога дополнительного образования.
В государственном пожарном последовательность действий следующая: пожарный инспектор, отвечающий за ваше помещение, изучает его план и дает рекомендации на приобретение необходимого оборудования. Самое затратное - это пожарная сигнализация. Выгоднее в финансовом плане ее совместить с охранной. Обязательно нужно иметь план эвакуации, каким бы маленьким помещение не было. Руководитель компании должен пройти «программу обучения пожарного технического минимума». Кроме того, по итогам проверки электропроводки составляется отчет о профилактическом испытании электрических проводов и кабельного оборудования.
«В Санкт-Петербурге политику государственной поддержки малого предпринимательства реализуют Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга» и Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга» [21, с. 10]. Эта служба оказывает помощь безработным инициативным людям в открытии собственного дела. Эта программа осуществляется с 1994 года, ее цель - обеспечить граждан трудоустройством. Комитет также оказывает помощь, как в консультировании на начальном этапе работы, так и при составлении бизнес-планов и оказании финансовой помощи на регистрацию собственного дела. Предварительно проводится консультирование и тестирование на готовность к ведению бизнеса, организовываются семинары для начинающих предпринимателей.
Контактные данные по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
Адрес Комитета: 190000, Санкт-Петербург, ул. Галерная, д.7. Телефон: 312-92-36
В перечень важнейших нормативно-правовых документов по основам предпринимательства в Санкт-Петербурге входят:
Кроме этого, Правительство разработало специальные программы, направленные на поддержание малого бизнеса. Реализуется целый ряд специальных программ, одна из которых интересна для нас: программа «Бизнес-инкубатор». Цель программы - предоставить субъектам малого бизнеса на льготных условиях нежилые помещения бизнес-инкубаторов и комплекса услуг на безвозмездной основе.
В целях дополнительной безопасности, лучше застраховать свой бизнес. Есть такой вид страхования, как «страхование предпринимательских рисков», т.е. выбранная вами компания компенсирует полную или частичную потерю доходов и дополнительные расходы страхователя в случаях, обозначенных в договоре. «При Администрации Санкт-Петербурга создан Общественный Совет страховщиков, являющийся консультативным органом. Кроме того, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2002 № 61 утверждена Концепция государственной поддержки развития страхования в Санкт-Петербурге» [21 с. 25]. Контроль за деятельностью страховых организаций осуществляет Инспекция страхового надзора по Северо-западному Федеральному округу.
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Б. Конюшенная, д. 29/42
Тел./факс: (812) 312-92-93
23 июня 2009 года в Санкт-Петербурге открылся Дом предпринимателя, где находятся организации, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего бизнеса:
В Доме предпринимателя любой заинтересованный может получить информационную и методическую поддержку, консультации по вопросам ведения бизнеса. Все это предоставляется на бесплатной основе.
Дом предпринимателя Санкт-Петербурга
Адрес: 191014, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 46/5
Телефон: 576-29-82
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
2.1. Уникальность открываемой вокальной студии
Успешность вокальной студии заключается во многом, в ее названии. Лучше не давать ей слишком простое название, типа «Лучик», «Ромашка» «Огонек», такие названия ассоциируются с бесплатными кружками в доме культуры. Более актуально на сегодняшний день звучат названия, со словами, позаимствованными из других языков, например «Mini Studio». Можно назвать студию именами своих детей, например, Tony&Alice (Антон и Алиса). Или придумать просто запоминающееся название. Я планирую дать своей вокальной студии название «Tutti», что в переводе с итальянского означает - «все; нередко - обозначение всех участников какой-либо группы исполнителей» [30, с. 73]. Название это говорит о том, что в этой вокальной студии могут заниматься люди всех возрастов, дети, начиная с трех летнего возраста, практически как только научились говорить, подростки, взрослые, а учитывая, что студия предлагает своим клиентам семейный вокал, - еще и бабушки с дедушками.
Внутренне устройство вокальной студии должно также привлекать учеников. Внутри должно быть ярко, красиво и уютно, особенно в комнате ожидания. В зоне ожидания уют и удобства создадут мягкие диванчики, чай, кофе, журналы, книжки и обязательно рекламные листы для клиентов. Для детей - мягкие игрушки, детский уголок. А комнаты для занятий наоборот должны быть более строгими, чтобы не отвлекать от обучения. Желательно, чтобы в студии был теплый пол, он особенно нужен, когда на улице прохладно, а отопление еще не включили.
