СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ (САХА ЯКУТИЯ) И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ (САХА ЯКУТИЯ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ (САХА ЯКУТИЯ) И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ (САХА ЯКУТИЯ)

Данилова А.А. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Обращения граждан - одно из важнейших и древнейших средств «обратной связи» помогают устранить «закрытость» власти и расширение участия граждан в процессе управления делами государства. Обращения граждан имеют особое значение в укреплении связей государственного аппарата с населением и необходимы для решения вопросов общественной жизни. Современное состояние взаимодействия государства и общества в России, говорят о потребности укрепления демократии.

Наиболее актуальной проблемой 21 века является отчуждение власти от населения и требуется для этого всесторонний подход в изучении. Эта проблема касается всех уровней власти, в частности и для местного. Работники государственных органов власти подчеркивают необходимость полного взаимодействия с населением и решение их сугубо важных проблем.

Основным направлением демократизации в России является формирование эффективной системы социального контроля общества над институтами публичной власти. Формой реализации является именно использование гражданами права на обращения в органы государственной власти с целью защитить свои нарушенные права или наоборот выразить свое мнение по различным общественным проблемам и предложить идеи по совершенствованию дальнейшей работы органов государственной власти.

Право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - неотъемлемое право каждого гражданина, которое четко закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации.

Суверенизация в России и демократические преобразования, настоятельно диктуют необходимость безвозмездного углубленного исследования института обращений граждан, так же все возможные пути его дальнейшего развития организационных, политических, юридических гарантий прав и законных интересов личности. В современном демократическом государстве обращения граждан приобретают правозащитную функцию.

Обращения граждан и организаций являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия управленческих решений по направлениям своей деятельности, удовлетворения интересов личности, реагирования на желания и потребности общества. От четкой и высокой организации работы с обращениями граждан зависит решение множества проблем государства и общества, в том числе реализации и защиты прав человека, своевременности принятия и изменения законодательных актов в стране. В каждом субъекте Российской Федерации принимают собственные законодательные акты, которые направлены на регулирование отношений граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. На уровне муниципальных образований вопросы реализации права граждан в органы государственной власти закреплены в Уставах муниципальных образований. Местное самоуправление, являясь уровнем публичной власти, наиболее приближенным к населению, направлено на обеспечение и защиту прав и интересов населения, которые проживают на определённой территории. Уровень местной власти должен своевременно и в полном объеме решать обращения населения и отстаивать законные интересы граждан.

На сегодняшний день основная работа по анализу обращений и подготовке ответов проводится опытными сотрудниками профильных отделов, обрабатывающих обращения граждан.

Для своевременного и качественного рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органы государственной власти используются различные формы и методы работы с населением. Ежемесячно на заседаниях, аппаратных совещаниях заслушивается анализ работы с обращениями граждан за истекший месяц.

Проверенная информация по обращениям граждан предоставляется в виде гистограммы и сводной таблицы с указанием количества обращений в процентах каждой из рубрик. Информационное обеспечение играет немаловажную роль в регистрации обращений любого вида.

Для выполнения аналитической обработки обращений граждан существует единое информационное хранилище, как vip.net, АдмСЭД, электронное правительство. С технологической точки зрения эта процедура не представляет особых сложностей. Для каждого вида обращений существуют решения, которые позволяют решить любую задачу.

Существуют разные методы и исследования как теоретические и эмпирические методы, сочетание которых дает полную возможность исследовать сложные и многофункциональные объекты исследования. Для данной работы широко использовался метод наблюдения с конкретным фактическим материалом. Для этого метода выбирается цель, и объект исследования, далее следует обработка данных за нужный период и обоснование проявления изменений за это время.

Для выявления отклонений показателей и расчета темпа прироста в процентах, существует сравнительный анализ. В процессе сравнения определяют общие черты либо различия между разными периодами. Этот метод является точным для составления надежного вывода.Различают:

1.       Горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового;

2.       Вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явленийпри исследовании рядов динамики.

