ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ, УСЛУГАМИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ, УСЛУГАМИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Мырзағалиева М.С., Байранбаева Ж.О.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана, России, Армении и Киргизии, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Страны-участники таможенного союза:

Казахстан — с 1 июля 2010 года

Россия — с 1 июля 2010 года

Белоруссия — с 6 июля 2010 года

Киргизия — с 1 мая 2015 года

Армения — с 10 октября 2014 года

Кандидаты:

Таджикистан объявил о намерении вступить (26 сентября 2012 года)

Сирия объявила о намерении вступить (20 октября 2013 года)

Тунис объявил о намерении присоединиться к союзу (14 января 2015).

После подписания 18 ноября 2011 года лидерами России, Беларуси и Казахстана декларации о Евразийской интеграции, была создана Евразийская экономическая комиссия, контролирующая около 170 функций экономического союза.

ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет войдет по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии — по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 до 1200 международных служащих.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.

  1. Влияние таможенного союза на экономику Казахстана

Таможенный союз – это форма торгово-экономической интеграции Беларуси, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны – участницы Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

В качестве цели Таможенного союза инициаторами такого объединения России, Беларуси и Казахстана заявлен существенный рост экономики стран-участниц. Предполагается, что за счет увеличения рынка и установления общих правил ведения бизнеса страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1–2% в год, а к 2015 году Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь – 16,1%, Казахстан – 14,7%, и вместе они заработают более 400 млрд долларов.

По оценкам экспертов группы Всемирного банка, в большинстве производственных секторов Казахстана происходит рост объемов производства, при этом производство одежды, мебели, машин и оборудования, автомобилей и транспортного оборудования выросло, ввиду повышения защиты со стороны Таможенного союза, а также желания производителей иметь больший объем продукции, по причине возросшей конкуренции со странами союза.

Став частью единого таможенного пространства, Казахстан с населением почти 17 млн. человек, обрел 170-миллионный рынок.

Что касается взаимных инвестиций, на сегодня в Казахстане уже действует более 3,5 тысячи совместных предприятий Казахстана и России и более 70 предприятий - с участием белорусского капитала.

В Казахстан уже привлечено около 3 миллиардов прямых инвестиций, а объем казахстанских инвестиций в Россию составил 1,1 млрд. долларов, в Беларусь вложено около 6 млн. долларов.

В республике создана более гибкая среда для ведения бизнеса. Для сравнения, ставка подоходного налога в Казахстане равняется 20%, в Беларуси - 24%, в России - 20%. Ставка НДС в Казахстане - 12, в Беларуси - 20, в России - 18%.

Основными достижениями союза стали свободное перемещение товаров отечественного производства и иностранных товаров, выпущенных в свободное обращение в одной из стран-членов ТС; сокращение срока выпуска товаров в свободное обращение; отмена мер нетарифного регулирования между странами-членами ТС, такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам международной торговли. До момента создания Таможенного союза более половины времени транспортировки товаров занимало время простоев на таможенной границе из-за проводимых таможенных процедур. Таможенные сборы и плата за оформление могли доходить до 15% конечной себестоимости продукции, а новые условия Таможенного союза позволяют любому товару, независимо от места пересечения пункта таможенного контроля стран-членов приобрести статус товара Таможенного союза.

Одной из основных задач создания таможенного союза являлось желание увеличить товарооборот и экспорт казахстанских товаров в страны ТС. Рассмотрим данные Таможенного комитета Казахстана по объемам внешней торговли Казахстана и торговли в рамках ТС.

Из графика видно, что наибольший спад внешней торговли пришелся на 2009 г., год наибольшей рецессии после экономического кризиса. Начиная с 2010 года, наблюдается постоянный рост международного товарооборота как по странам ТС, так и по другим странам мира.

Доля импорта товаров в Казахстан в общем товарообороте со странами ТС составляет около 70%. По большому счету, мы значительно больше «отдаем» экономикам России и Белоруссии чем «выручаем» от реализации наших товаров в этих странах. При этом в союзе основным партнером, конечно же, является РФ. Российская федерация занимает около 97% в товарообороте Казахстана со странами ТС; Белоруссия соответственно лишь 3%.

Если рассмотреть структуру всей внешней торговли Казахстана (со всеми странами), то влияние ТС становиться заметно особенно сильно. Так в общем экспорте из Казахстана доля экспорта в страны ТС с 2008 года имеет тенденцию к снижению (например в 2007 г. экспорт в Россию и Беларусь занимал около 10% от суммарного экспорта из Казахстана, а в 2011 г. уже лишь 8,7%). Это указывает на то, что с началом функционирования ТС наша торговая политика по отношению к России и Белоруссии не претерпела кардинальных изменений: как мы вывозили туда около 9% своего экспорта до создания ТС, так и вывозим после. Рост объемов экспорта из Казахстана в страны таможенного союза лишь частично объясняется причинами создания ТС, основными же причинами, на мой взгляд, являются те же механизмы, что обеспечивали и рост всего казахстанского экспорта (оживление мировой экономики, благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках).

Совсем другая ситуация складывается с импортом товаров из России и Белоруссии в Казахстан. Сразу после создания ТС импорт в Казахстан из России стал резко увеличиваться. Так если в 2007 г. импорт из России составлял около 36,7% от всего импорта в Казахстан, то в 2011 г. стал практически 46%. Т.е. импорт Казахстана стал еще больше обеспечиваться товарами из России.

Вывод: При явном росте товарооборота в рамках таможенного союза, его создание не сильно изменило позицию России и Белоруссии в экспортной структуре Казахстана, но достаточно сильно повлияло на структуру импорта в Казахстан. Казахстанский импорт еще больше стал обеспечиваться товарами из России

Согласно данным Национального банка Казахстана, объем накопленных российских инвестиций в казахстанскую экономику вырос на 1,6% за первый квартал 2014 г. и составил 6 млрд дол. – после незначительного сокращения на 0,6% в 2013 г. По этому показателю Россия занимает лишь VII место среди иностранных инвесторов.