В студии все должно быть только новое. "Кроме того, качественной организацией пространства вы подаете вашим клиентам очень важный сигнал. Если клуб так ответственно относится к гигиене и комфорту детей и родителей - значит, скорее всего, на таком же высоком уровне организованы и занятия" [9, с. 35]. Но в наше время в условиях большой конкуренции только комфортом и хорошей организацией занятий клиентов не удивить. Студия должна выделяться среди своих конкурентов уникальностью. У нее должна быть своя "изюминка". Уникальность может заключаться в необычности интерьера (но это, скорее всего, потребует дополнительных расходов, и не маленьких), авторских методик преподавания, новых направлений в занятиях. Очень часто, чтобы привлечь клиентов, студию открывают под именем какой-либо знаменитости, которой даже не обязательно вести занятия, а можно только проводить прослушивание и пару раз в год давать мастер-классы. Желательно в программу студии, кроме вокала, включить и другие предметы: хореографию, актёрское мастерство, фортепиано, сольфеджио, музыкально-развивающие занятия для дошкольников. Но все эти предметы есть и в любой другой студии. Чтобы сделать студию уникальной, необходимо предложить то, чего нет у конкурентов. Моя студия будет ориентирована на семейный вокал, т.е. посещать уроки смогут сразу несколько родственников (родители, дети, братья, сестры, бабушки и т.д.). Такое совместное творчество очень сплачивает семью и к тому же стоит гораздо дешевле. Если средняя цена за индивидуальное занятие по вокалу в Санкт-Петербурге составляет от 800 до 1000 рублей, то занятие для всей семьи будет составлять примерно 1500-2000 рублей. Учитывая то, что смогут заниматься оба родителя, ребенок, братья, сестры и если есть, бабушки и дедушки - очевидна экономия средств. Во избежание сюрпризов, количество человек необходимо ограничить, например, до семи.
Вот какие направления в принципе могут быть в вокальной студии:
- Индивидуальный вокал для детей с трех лет и взрослых;
- Вокальный ансамбль;
- Семейный ансамбль;
- Хор;
- Актерское мастерство;
- Музыкальное развитие детей от трех до пяти лет;
- Творческие студии: музыка, рисование, театр;
- Детский фитнес, беби-йога, хореография, акробатика;
- Индивидуальные консультации психолога, логопеда;
- Празднование детских дней рождения;
- Взрослый фитнес, хореография, йога;
- Сольфеджио и многое другое.
2.2. Организация рекламы, набор персонала, предоставляемые услуги, расписание
Сотрудники - основной вопрос для вокальной студии. Если бюджет ограничен, то первое время учредителю приходится работать за всех. Вести занятия (если есть соответствующее образование), выполнять работу администратора, уборщицы, составлять рекламу и т.д. Но по мере развития студии работников нужно нанимать. Здесь встает вопрос, как найти и отобрать подходящие кандидатуры. Ведь каким бы стильным не был ремонт, дорогое профессиональное музыкальное оборудование, но если администратор будет грубо общаться с клиентами, педагоги будут непрофессиональные, клиенты все равно будут уходить. Набирать сотрудников лучше по рекомендациям знакомых, обращаясь в музыкальные училища и институты, но всех работников найти, таким образом, очень сложно, поэтому приходится размещать объявления о вакансии в газете и в сети Интернет.
Всегда возникает вопрос, какой должна быть заработная плата педагога. Как правило, педагог получает 40% от стоимости одного индивидуального занятия, во время испытательного срока - это может быть 30% от занятия. Что касается групповых занятий (ансамбль, хор, хореография и т.д.), здесь либо фиксированная ставка, не зависящая от количества учеников, либо зарплата зависит от того, сколько человек занимается в группе.
Администратор в вокальной студии важен не менее чем педагог, он должен общаться с клиентами по телефону так, чтобы им захотелось придти на пробное занятие. Кроме того, он должен быть компетентен в заключении договоров с клиентами. Администратор также выполняет обязанности кассира, все продажи абонементов, перерасчет за пропуски занятий на его плечах. Он также должен и следить за порядком в студии. Но каким бы хорошим не был администратор, во время телефонных разговоров ему все равно лучше иметь небольшие заготовки текстовых ответов на часто задаваемые вопросы.
