Здание всегда рассматривалось как целостный организм, элементы которого находятся в определенных соотношениях. Эти соотношения часто строились на базе условной единицы измерения - модуле. Такой единицей измерения могла служить одна из частей здания или величина одного из параметров геометрической фигуры, положенной в основу его объемно-планировочной структуры. Практически все древние меры основывались на размерах частей тела человека, т.е. меры древности (греческие футы, римские пяди, русский локоть и т.п.) были антропометричны. Существенным вкладом в зарождение и развитие унификации можно считать работу римского инженера-архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре», которая является прообразом каталога проектных решений на основе модуля.
Созданные архитектурные ордера (рис.2) являются прообразами рациональных типовых решений, принципов строительства зданий и сооружений.
Индустриальный период характеризуется интенсивным внедрением технических изобретений, открытием новых материалов, активным их использованием в конструкциях при строительстве зданий и сооружений. Существенную роль в формировании унификации сыграли тенденции к серийности, массовости применения отдельных элементов и готовой продукции.
Начиная с 30-х годов ХХ века, проектирование и строительство в промышленно развитых странах осуществлялись различными путями. Недостаточное внимание европейцев к стандартизации и унификации, излишняя экономия на первоначальных этапах процесса проектирования приводили к увеличению себестоимости строительства. США пошли по пути повсеместного внедрения стандартов и в наши дни, когда дело касается массового строительства, стараются не принимать индивидуальных проектных решений, а повторно (многократно) используют ранее разработанные.
Стандартные решения основных планировочных элементов, опубликованные в качестве практического руководства для проектировщиков, в настоящее время активно применяются в странах Европы и Северной Америки.
В СССР начало унификации основных строительных размеров и типизации промышленных зданий и конструкций относится к 1933 году, когда на государственном уровне были регламентированы размеры мостовых кранов отечественного производства и установлены основные параметры строительных конструкций. В 1939 г. были утверждены типовые секции, что имело большое значение при создании объемно-планировочных решений заводских корпусов и дальнейшей стандартизации отдельных блоков и целых зданий.
Принципиально новый этап в вопросах унификации и типологии начался после принятия в 1954 г. решения о развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства, а также введения в действие главы СНиП II-А.2 «Основные положения единой модульной системы». Единая модульная система (ЕМС) представляла собой совокупность правил координации объемно-планировочных и конструктивных элементов зданий и сооружений на базе модуля, главной целью которой было создание единой основы для проектирования, развития стройиндустрии и строительства.
Было установлено, что внедрение унификации приводит к сокращению числа объемно-планировочных параметров зданий и сооружений (высот этажей, размеров пролетов, шагов колонн и т.п.) и, как следствие, к разумному единообразию архитектурных форм и размеров конструктивных элементов. При этом одной из главных задач архитектурно-строительного проектирования становится придание индивидуального внешнего облика и внутреннего дизайна зданиям и сооружениям, проектируемым на основе унифицированных решений.
В результате исследований, проведенных в Гипротисе и ЦНИИПромзданий в период с 1961 по 1970-е гг., было установлено оптимальное число градаций унифицированных параметров промышленных зданий основных отраслей народного хозяйства.
В период с 60-80-е гг. ЦНИИЭП Жилища, при участии ведомственных и отраслевых проектных организаций, были проведены исследования и разработан ряд планировочных нормалей для общественных и жилых зданий в развитие системы унификации и действующих СНиП.
Положительными факторами внедрения и использования унификации и типизации являются: четкая система проектирования на основе модульной координации и унифицированных параметров; взаимозаменяемость конструкций, в том числе при реконструкции существующих объектов; универсальность зданий, возможность их расширения и блокирования; существенная экономия трудовых, материальных и энергетических затрат.
К недостаткам можно отнести обязательность применения положений унификации и типизации, проектных решений и конструкций, вследствие этого архитектурное однообразие, перерасход строительных материалов, необоснованное увеличение производственных площадей и объемов зданий.
В настоящее время внедрение и разработка рациональных объемно-планировочных и конструктивных решений с учетом, прежде всего, региональных особенностей и практики использования смешанных конструктивных систем, возможны на основе совершенствования системы модульной координации размеров в строительстве, ее гармонизации с зарубежными стандартами, разработки методики формирования региональной унификации, а также создания региональных каталогов унифицированных объемно-планировочных и конструктивных решений.
Список литературы:1. Истомин Б.С., Харитонов А.А. Развитие унификации и стандартизации, как основы повышения качества и рентабельности строительства// Жилищное строительство. - 2010. - № 11.
2. Буга П.Г. Гражданские, промышленные и сельскохозяйственные здания: Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1987. - 350 с.