Не удивительно, что поколение девяностых годов, к которому принадлежат КристианПопеску, ИоанС.Поп, Михаил Гэлэцану, ДаниелБэнулеску, ЛучианВасилеску, ЮстинПанца, Овидиу Ни- миджеан или Раду Андриеску, восстанавливает место аффектив- ности в поэтическом тексте, который в его отсутствии ожидала опасность стать просто церебральной эмиссией. Именно молодые двухтысячники продолжают линию экзистенциального усвоения реальности в поэтическом тексте, усвоение, предложенное поэзией Иона Мурешана, Траяна Кошовея, Никиты Данилова или ИоанаСтойчу. Объявленный особым манифестом фрактуризм придаёт этой тенденции вид радикализма, изменяющего что-то на уровне синтаксиса их поэзии, а не на уровне поэтического настроения.Поэтому считаем, что разрыв с восьмидесятниками, так энергично утвержденный после 1990-го года, является на деле только желанием со стороны некоторых поэтов и ходячей критической формулой, в отсутствии более точных и более тонких ориентиров у литературной критики. С нашей стороны, более эффективно найти у таких поэтов как МариусЯнуш, КлаудиуКомартин, Дан Сочу, Дан Коман или РуксандраНовакформативные влияния, а не абсолютизировать различия, объясняющиеся разностью темпераментов и мировоззрений. Естественным кажется тот факт, что в начале нового тысячелетия поэты предчувствуют кризис других эпох, переживая свои дилеммы. Не стоит превращать эту нормальность в анормальность и забывать, что волей неволей в конце концов всё состоит в продолжении прошлого.
В связи с этим правильно отметил Марин Минку в своей книге «Критическая панорама румынской литературы ХХ-го века», что «их дискурс тяготеет к нулевому уровню поэтического сообщения, ясно отличаясь от эстетической иллюзии их предшественникоб-текстуалистов» [1, с.48].Среди поэтов, утвердивших себя в 90-е годы, Кристиан Попе- ску и ИоанС.Поп стали уже парадигматическими. Если первый из них предложил «терапевтическую поэму», то последний публикует в 1994-м году ставшую знаменитой книгу стихов «Иеуд без выхода». Поэзия представляется намеренной свободой очищающей исповеди, зараженной драматизмом. Эта исповедь и доказывается единственной возможностью отрыва от действительности. Таким образом, воображение остаётся единственным инструментом, который, предоставляя банальной реальности оттенок метафоричности, сможет и освободить от неё. Но всё реализуется как круг в круге, отождествленном с реальностью текста: «На кухне кордоба, в которой приютились сомнения мыши, уничтожь сомнение, слишком долго мы жили с нею и не знаем, кто на кого охотится. В нашей одежде мы не мы; они, как живые, безнадежно машут рукой давай, побеги в складки наших одежд и воткни копье в них и освободи их от нас, ты один всю жизнь свою прожил в Испании этой комнаты и только ты умеешь ...»
ЛИТЕРАТУРА
Dan C.Mihailescu. Literaturaromana in postceausism. T.I. Me- morialisticasautrecutulca re-umanizare. — I as i: Polirom, 2004.
Marin Mincu. Оpanorama critica a poezieiromane din secolul al XX-ea. - Editura «Pontica». - Constanta. - 2007.
ManolesCuN. IstoriacriticaaIiteraturiirotnane. - Bucurcsti. 2008.