В отдельной тетради нужно вести учет оплат и посещений. Администратор должен четко знать дни рождения клиентов студии, если учет ведется не на компьютере, а вручную, то в конце месяца нужно выписать на отдельный лист имена всех именинников в следующем месяце. Если студия работает 6 или 7 дней в неделю, лучше иметь двух администраторов.
В студии также должен работать бухгалтер, штатный либо совместитель. У индивидуального предпринимателя бухгалтерской отчетности намного меньше, чем в ООО, поэтому лучше нанять бухгалтера-совместителя, его визит будет нужен один раз в квартал.
В вокальной студии много обязанностей, которые обязательно нужно закрепить за конкретными людьми, например: генеральная уборка помещения, ремонт и настройка компьютера, поклейка и ремонт обоев, крепление настенных полок и т.д. Очень важно обратить внимание на наружную рекламу, важно, чтобы студия была заметна со всех сторон. Самый лучший вариант - световая вывеска с названием студии и графиком работы. Также на окнах можно прикрепить наклейки с названием студии, сделать яркую подсветку, которая будет привлекать внимание прохожих. Самый распространенный способ привлечения клиентов - размещение рекламных листовок возле входов в подъезды, их лучше расклеивать постоянно.
Сверхзадача - обеспечить максимальную наполняемость студии. С утра до обеда - хорошее время, чтобы заниматься с взрослыми (у которых свободный график работы), и с детьми, которые учатся в школе во вторую смену. Вечером родителям очень удобно приводить на занятия детей, после детского сада. Так же групповые занятия обычно пользуются спросом в вечернее время. Днем удобно заниматься с учениками младших классов. Нужно организовать работу студии так, чтобы была наполняемость в течение всего дня, для этого студия должна предлагать свои услуги разновозрастным категориям людей.
Чтобы клиенты не завершили занятия в конце учебного года, последний отчетный концерт нужно делать в конце мая или в июне, как правило, после него все уезжают отдыхать и летом наполненность клуба очень маленькая. В это время можно сосредоточиться, например, на организации дней рождений в студии.
2.2. Проект открытия собственной вокальной студии в Санкт-Петербурге
Проведение занятий, праздников для детей - это сложный процесс, требующий профессионального подхода (умение организовывать, выстраивать план и ход занятия, подбирать необходимый и интересный материал для детского восприятия, корректно и эффективно взаимодействовать и др.). Данный раздел посвящен видам развивающих занятий и содержательному досугу, которые будет предоставлять создаваемая студия. Среди основных следует выделить следующие: - Индивидуальный вокал для детей с трех лет и взрослых; - Вокальный ансамбль; - Семейный ансамбль; - Хор; - Актерское мастерство; - Музыкальное развитие детей от трех до пяти лет; - Творческие студии: музыка, рисование, театр; - Детский фитнес, хореография, акробатика; - Взрослый фитнес, хореография, йога; - Сольфеджио. |
|||||||||||||||||||||||||
В качестве дополнительных видов услуг в студии будут предложены консультации специалистов (психологи, логопеды) и организация детских праздников. Отдельно необходимо выделить преимущества получения родителями консультаций психолога и логопеда, которые имеют возможность длительное время наблюдать за ребенком на занятиях. Они могут заметить отклонение или нарушение в развитии, в поведении ребенка и оказать своевременную помощь родителю, выдать рекомендации по устранению негативных факторов развития. |
|
||||||||||||||||||||||||
Учитывая перечень запланированных услуг, в таблице 2 приведены средние цены по всем видам услуг на соответствующие единицы измерения. Таблица 2 Цены на услуги
|
|
3.2 Спрос
Покупателями наших услуг будут являться родители, выступающие законными представителями своих детей и взрослые люди любого возраста; получателями услуг будут дети дошкольного и школьного возраста, и взрослые. |
Основную группу покупателей составят взрослые люди от 20 до 40 лет обоего пола, имеющие детей дошкольного возраста. Это, как правило, активные и образованные родители, стремящиеся к тому, чтобы их дети максимально развивали свои задатки и природные способности, а также семьи, желающие заниматься совместным творчеством. Род занятий у покупателей разный, уровень доходов обычно средний. Потенциальные клиенты проживают в непосредственной близости к месту нахождения вокальной студии. Планируется, что студия будет расположена в Невском районе, в помещении по адресу: станция метро улица Дыбенко, ул. Антонова-Овсеенко 5/1. |
