Проблемой исследования, существующей в системе взаимоотношений «руководитель секции - спортсмен» является определение основного контура управления личностью и коллективом, деятельностью и формированием позитивной психологической атмосферы в команде военнослужащих. Особое место в этой проблеме занимает аспект применения принципов управления к межличностным взаимоотношениям.
По результатам исследования проблемы было выявлено, что личный пример тренера имеет большое значение в формировании межличностных взаимоотношений с воспитанниками. Эти результаты свидетельствуют о необходимости создания атмосферы взаимного доверия тренера и воспитанника. Как показало исследование наиболее важными качествами тренера, влияющими на взаимоотношения его со спортсменами являются следующие: авторитет, объективность и справедливость, толерантность по отношению к неудачам и ошибкам спортсменов.
Одна из обязанностей тренера - мотивировать спортсмена к достижению успеха, в том числе и в ходе межличностного общения. Как показали результаты исследования, мотивация избегания неудачи формируется чаще всего при следующем типе реагировании тренера на неудачи спортсмена - «тренер выясняет причины неудач, и учитывает в дальнейших тренировках».
В ходе исследования была дана оценка некоторым компетенциям тренера, имеющим значение построении им системы межличностных взаимоотношений. В частности, наиболее важными в этом процессе по мнению респондентов были:
1 место - проектировочная компетенция,
2 место - прогностическая компетенция,
3 место - рефлексивно оценочная компетенция
При этом военнослужащие воспитанники спортивной секции отмечают, что для них важна положительная психологическая атмосфера, поэтому 70% хотят стремиться отмечать свои победы совместно с тренером, надеются на его поддержку не только в спортивных, но и в жизненных достижениях.
Таким образом, были определены четыре основные модели межличностных отношений в системе «тренер-спортсмен». Было выявлено, что для спортсенов-военнослужащих не является определяющим воинское звание их руководителя спортивного направления, важнее его спортивные достижения. Наиболее важными среди качеств тренера спортсмены считают: выдержку, энергичность, трудолюбие. Исследование также показало, что в тренировочном процессе и в соревновательной деятельности для спортсменов важна и неформальная поддержка их тренера. Определено, что уровень конфликтности в секциях, где занимаются военнослужащие, ниже, чем в секциях, где занимается гражданское население.
Литература
1) Общевоинский Устав Вооруженных Сил Российской Федерации 2015г.
2) Быстрицкая Е.В. Барьеры социокультурного взаимодействия в полиэтнической среде/ Быстрицкая Е.В., Николина В.В., Аксенов С.И., Арифулина Р.У. - Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 388.
3) Быстрицкая Е.В. Акмеологические аспекты развития студента в образовательных технологиях/ Дмитриев С.В. - Акмеология. - 2011. - № 3. С. 107.
4) Дмитриев С.В. Антропно-деятельностная парадигма в педагогике (полемические заметки)/ Быстрицкая Е.В. - Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 1. - С. 96-101.
5) Быстрицкая Е.В. Научно-технологические подходы в педагогическом образовании/ Аксенов С.И., Арифулина Р.У., , Занозин Д.А., Потравко Ж.А. - Вестник Мининского университета. 2014. № 1 (5). - 12с.
6) Дмитриев С.В. Трансверсальные программы для системы образования магистрантов в сфере физической культуры. часть 1: docendo discimus (обучая других, мы учимся сами)/ Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В., Воронин Д.И. - Спортивный психолог. - 2014. - № 3. - С. 15-19.