БОЛГАРСКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТКАЯ ПОЭЗИЯ 1980-90-Х ГОДОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

БОЛГАРСКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТКАЯ ПОЭЗИЯ 1980-90-Х ГОДОВ

Курман А.С., Жумадыл Д.М., Балтабаева Г.С.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 80-е постмодернизм возникает как эзоповский тип языковости, сопротивляющейся репрессии тоталитарного властного дискурса. В самом начале его основное занятие — деконструировать язык тоталитарного статус-кво, в том числе и язык поэзии, составляющей идеологический канон. (Этот деконструктивизм проведён самым радикальным образом Б. Ламбовски и перформансными акциями в начале 90-х годов кружка «Пятница 13»). О первом постмодерном поколении, поколении 80-х годов XX столетия — пока всё. Но в начале 90-х годов появилось новое поэтическое поколение, ставшее представительным для десятилетия. Я определяю его как второе постмодерное поколение. Оно обосабливается к 1992-1993 годам в газете «Литературен вестник» под прямой менторской заботой «отцов» первого, самым прямым образом — Лии Илковым (эта родовая метафорика особенно характерна для языка 90-х гг.). Его ядро - всеизвестная «четверка», основная часть литературной мифологии десятилетия, которая, как группа, легитимируется скорее всего двумя мистификационными проектами «Бъл-гарска христоматия» («Болгарская хрестоматия») (1995) и «Българ-ска антология» («Болгарская антология») (1998). Кроме этого ядра, вокруг газеты «Литературен вестник» - с момента ее создания - гра-витируют множество молодых авторов, творчество которых - в одном или другом аспекте — представительно для рефлексий постмодернизма болгарской литературы 90-х годов..

Болгарский постмодернизм претерпевает важную трансформацию именно в этом поколении. В целом он переадресует свой де-конструктивистский пафос от политического (антикоммунистического) к другому, собственно правому идеологическому конструкту

- гештальту Болгарского. И поскольку этот гештальт является продуктом этноцентричного литературного канона — один в полной мере репрессивный языковой конструкт - постмодернизм 90-х в основном занимался деконструированием Канона. Расправившись с репрессивным языком коммунистической идеологии, болгарский постмодернизм занялся не менее репрессивным языком другой идеологии - идеологии Болгарского. Таким образом, хоть и утра-тивший свою прямую политическую ангажированность, он сохраняет свой левый характер, трансформируя его. Деконструктивист-ский пафос болгарского постмодернизма постепенно, в некоторой степени и по объективным причинам, становится всё менее и менее антикоммунистическим, но он всё так же ангажирован другими властными, правыми языковыми структурами.

Это определяющее для болгарского постмодернизма 90-х годов внутреннее саморазвитие от тоталитарного к Болгарскому, соответствующее переходу от первого ко второму поколению постмодерна, конечно, намного сложнее, внутренне амбивалентно и нюансировано. Здесь я его представляю прежде всего в связи со своим конкретным тезисом - поскольку оно уже намечает тенденцию отказа от политического — утрата левого в моральном аспекте и его сохранение лишь в дискурсивно-языковом аспекте. (Не стоит уточнять, что употребляю оппозицию правое-левое полностью в структуральном, не в профанном политическом смысле понятий).

А это в некоторой степени означает и отказ от того первона-чального порыва открытости к «внешнему», к историческому и политическому, а отсюда - и к моральному, под знаком которого в 60-е годы зарождается постструктурализм как деконструктивист-ская программа.

И именно здесь возникает вопрос: массовая культура XXI века - т.е. после конца 90-х годов, которые отмечают и условный конец авторефлексивного, «высокого» болгарского постмодернизма – не есть ли она в известном смысле дитя (или незаконнорожденное исчадие) случившегося в 90-х годах? И в какой степени?

Болгарская постмодернистская литература 90-х годов, испытавшая прямое влияние зарубежных философских постулатов, оперировала языком и такими в высшей мере серьёзными идеологическими конструкциями, как литературный канон. Её весёлые заигрывания с высоким и серьёзным были умелой языковой игрой - игрой, которая, однако, в следующее десятилетие раскроет свои неожиданно серьёзные последствия.

Просмотров работы: 604