Число интервалов следует брать не очень большим, чтобы после группировки ряд не был громоздким, и не очень малым, чтобы не потерять особенности распределения признака.
Число интервалов может быть определено по формуле Стерджеса
,
где , значение подбирается целым. Однако такой способ определения числа интервалов является лишь рекомендуемым, но не является обязательным.
Длина интервала находится по формуле
.
За начало первого частичного интервала, как правило (но не обязательно), выбирается точка .
В первую строку таблицы интервального ряда вписывают частичные промежутки , , …, , имеющие одинаковую длину h, при этом весь интервал должен полностью покрывать все имеющиеся значения признака, т. е. , . Во второй строке вписывают количество наблюдений (), попавших в каждый интервал.
Рассмотрим пример составления интервального вариационного ряда.
В таблице 1 приведена выборка результатов измерения роста 105 студентов (юношей). Измерения проводились с точностью до 1 см.
Таблица 1.
155 |
170 |
185 |
180 |
188 |
152 |
173 |
178 |
178 |
168 |
185 |
172 |
170 |
183 |
175 |
173 |
170 |
183 |
175 |
180 |
175 |
193 |
178 |
183 |
180 |
197 |
178 |
181 |
187 |
168 |
174 |
179 |
184 |
183 |
178 |
180 |
178 |
163 |
166 |
178 |
175 |
182 |
190 |
167 |
170 |
178 |
183 |
170 |
178 |
181 |
173 |
168 |
185 |
175 |
170 |
155 |
169 |
186 |
179 |
189 |
156 |
174 |
179 |
179 |
169 |
186 |
174 |
171 |
184 |
175 |
193 |
178 |
184 |
180 |
196 |
175 |
181 |
188 |
168 |
179 |
178 |
183 |
184 |
178 |
181 |
177 |
163 |
166 |
178 |
175 |
183 |
190 |
167 |
170 |
178 |
183 |
170 |
178 |
182 |
173 |
168 |
186 |
176 |
171 |
188 |
Требуется составить интервальный вариационный ряд.
Очевидно, что рост юношей есть случайная непрерывная величина. Найдём количество интервалов при : .
Т. к. , , то длина частичного интервала находится по формуле: . Примем .
Исходные данные разбиваем на 8 интервалов: , , , , , , , .
Подсчитав число студентов , попавших в каждый из полученных промежутков, получим интервальный вариационный ряд (табл. 2). Здесь .
Таблица 2
Рост, |
149-155 |
155-161 |
161-167 |
167-173 |
173-179 |
179-185 |
185-191 |
191-197 |
Частота, |
3 |
1 |
6 |
22 |
33 |
26 |
10 |
4 |
Литература:
Агишева Д.К., Зотова С.А., Матвеева Т.А., Светличная В.Б. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА (учебное пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2 – С. 122-123
URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7784948
Булашкова М.Г., Ломакина А.Н., Чаузова Е.А., Зотова С.А. РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4 . – С. 45-45; URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=9999083