Одним из критериев определения состояния и развития демократии в обществе, судя по письмам граждан, выступлениям в СМИ, является уровень работы с обращениями граждан руководства республики, всех властных структур. Закономерно, что в Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) создано самостоятельное подразделение -
Отдел по работе с обращениями граждан и организаций, которому поручено осуществление работы с обращениями граждан и организаций.

Организационная структура Отдела представляет собой систему подчинения по вертикали. В структуре Отдела 5 сотрудников:

                     -            руководитель;

                     -            старшие референты.

В основном, это специалисты, которые трудятся в Отделе более 10 лет. Имеется распределение специалистов по регистрации обращений в зависимости от того, кому адресовано обращение - Президент и Правительство. На время отпусков, командировок установлена взаимозаменяемость специалистов. Это позволяет координировать совместную работу и обеспечивать своевременность и качественность рассмотрения обращений. Функции между специалистами Отдела имеют четкую регламентацию и строго распределены между ними.

Отдел, а также органы государственной власти республики, органы местного самоуправления организуют в целом единую систему по рассмотрению обращений граждан, что, в свою очередь, требует установления устойчивых информационных связей. В Администрации разработаны и внедрены справочники подразделений, органов государственной власти и органов местного самоуправления республики, тематические классификаторы, учетные карточки обращений и личного приема граждан.

На их основе и функционирует электронная система межведомственного взаимодействия «АдмСЭД». Благодаря этому в Отделе автоматизированы технологические процессы:

-          регистрация обращений граждан в рамках модули «Обращения граждан». В нее включены четыре информационные подсистемы «Письменные обращения», «Личный прием», «Прямой эфир», «Приемная Президента Российской Федерации»;

-          формирование и распечатка сопроводительных писем и уведомлений авторам обращений;

-          процедуры ведения информационного обеспечения и сопровождения баз данных.

Формирование единой системы работы с кадрами всех уровней управления и всех сфер деятельности потребует активизации деятельности и повышения управленческой квалификации всех служб, занимающихся управлением персоналом. Одна из актуальных потребностей дня - обеспечение рационального использования кадров, разработка механизмов (нормативно-правовых, финансовых, организационных и др.) их закрепления на долгосрочную перспективу, стимулирование на эффективный и качественный труд.

Внедрение автоматизированной системы электронного документооборота «АдмСЭД» в 2009 году министерствах, администрациях муниципальных районах республики способствовало повышению качества и оперативности работы.

Ведется совместный поиск эффективных форм и методов работы с населением. Проведение «круглых столов», «горячих линий», «электронных приемных», опросов граждан, публичных слушаний, мониторингов соблюдения прав граждан и прав детей стали нормой деятельности министерств и ведомств. Ежегодно Отдел готовит аналитические материалы «О работе с обращениями граждан в отчетном году» к заседанию Правительства республики,
при рассмотрении которых даются поручения в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления. Анализ ответов на обращения граждан показывает, что ими проводится всестороннее изучение поднятых проблем, разрабатываются и реализуются меры по их разрешению.

Анализ содержания и форм работы Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) с обращениями граждан показал, что в республике сформирована нормативная база для обеспечения конституционного права граждан на обращения. Для реализации задачи используются различные формы работы, ведется постоянный поиск наиболее действенных из них.

            Глава и Правительство на встречах с общественностью, трудовыми коллективами, населением в улусах (районах) республики, из писем граждан получают объективную информацию о состоянии дел и проблемах на местах, которые необходимо решать. Все обращения внимательно рассматриваются и анализируются, тематика обращений из улусов и городов (районов) позволяет сосредоточить внимание руководства республики на наиболее актуальных проблемах, волнующих население республики.

Главными достижениями взаимодействия с населением органов власти можно считать повышение доступности для населения органов управления всех уровней, гласность деятельности властных структур по важнейшим политическим и социально-экономическим проблемам, учет обобщенного мнения населения в управленческих решениях и программах социально-экономического развития в республике.

