Введение
Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание педагогов.
Изучение этой проблемы, насущно в связи с тем, что главное условие творческого развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов, но и языком движений. По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим. Каждая "единица" языка движений несет какую-либо информацию, т.е. имеет некоторое значение.
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется на уроках ритмики. Здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.
Основная часть
Ритмика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения сформулированы задачи обучения и воспитания детей.
1. Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, так как каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, потому что в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
В основу обучения детей младшего
школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы
сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна
являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на
почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и
организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться,
вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с
постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет
для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с
творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога -
воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному
овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Активным, творческим, пробуждающим
в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу.
Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает
красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для
того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе
творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в
искусстве и в жизни.
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит
импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об
индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Психолог Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей пяти - семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, хореографическое, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, К. Головская и доказывают в своем исследовании, что дети проявляют творчество в близкой им деятельности, как музыкальные игры, игры - импровизации, музыкально-ритмические композиции и т.д.
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин "способности", несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности - это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В понятие "способности" заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.
Благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, поддерживаются и развиваются творческие способности детей на занятиях ритмики. Ведь приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.
Детским исполнительским творчеством в ритмике называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.
Детским "композиционным" творчеством в танце может называться создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или менее целостной танцевальной композиции. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний, комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики; самостоятельно найденные ребенком особенности "рисунка" перемещения по игровой (сценической) площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом сюжета и соотнесенные с действиями партнера.
Для формирования и развития у школьников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.
Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию.
Обучение языку движений с целью формирования у школьников творчества в танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений.
В процессе работы для повышения интереса к музыкально-ритмическому творчеству, которое содействует успешному развитию творческих способностей и достижению результатов в ходе музыкально-ритмической деятельности необходимо изменять формы, методы, способы и приемы. Успешное решение поставленных задач на уроках ритмики возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения.
Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим - определение посильных для него заданий. У младших школьников весь костно-связочный материал еще слаб и находится в развитии. И если нагрузки превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья ребенка.
Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.
Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки ребенка. Иногда выполнение изначально робким ребенком ведущих ролей или показ какого-либо упражнения по заданию педагога освобождает его от застенчивости, вызывает интерес к занятиям.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом.
Переход к новым, более сложным упражнениям на моих уроках происходит постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
Принцип систематичности - один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна детям. Систематические занятия хореографией дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.
При разучивании новых движений наглядность - это безукоризненный практический показ движений педагогом.Но если в начальной стадии разучивание упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности.
При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.
Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.
Организация уроков ритмики обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Для каждого упражнения, игры, танца я выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Здесь я стараюсь, особенно при работе с младшими школьниками, давать образные словесные пояснения. Например, спрятать "хвостики" - ягодичные мышцы, "проглотить животик" - втянуть живот, "приколоть кнопочками мизинчики" - плотно прижать стопу и особенно мизинец к полу. Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых уроков нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность ваших учеников, но можно и убить их веру в себя.
Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод. На занятиях ритмикой имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.
Метод иллюстративной наглядности. Урок с детьми младшего школьного возраста вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.
Игровой метод. Крупнейший ученый - педагог П.Ф. Лесгафт еще в конце XIX века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. У детей 6-7 лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше все воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности ребенка.
Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям, хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: "Нужно прыгать, как зайчики"; "Побежим легко и тихо, как мышки".
Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение учащихся. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других - сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания. Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким методом пользуется педагог. Какой бы метод он ни выбрал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с урока счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.
Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Поэтому задача педагога развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, так как без этого невозможно творчество.
У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлеклись ощущением "сиюминутности" процесса творчества. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, поэтому игры и этюды импровизации необходимо проводить не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собранны и их воображение "не разогрето", а во второй его половине.
Именно в игре можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности. Так, например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату.
Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.
При использовании на занятиях игр - импровизаций педагог описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкальности слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.
Подход к
каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты,
научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить
способность адаптации к различным жизненным изменениям.
Так же, занятия помогают
выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и
координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе
занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.
Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Педагог учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Педагог придумывает совместно с детьми способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний.
На уроках ритмики должна царить доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников. Необходимо поддерживать и поощрять их самостоятельность и положительные проявления. Педагог должен осторожно и мягко исправлять ошибки, при этом не употреблять оценку "плохо", но всегда обращать внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки.
Для этого на уроках необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т.д. Поэтому педагог старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Важно также подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.
Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества. Развитие творческих способностей детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью.
Заключение
Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.
Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.
Хореографическое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Одна из ведущих задач хореографии - сделать танцевальное искусство постоянной потребностью, предметом его увлечения, воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного и мы, как преподаватели хореографии стараемся решить эту задачу.
Список литературы
1. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л. - М., 1986;
2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. - М., 1984;
3. Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография: (Учебно-методический комплекс для хореографических отделений общеобразовательных школ, гимназий, ДМШ, школ искусств, детских садов). - 2-е изд., испр. и доп. - Кемерово, 2000;
4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЛОИРО, 2000;
5. Субботина Л. Развитие творчества у детей. - Ярославль, 1996;
6. Учебно-методическое пособие для
преподавателей танцев и ритмики
«Ритмика». Пермь, 1997.