Спрос на занятия по вокалу сейчас высокий. В настоящее время существует мода на посещение развивающих студий. |
Желание родителей видеть своих детей успешными в дальнейшей взрослой жизни и стремление взрослых развиваться в творческом направлении стимулирует основной спрос на данные услуги. Услуги студии будут предоставляться с сентября по август, в течение всего календарного года. Три летних месяца обычно посещаемость резко ухудшается, это время максимально заполняется организацией детских праздников и дней рождений. |
Согласно проведенному инициатором проекта исследованию в Невском районе работают различные учреждения, подобные создаваемой вокальной студии. По форме организации их можно условно поделить на 3 категории: - государственные дошкольные образовательные учреждения; - учреждения дополнительного образования; - частные студии развития. Создаваемое предприятие принадлежит к третьей группе. Основную конкуренцию создаваемому предприятию могут представлять частные студии развития, расположенные в том же микрорайоне, в котором планируется расположение и нашей студии. Это учреждения: «Голос», «Семья и дети», «Добрый день». В таблице 3 представлен сравнительный анализ цен с этими студиями. Таблица 3 Сравнительный анализ цен конкурентов (руб./ед.изм)
Проведем сравнение маркетинговой активности конкурентов на рынке по используемым каналам коммуникаций для определения более эффективных инструментов продвижения собственной студии развития (смотри таблицу 4). Таблица 4 Инструменты и методы продвижения конкурентов
Помимо сравнения конкурентов по параметрам цены и методов продвижения можно еще выделить их сильные и слабые стороны (смотри таблицу 5). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В таблице приведены результаты сравнительного анализа конкурентов:
Таким образом, мы определяем необходимость создания собственного сайта для создаваемой студии, распространения информации на отраслевых порталах и тематических сайтах, использования печатной рекламы. Также для занятия собственной ниши необходимо должное наполнение студии высоко квалифицированными педагогами. 3.4 Прогноз продаж
Прогноз продаж (реалистический сценарий)
Прогноз продаж (пессимистический сценарий)
Необходимо отметить, что первым месяцем в прогнозе продаж является сентябрь 2015 г. Кроме того, впоследствии при расчетах будут использоваться данные из реалистического прогноза продаж.
3.5 План маркетинга
Таблица 8 Программа маркетинга состоит из следующих составляющих:
Таблица 9 Бюджет маркетинга
4. Обоснование ресурсов4.1. Производственные мощности
Таблица 10 Информация по производственным мощностям
4.2. Капитальные затратыДля организации работы студии необходима закупка оборудования, оргтехники и инвентаря (таблица 11), поставщики отобраны на основе анализа цен, коммерческих условий и репутации. Потребность в оборудовании и оргтехнике рассчитана, исходя из данных по реалистическому прогнозу продаж. Капитальные затраты (на покупку основных средств) предприниматель планирует осуществить за счет собственных средств, в размере 500 000 рублей. Таблица 11 Капитальные затраты по проекту
4.3. Затраты на сырье и материалыПри выбранном виде деятельности, для оказания услуг потребуется приобретение расходных материалов, (обычная бумага, картриджи, картриджи, цифровые носители и пр.). Для определения величины расходов на приобретение расходных материалов учтем изменяющейся объем продаж по реалистическому сценарию и возьмем соотношение в 5% от выручки по месяцам (смотри таблицу 12). *) - включая цену приобретения, затраты на доставку и хранение сырья и материалов Таблица 12 Затраты на материалы
4.4 Персонал и расходы на оплату трудаДля проведения занятий с клиентами с сентября будут приглашены педагоги по договору найма. За время учебы и работы в системе образования у инициатора проекта появилось много личных знакомств с коллегами-профессионалами. Штатное расписание будет укомплектовано из числа коллег. Общая заработная плата в месяц всех педагогов представлена в таблице 13. Таблица 13 Штатное расписание
Заработная плата педагогам рассчитывается исходя из вида занятия, его продолжительности, количества детей в группе и количества обслуживаемых групп. Средняя стоимость по городу 1 часа работы педагога в подобных студиях 400 рублей. Предполагается, что педагоги будут иметь высшее образование и опыт работы в данной сфере. Предпринимателю заработная плата не планируется, поскольку заработной платой является чистый доход предпринимателя.