Однако, несмотря на недостатки в работе, необходимо отметить сложившуюся и постоянно совершенствующуюся систему Администрации по обеспечению конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления республики. Таким образом, в условиях возрастания объемов почты Администрацией Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) ведется постоянный поиск наиболее действенных форм работы с населением, исходя из принципов гласности и открытости в работе, доступности для всех категорий населения, усиления контроля за их деятельностью со стороны населения, общественных объединений, сотрудничества со средствами массовой информации.                                               

Исходя из вышеизложенного, можно выявить предложения по совершенствованию работы с обращениями граждан:

-          разработка нормативных правовых актов органов власти по работе с обращениями граждан в связи с исключением работы с обращениями граждан и организаций из перечня государственных услуг в соответствии с Федеральным законом;

-          унифицировать статистико-аналитическую работу по обращениям граждан, выработать единые формы отчетов и аналитических записок, а также заставить государственные органы открыть для широкого доступа аналитические обзоры, годовые и квартальные отчеты по работе с обращениями граждан;

-          принятие необходимых мер по повышению ответственности должностных лиц за результаты этой работы;

-          обеспечение условий для укрепления тесных связей с общественными организациями, институтами внесудебной защиты граждан;

-          принятие мер по обеспечению устойчивого Интернета, внедрению единой компьютерной сети по обращениям граждан в органах исполнительной власти республики и органах местного самоуправления;

-          систематическое обновление информации с аналитическими обзорами, годовыми и квартальными отчётами по работе с обращениями граждан на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия);

-          определение работы по совершенствованию работы с обращениями граждан в качестве основного направления органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, должностных лиц:

-          осуществление контроля над организацией работы с обращениями граждан в подведомственных учреждениях;

-          установление системы контроля за порядком и сроками рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

-          дальнейшее повышение эффективности и результативности в сфере реализации и защиты прав и свобод человека, в том числе, по исполнению судебных решений;

-          проведение комплексного анализа поступивших обращений и использование его результатов при подготовке решений, направляемых на устранение проблем улусов (районов), городов, отрасли и социальных групп населения;   

-          дальнейшее развитие на принципах социального партнерства системы взаимодействия государственных, муниципальных учреждений и общественных объединений, создание системы оказания социально - юридических услуг в интересах жителей;

-          повышение правовой культуры населения, проведение разъяснительной работы по основным положениям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха «Якутия» среди населения;

-          укрепление подразделений, занимающихся организацией работы с обращениями граждан;

-          создание условий для совершенствования профессиональных знаний сотрудников, ответственных за работу с обращениями граждан, в сфере законодательства, основных направлений социально-экономической политики государства, республики;

-          в каждом населенном пункте, где имеются проблемы с доступом в сеть, поставить терминалы и аппараты (машины), которые имеют связь с правительством ежедневно. Где так же можно направить свое обращение, просто приставив свое письмо для сканирования и прямого направления по выбранным подкатегориям, которое направит обращение в независимости от условий: подключен интернет или нет. Этот аппарат прекрасно может работать через спутниковую сеть;

-          для доверия населения к органам государственной власти все чаще нужно выходить «в свет», здесь действует норма «ближе к народу» это означает, что нужно всегда проводить выездные встречи с далеко населёнными пунктами, лично слушать проблемы граждан. У большинства проживающих в улусах, нету возможности для выхода в интернет - в основном это возраст проживающих;

-          нужно проводить мониторинг всевозможных социальных сетей и блогов, ведь большинство вопросов не выходит за рамки интернета и не доходит вовсе и до властей. Люди 21 века в силу необычайно быстрого развития технологий, имеют совсем другое представление о правительстве и органах государственной власти в целом. Ведь с другой стороны интернет и СМИ представляет совсем противоположную информацию и по существу зомбирует население;

-          отдельным исполнительным органам рекомендуется привести в соответствие в связи с изменениями в законодательной и нормативной правовой базе республики нормативные правовые акты.

Стоит отметить, что систему приемных Президента Российской Федерации дополняет мобильная приемная, которая осуществляет выезды в субъекты Российской Федерации и муниципальные образования для рассмотрения обращений заявителей с их прямым участием в местах их пребывания или проживания с использованием переносных и передвижных комплексов, обеспечивающих полную связь и передачу данных в любой точке страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Право граждан на обращения представляет собой часть системы защиты прав человека и основных свобод, оно служит средством защиты прав граждан, формой реализации права граждан на участие в управлении государством, средством обратной связи, выражения общественного мнения о решениях, принимаемых государственной властью. Задачей государства является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ.

