ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ В ПРОЗЕ Б. МОМЫШУЛЫ И К. ВОРОБЬЁВА (*ЗА НАМИ МОСКВА* И *УБИТЫ ПОД МОСКВОЙ*) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ В ПРОЗЕ Б. МОМЫШУЛЫ И К. ВОРОБЬЁВА (*ЗА НАМИ МОСКВА* И *УБИТЫ ПОД МОСКВОЙ*)

Колганатова А.М. 1, Танжарикова А.В. 1
1Казахский национальный педагогический университет им. Абая, институт филологии полиязычного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изображение войны в художественной прозе включает в себя много моментов: изображение батальонных сцен; поведение командиров и солдат перед боем, во время боя и после боя; изображение раненых и убитых; поведение людей гражданских (женщин, детей, стариков); изображение врага. Каждый писатель изображает отдельные эпизоды войны и представляет их со своей точки зрения.

Объектом нашего сопоставления будут два произведения, в которых рассказано об одном и том же периоде войны – битве под Москвой (октябрь – декабрь 1941 года).

Повесть К.Воробьева начинается с описания внешнего коллективного портрета роты кремлевских курсантов, которые идут на фронт. Свои переживания автор доверяет главному герою Алексею. Если Б. Момышулы ведёт дневниковые записи, то К. Воробьёв передаёт события через автора-повествователя и внутренние переживания героя.

Если у Б. Момышулы мы видим твёрдый характер и знание своего дела, то у К. Воробьёва капитан Рюмин предстаёт перед читателем бравадным, показным командиром, который больше переживает о своей внешности и о том, как он будет выглядеть перед своей ротой.

Оба писателя, участники боевых операций, подмечают, что в бою строй разрушается, и каждый боец как бы предоставлен самому себе и оказывается один на один со смертью. Автор-рассказчик в произведении *За нами Москва* любит и знает человека-солдата и дает точные и конкретные наблюдения над внешним поведением человека на войне:

Если Б. Момышулы больше внимание уделяет описанию *человека внешнего* (он писатель-экстраверт), то К. Воробьева как писателя-интроверта занимает проблема воссоздания *человека внутреннего*. Сравним описания поведения героев во время танковой атаки в произведениях двух писателей. К. Воробьёв сосредоточен на описании состояния внутренней сосредоточенности героя и его психологическом портрете.

Несмотря на разность художественной поэтики изображений войны, ценность двух этих произведений в том, что они написаны очевидцами сражений. О том, что лучшие произведения о войне написаны участниками войны, пишетв своей статье Г. Рамазашвили: *Уже сейчас можно утверждать, что послевоенное поколение ничего схожего по уровню достоверности и напряжения создать не смогут, так как они лишены фактической базы* [5, с.122].

Просмотров работы: 652