4.5 Текущие затратыНа основании предыдущих расчетов составим таблицу сводных данных о текущих затратах по проекту (таблица 14). Первым месяцем является сентябрь 2015 г. Текущие затраты по проекту (руб.) на 1 год (12 мес.) Таблица 14 |
Месяц |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Расходы на материалы |
- |
21 140 |
25 910 |
27 780 |
27 780 |
24 850 |
27 780 |
27 780 |
27 780 |
24 850 |
14 750 |
13 300 |
14 350 |
2. Расходы по оплате труда |
- |
103600 |
103600 |
103600 |
103600 |
103600 |
103600 |
103600 |
103600 |
103600 |
103600 |
103600 |
103600 |
3.Расходы на маркетинг |
20000
|
2500 |
0 |
0 |
0 |
2500 |
0 |
0 |
0 |
2500 |
0 |
0 |
0 |
4. Услуги IP-телефонии |
- |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
5. Обслуживание в банке |
- |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
6.Аренда
|
42000 |
42000 |
42000 |
42000 |
42000 |
42000 |
42000 |
42000 |
42000 |
42000 |
42000 |
42000 |
42000 |
7.Оплата услуг фирмы по созданию сайта |
30 000 |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8.Непредвиденные расходы (прочие) |
- |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
9.Общая величина текущих затрат |
92 000 |
173740 |
176010 |
177880 |
177880 |
177450 |
177880 |
177880 |
177880 |
177450 |
164850 |
163400 |
164450 |
4.6 Сводный календарный план
Таблица 15
Сводный календарный план-график реализации проекта
Месяц |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Регистрация предприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Открытие счета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Покупка основных средств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекламные мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Создание сайта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Закупка расходных Материалов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Функционирование Предприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Юридическим статусом для функционирования студии избран вариант регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Выбор этой организационно-правовой формы продиктован следующими соображениями:
Изменение организационно-правовой формы в ближайшие 3 года не предполагается. Для регистрации предприятия потребуются начальные затраты в размере 3 800 рублей. Создаваемая студия согласно Налоговому кодексу РФ и Закону Санкт-Петербурга подлежит налогообложению в виде упрощенной системы налогообложения. |
|
5.2 Организационный план
В вокальной студии предполагается следующее распределение обязанностей и ответственности: Индивидуальный предприниматель - осуществляет управленческие функции, ведет бухгалтерскую отчетность, координирует деятельность, проводит контроль, закупает расходные материалы, информирует клиентов об услугах студии, встречает детей и родителей перед занятиями, рассылает предложения, следит за чистотой и порядком в студии. Педагоги заполняют табель посещаемости и проводят занятия по своим направлениям, составляют план занятия, готовят раздаточный материал, следят за чистотой и порядком в студии, ведут мониторинг освоения программ детьми и информируют родителей. Предприниматель берет на себя функцию ведения и сдачи бухгалтерской отчетности, поскольку порядок для индивидуального предпринимателя упрощен. Привлечение сторонних организаций не планируется.
|
6. Финансовый план
6.1 Источники финансирования проекта
Параметры избранного варианта финансирования отражены в следующей таблице 16:
Таблица 16
Источники финансирования проекта
№ |
Наименование источника |
Сумма, в руб. |
1. |
Субсидия службы занятости |
- |
2. |
Личные средства:
|
500 000 - |
|
ИТОГО источников: |
1 (500 000руб.) |
6.2 Смета затрат для получения первых поступлений Таблица 17
№ |
Статьи затрат |
Сумма (руб.) |
1. |
Затраты, связанные с регистрацией предприятия, всего: |
3 800 |
1.1. |
Расходы на регистрацию |
800 |
1.2. |
Изготовление фирменных бланков и печати |
1 200 |
1.4. |
Открытие банковского счета всего: |
1 000 |
1.5. |
Нотариальные услуги |
800 |
|
||
2. |
Организационно-техническая подготовка, всего: |
389 000 |
2.1. |
Приобретение основных средств |
284 000 |
2.2. |
Покупка «1С: Предприятие» |
13 000 |
2.3 |
Реклама |
20 000 |
2.4 |
Создание сайта |
30 000 |
2.5 |
Аренда помещения (август) |
42 000 |
|
ИТОГО: |
392 800 |
6.3. Рабочий график реализации проекта
В табл. 18 представлен детальный график первого этапа реализации проекта (август 2015 г.).
