В подобной ситуации моральный долг литературы - возвратить свою критичность, свой гуманистичный пафос.
Мы наблюдаем как раз обратное. Своим безразличием к социальному, служением удовольствию, поверхностному и эфемерному, целостной утратой своих онтологичньгх и метафизичных измерений литература активно включается в производство и утверждение потребительских ценностей капитализма.
Это что-то большее, чем просто контрмодернизм. Это отказ от морали в полном, гуманистичном смысле сего понятия. Даже там, где моральное вроде бы налицо, оно представлено весьма плоско, переведено на язык развлекательного и, в конечном счёте, инфан-тилизированно. В «проблему» превращено элементарное, вегетативное удовольствие от жизни, первосигнальное потребление счастья и удачи — сверхценности, которые обслуживают потребительский механизм.
Со своим радикальным контрмодернизмом литература в последние годы всё больше и больше продвигается по пути саморазоблачения как явление с правым, охранительским характером. Она все больше интегрируется в тот процесс демократизирования потребительской этики, который в универсальном плане характе-ризируетэру постмодерности (с 1950 года до сих пор). Кардинальная антитеза модерности между культурой и властью преодолена, происходит позорный соглашательский процесс сближения и слияния властного дискурса и его эстетической рефлексии. Результат - опасный монодискурсивизм, который, как каждый монодискур-сивизм, скорее является симптомом тоталитарного.
С исторической точки зрения, подобный культурный пессимизм - неизменная часть саморефлексии самой культуры. А это фундаментальный повод для оптимизма. В своём историческом развитии культура постоянно констатирует собственное перманентное поражение, свой упадок. Больше того, сама культура реализуется полноценно через сознание своего собственного кризиса. И именно проблематизация её' собственного настоящего и предстоящего конца - важная часть её жизненности, её реализации как таковой, т.е. как территории, альтернативно расположенной по отношению к властному дискурсу. Сама культура — всегда пессимистичная, но живая — совершенное опровержение этого конститутивного для неё пессимизма, а в этом смыс своё собственное самоопровержение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пенчев Б. Ний всички сме деца на младия Славейков. - Кул-тура, бр. 17 (1976), ХЫ, 25 април 1997.
2. Неделчев М. Фигурата на писателя // Литературен вестник, бр. 16,7-13.05.2008.
3. Разговор с редактори двама на тема «Литературен вестник на новото време» //Литературен вестник, бр. 16, 11-17. 2. 1998.