Принятие Федерального Закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» способствовало укреплению правовых основ российской государственности, совершенствованию внесудебных форм защиты конституционных прав и законных интересов личности. Таким образом, были созданы условия для упорядочения работы с обращениями граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, определены формы и методы работы, обеспечивающие вопросы реализации и защиты конституционных прав и интересов граждан.

В Федеральном законеот 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепленаобщая диспозиция, согласно которой лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут «ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации», а виды ответственности законодателем не конкретизированы.

Изучив теоретические основы деятельности местных органов самоуправления по работе с гражданами можно выявить, множество достоинств, но и одновременно недостатков. Парадокс в том, что срок рассмотрения электронных обращений ровно такой же, как и письменного, ведь внедрение электронного правительства и интернет-приемных было создано с целью уменьшить эти самые сроки.

Работа с обращениями граждан - это важнейший процесс, который должен контролироваться и администрацией, и самим же гражданином, который направил запрос, ведь зная свои права и порядок рассмотрения обращений всегда можно получить квалифицированную информацию либо решить проблемы.

Анализ деятельности Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) в сфере работы с обращениями граждан выявил, что внедрение АдмСЭД, должно было способствовать сокращению объема документооборота, но сейчас этому мешают некоторые обстоятельства. Федеральные органы исполнительной власти не имеют ведомственных систем электронного документооборота или системы надлежащего качества. Деятельность Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) будет эффективной только при наличии общей информационной базы, которая объединяет процессы приема, регистрации, разрешения.

Таким образом, в условиях возрастания объемов почты Администрацией Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) ведется постоянный поиск наиболее действенных форм работы с населением, исходя из принципов гласности и открытости в работе, доступности  для всех категорий населения, усиления контроля за их деятельностью со стороны населения,  общественных объединений,  сотрудничества со средствами массовой информации.

Еще один небольшой парадокс состоит в том, что отсутствует система независимых разбирательств по поводу бездействия или действия чиновников, этот механизм сводит на нет удовлетворения данного запроса.

В Республике Саха (Якутия) создана необходимая нормативно-правовая база для рассмотрения обращений граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления. В этой деятельности особое внимание уделяется повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Ведется поиск наиболее действенных форм работы - «круглые столы», «горячий телефон», прямые эфиры, опросы граждан, публичные слушания, мониторинги соблюдения прав граждан и прав детей и др. Населением республики высоко признается такая форма общения с руководителями органов государственной власти и органов местного самоуправления как их участие в прямом эфире на республиканском телеканале. 

В настоящее время в практике широко используются выездные формы работы с населением - дни министерств в улусах (районах), отчеты исполнительной власти республики перед населением, личный прием граждан в улусных (районных) центрах. Кроме того, в администрациях муниципальных образований создаются общественные приемные, общественные советы по информационной политике и изучению общественного мнения и т.д.

Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что вопросы дальнейшего совершенствования работы с обращениями граждан в целях реализации конституционного права граждан на обращения, обеспечения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления должны получить приоритетное решение.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.       Конституция Российской Федерации. Комментарий. Официальное издание. - М: Юрид. Лит., 2012. - 64 с.

2.       Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

3.       Конституция Республики Саха (Якутия) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

4.       Алистратов Ю.Н. Право граждан на обращения в государственные органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России: диссертация к.ю.н.: 12.00.02. - М.: НИИ проблем укрепл-я закон-ти при Генер. Прокуратуре РФ, 2015. - С.152.

5.       Положение об Отделе по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (утверждено распоряжением Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2011 года № 188-РА // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия)). [Электронный ресурс].-Код доступа: http://sakha.gov.ru/node/1187. Дата доступа: 21.11.2015.

6.       Материалы научно-практической конференции «Работа с обращениями граждан и организаций: право и практика» (22 сентября 2011 года) / Под ред. П. В. Толпегина. - М.: ЛЕНАНД, 2011. - 536 с.

7.       Черкесов К.А. Обращения граждан в органы местного самоуправления, их виды и особенности правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2012. - № 4. -  С. 2-6.

 

Просмотров работы: 1594