Таблица 18
Рабочий график
Период (номер недели) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Затраты 1-го этапа проекта, всего (руб.): |
|
|
|
|
Государственная регистрация |
1 600 |
|
|
|
Аренда помещения |
42000 |
|
|
|
Открытие расчетного счета |
|
1 000 |
|
|
Изготовление печати и бланков |
|
1 200 |
|
|
Приобретение основных средств и «1С: Предприятие» |
|
|
297 000 |
|
Реклама |
|
|
10 000 |
10 000 |
Создание сайта |
|
|
|
30 000 |
Поиск клиентов и заключение договоров |
|
|
|
|
Источники финансирования, всего: |
|
|
|
|
Государственная субсидия |
- |
- |
- |
- |
Личные средства |
500 000 |
- |
- |
- |
Остаток средств на конец недели, руб. |
456 400 |
454 200 |
147 200 |
107 200 |
ИТОГО:
- Общая прибыль за вычетом всех расходов в конце первого года работы по реалистическому сценарию составляет - 2 795 200 руб.
- Общая прибыль за вычетом всех расходов в конце первого года работы по пессимистическому сценарию составляет - 911 200 руб.
7. Анализ рисков
Все риски, которые могут угрожать деятельности предприятия можно разделить на риски внешней и внутренней среды и на риски, связанные с недостаточностью внутреннего потенциала предприятия. Таким образом, со стороны внешней среды, предприятию может угрожать: высокий уровень конкуренции, что может привести к снижению спроса; снижение покупательской способности населения, что может привести к падению уровня продаж. К рискам внутренней среды можно отнести: непредвиденное повышение затрат, недостаточное получение доходов, и пр.
Устойчивость проекта к неблагоприятным факторам характеризуется положительными показателями прибыли и остатка денежных средств, которые рассчитаны согласно пессимистическому сценарию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Востребованность вокальных студий в последнее время стала интенсивно увеличиваться. Потребность в занятиях вокалом существует как у детей, так и у взрослых. Проект разработанной нами вокальной студии предлагает альтернативную модель - семейный вокал, где дети смогут заниматься вместе с родителями и родственниками.
В выпускной квалификационной работе достигнута поставленная цель, - выявлены особенности организации вокальных студий в условиях Санкт-Петербурга, такие как: инфраструктура, нормативно-правовая база, выбор организационно-правовой формы. И решены следующие задачи: рассмотрено возникновение и особенность функционирования вокальных студий как элемента системы дополнительного образования в исторической ретроспективе; описаны этапы организации вокальной студии в Санкт-Петербурге; а также создан проект открытия собственной вокальной студии в Санкт-Петербурге, который можно использовать и в условиях других городов. В работе приведена статистика уже функционирующих вокальных студий по выбранным районам Санкт-Петербурга, которая составлялась с намерением мониторинга более удачного места расположения будущей студии.
Исследовав сегмент вокальных студий, проведя анализ современного состояния, расположения студий и цен на услуги, создав собственный проект открытия вокальной студии, мы пришли к следующим выводам:
1. Истоки системы дополнительного образования шли от внешкольной и внеклассной работы. В системе дополнительного образования поле самореализации для ребенка безгранично. Он сам выбирает сферу деятельности на основе своих интересов.
2. Получение лицензии для работы вокальной студии требует много времени и больших хлопот, поэтому лучше регистрировать студию не как образовательное учреждение, работающее в системе дополнительного образования, а как компанию, которая будет вести клубную деятельность.
3. Полноценное функционирование студии достигается за счет ее уникальности. Рассматриваемая студия ориентирована на семейный вокал.
4. Созданный проект открытия вокальной студии позволяет нам рассчитать необходимый объем финансирования для его реализации в Санкт-Петербурге - 392 800 рублей. Проект рассчитан согласно реалистическому и пессимистическому сценарию, каждый из которых дает положительные показатели прибыли в конце первого года работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] : офиц. текст по состоянию на 10 апреля 2015 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. - М.: Омега - Л, 2015. - 994 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст по состоянию на 17 апреля 2015г. / М-во юстиции Рос. Федерации. - М.: Омега - Л, 2015. - 219 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсияПроф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». - М., 2004
4. Артемьева, Т. В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования [Текст] / Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. - 286 с.
5. Борисов, Б. Л. Технологии рекламы и PR [Текст] : учебное пособие / Б. Л. Борисов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. - 624 с.
6. Боб, Стоун. Директ-маркетинг [Текст] / Боб Стоун, Рон Джейкобс. - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2005. - 616 с.
7. Виноградов, К. П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле [Текст] / К. П. Виноградов. - М. : Музыка, 2007. - 266 с.
8. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст] / В. В. Емельянов. - 6-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 1997. - 192 с.: ил.
9. Ивантер, З. И. Детский клуб : как открыть и сделать прибыльным [Текст] / З. И. Ивантер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 160 с.
10. Ивантер, З. И. Как открыть детский клуб и сделать его прибыльным [Электронный ресурс] / З. И. Ивантер // Режим доступа: http://bestbabyclub.ru (дата обращения: 11.05.2015).
11. Ивантер, З. И. Лицензирование детского центра [Электронный ресурс] / З. И. Ивантер // Режим доступа : http://bestbabyclub.ru/category/licensing (дата обращения: 11.05.2015).
12. Кравцова, Е. Е. Педагогика и психология [Текст] / Е. Е. Кравцова. - М. : ФОРУМ, 2009. - 384 с.
13. Кривых, С. В. Теория и практика дополнительного образования детей [Текст]: учебное пособие / С. В. Кривых, Н. Н. Кузина. - СПб. : ИДПИ, 2011. - С. 3 - 43.
14. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://regforum.ru/okved (дата обращения: 12.05.2015).
15. Орлова, Е. Р. Бизнес-план : основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании [Текст] / Е. Р. Орлова. - 3-е изд., стер. - М.: Омега - Л, 2005. - 152 с.
16. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / Б. С. Рачина. - СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2007. - С. 103-198.
17. Рогальская, О. Ю. Словарь иностранных музыкальных терминов [Текст] / О. Ю. Рогальская. - СПб. : Композитор . Санкт-Петербург, 2012. - 80 с.
18. Ручинская, Т. И. Развитие вокальной техники [Текст] : методическая разработка, специальность 051300 «Музыкальное искусство эстрады» / Т. И. Ручинская. - СПб. : Редакционно-издательский совет СПбГУКИ, 2001. - 27 с.: нот. ил.
19. Скрынченко, Б. Л. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие для вузов / Б. Л. Скрынченко. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 127 с.
20. Справочник в помощь бизнесу [Текст] / Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка г. Санкт-Петербурга. - СПб.: ООО «Типографский комплекс «Девиз», 2013. - 72 с.
21. Справочник как начать бизнес в Санкт-Петербурге [Текст] / Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга. - СПб.: ООО «Алес», 2010. - 73 с.
22. Сухенко, А. П. Руководство топ-менеджера: управление обещаниями стратегии стабильного бизнеса [Текст] / А. П. Сухенко. - СПб.: Питер, 2005. - 256 с.
23. Терещенко, В. М. Маркетинг-терапия [Текст] / В. М. Терещенко. - СПб.: Питер, 2004. - 288 с.
24. Тульчинский, Г. Л. Маркетинг в сфере культуры [Текст] : учебное пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. - 496 с.
25. Урок по вокальной технике Speech Level Singing (SLS) [Электронный ресурс] / [Видеозапись] //Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=0LKYWbgfZkE (дата обращения: (22.04.2015).
26. Центр занятости населения Санкт-Петербурга. Как составить бизнес-план при открытии собственного дела в Санкт-Петербурге [Текст]: методические рекомендации / Служба занятости. - СПб. : отпечатано в типографии ООО «АиБ», 2013. - 104 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Интервью с Генеральным директором сети вокальных студий «Гранат» Шигаевой Людмилой Валентиновной
- Людмила Валентиновна, как вам пришла идея создать вокальную студию?
- Началось все с Крыма в 1980-90х годах, когда я открывала музыкальную школу. Мы с мужем жили в небольшом военном городке, там был только один дворец культуры, и ни одной музыкальной школы, чтобы дети могли учиться играть на музыкальных инструментах. Я знала, что освобождается здание поликлиники, пошла в администрацию и сказала, что готова открыть в этом здании музыкальную школу и мне предложили взяться за это дело. Я сама занималась ремонтом, закупала музыкальные инструменты... Когда все было готово, администрация города предложила мне должность директора в открытой мной музыкальной школе. Школа существовала с 90-96гг., я уехала в 94 году, в результате это здание перестало отапливаться и все развалилось, после моего отъезда школу закрыли. Когда я приехала в Санкт-Петербург, мне предложили работать в детской школе искусств им. Е.А. Мравинского, параллельно я работала в Детском Центре «Дар» музыкальным руководителем, там мне предложили на частной основе вести занятия по индивидуальному вокалу и подготовку к поступлению в музыкальную школу. Проработав в садике 16 лет, мои занятия стали посещать столько детей, что не хватало времени заниматься со всеми желающими, да и места для занятий уже не хватало. Тогда мне и пришла идея открыть свою студию для детей. Одна из клиенток, которая водила ко мне на занятия ребенка, предложила арендовать помещение в детской гимназии, где мы до сих пор работаем.
- Откуда появилось название студии «Гранат»?
- Почему наша Студия называется "ГРАНАТ"?
Если иметь в виду фрукт гранат, то он - один из самых полезных для здоровья фруктов. Его маленькие зернышки, как наши маленькие детки, которых мы, обучая и развивая, растим каждый день для красивой, здоровой и счастливой жизни. Эти зернышки-детки в большой семье "ГРАНАТА" вырастают и становятся яркими, сладкими и полезными, как целебный гранатовый сок.
Если иметь в виду драгоценный камень гранат, - он бывает разных цветов: от бесцветного, черного, зеленовато-желтого до красно-бурого. Такие же разные, со своей яркой индивидуальностью ребята занимаются в нашей студии. Гранат делает ребёнка энергичным, трудолюбивым, увеличивает его упорство и силу, улучшает память. Гранат веселит сердце, отгоняет печаль, приносит радость, душевную теплоту, способствует хорошему настроению. Мы уверены, что каждый ребенок, занимающийся в студии "ГРАНАТ", вырастет гармонично развитым, физически крепким, любознательным, коммуникабельным, эмоциональным, красивым и полезным для других.
- Какую организационно-правовую форму вы выбрали для регистрации студии?
- ООО (общество с ограниченной ответственностью), это удобно, потому, что все в одном лице: учредитель, генеральный директор, главный бухгалтер. Но у меня есть знакомые, которые открылись, как ИП (индивидуальный предприниматель), принципиальных отличий нет, но в ООО меньше отчислений в пенсионный фонд.
- Как выбрать наиболее подходящее расположение помещения для вокальной студии, чтобы обеспечить максимальное количество посетителей?
- Главное наше помещение - это здание гимназии, кроме приходящих клиентов, у нас также занимаются ученики этой гимназии, в которой мы располагаемся. Также, мы арендуем помещения в сети спортивных клубов «Fitness house», это очень удобно, потому, что посетители клубов приводят к нам на занятия своих детей, когда сами идут тренироваться. И мы планируем открыть еще одну сеть в новостройках, где живет большое количество молодых семей с детьми.
- Какую начальную сумму личных средств нужно иметь, чтобы открыть свою небольшую вокальную студию?
- Для оформления юридических документов - около 20-30 тысяч рублей.
Покупка аппаратуры - 30- 70000 руб.
Аренда помещения - или в процентном соотношении - 25-30% от родительской оплаты, или 500 - 1000 руб. за 1 кв. метр.
Реклама студии - постоянное вложение денег на рекламную продукцию, ведение сайта и т.д. - около 50000 руб. в год.
- Как обеспечить максимальную наполняемость студии?
- Очень сложный вопрос. Это постоянный процесс рекламы, концертной деятельности, участие в конкурсах и фестивалях,- всегда быть на виду.
- Где найти хороших педагогов?
- Наша студия приглашает на занятия детей от 4-х лет. Не все педагоги хотят и умеют работать с такими малышами. В личной беседе с педагогами я оговариваю все моменты работы и если мы приходим к общему видению процесса обучения, то результат всегда будет положительный. Большую помощь в этом оказывают мои коллеги, да и многие педагоги приходят, уже зная о нашей Студии опять-таки от знакомых, родителей, читая наш сайт.