Однако приведенные сведения Нацбанка Казахстана зачастую расходятся с реальным положением дел, корректно обозначая общие тенденции. Так, Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития объясняет такие расхождения значительной ролью офшоров и иностранных юрисдикций в организации инвестиционных потоков. Неслучайно, по данным НБ РК, среди крупнейших инвесторов в казахстанскую экономику значатся Виргинские (VI место – 6,4 млрд дол.) и Каймановы (1,3 млрд дол.) острова. ЕБР оценивает реальный объем только российских прямых инвестиций (ПИИ) в Казахстан в 9,27 млрд дол. на конец 2013 г. (против официальных 2 млрд).

Хотя, по официальным сведениям, в горнодобывающей промышленности российские инвесторы по объемам вложений занимают лишь Х место (2,1% – 620 млн дол.), согласно аналитике ЕБР, к началу 2014 г. крупнейшими российскими инвесторами в Казахстане являются ЛУКОЙЛ, Атомредметзолото и РУСАЛ с совокупными накопленными инвестициями около 5,6 млрд дол. Активы этих предприятий сконцентрированы в топливном секторе и цветной металлургии, на которые, по информации ЕБР, приходится 42,7% и 34,5% от российских ПИИ в республике.

Таким образом, реально инвестиционная активность российского бизнеса сосредоточена преимущественно в сырьевом секторе за счет проектов, запущенных вне связи с ТС.

В обратном направлении – из Казахстана в Россию – объем инвестиций достиг 8 млрд дол. (НБ РК) при некотором сокращении – на 0,4% в 2013 г. и на 1,3% за первый квартал 2014г.

Согласно официальной статистике, доля России в иностранных инвестициях казахстанцев составляет 4,4% - XIV место среди стран-реципиентов. Согласно же материалам Евразийского банка развития, объем казахстанских инвестиций в Россию к началу 2014 г. – 2,96 млрд дол.(против официальных 0,7 млрд). К тому же казахстанские ПИИ в Россию более диверсифицированы и сосредоточены в АПК (22,2%), строительстве (23,1%), транспорте и логистике (29,8%), гостиничном комплексе (15,9%).

Белорусские инвестиции, несмотря на сохраняющуюся положительную динамику (рост в 2013 г. – 123%, 2014 г. – уже 17%), остаются малозначимым фактором казахстанской экономики. Доля Минска в общем объеме накопленных иностранных инвестиций в Казахстане на март 2014 г., по сведениям НБ РК, не превышает 0,06% (123 млн дол.). Казахстанские же вложения в белорусскую экономику составляют 0,025% (47 млн дол.), что на 12% меньше, чем в 2012 г. Данные аналитики ЕБР по размеру взаимных инвестиций еще скромнее: 50 млн (реципиент Казахстан) и 20 млн дол. (реципиент Белоруссия).

  1. Импорт товаров из стран – членов Таможенного союза

Согласно положениям главы 37-1 Налогового кодекса, при импорте товаров из стран – членов Таможенного союза у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате НДС по импорту в бюджет. Исчисление НДС, подлежащего уплате по импорту, производится в соответствии со статьями 276-2–276-9 Налогового кодекса.

Определяем дату совершения облагаемого импорта

Датой совершения оборота по импорту признается дата, определяемая в соответствии со статьей 276-6 Налогового кодекса. Датой совершения облагаемого импорта является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту), предусматривающему предоставление займа в виде вещей, товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья.

Для целей главы 37-1 Налогового кодекса датой принятия на учет импортированных товаров является:

1) наиболее ранняя из дат признания (отражения) таких товаров в бухгалтерском учете в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) дата ввоза таких товаров на территорию Республики Казахстан.

При наличии у налогоплательщика обеих дат, указанных в подпунктах 1 и 2 части второй пункта 2 статьи 276-6 Налогового кодекса, датой принятия на учет импортированных товаров признается наиболее поздняя из указанных дат.

Для целей пункта 2 статьи 276-6 Налогового кодекса датой ввоза товаров на территорию Республики Казахстан является:

– при перевозке товаров воздушными или морскими судами – дата ввоза в аэропорт или порт, расположенный на территории Республики Казахстан;

– при перевозке товаров в международном автомобильном сообщении – дата пересечения государственной границы Республики Казахстан. При этом дата пересечения государственной границы Республики Казахстан определяется на основании талона о прохождении государственного контроля (либо копии талона о прохождении государственного контроля), выдаваемого территориальными подразделениями пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;

– при перевозке товаров в международном и межгосударственном сообщении железнодорожным транспортом – дата ввоза на первый приграничный пункт пропуска (станцию), установленный Правительством Республики Казахстан;

– при транспортировке товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи – дата ввоза на пункт сдачи товаров;

– при пересылке товаров по международным почтовым отправлениям – дата проставления почтового штемпеля на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан о почте.

При отсутствии сведений о дате ввоза товаров на территорию Республики Казахстан датой принятия на учет импортированных товаров является дата, указанная в подпункте 1 части второй пункта 2 статьи 276-6 Налогового кодекса.

При отсутствии признания (отражения) товаров в бухгалтерском учете в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности датой принятия на учет импортированных товаров является дата, указанная в подпункте 2 части второй пункта 2 статьи 276-6 Налогового кодекса.

Определяем размер облагаемого импорта

Размер облагаемого импорта, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, определяется, в соответствии со статьей 276-8 Налогового кодекса, на основе стоимости приобретенных товаров.

Для целей статьи 276-8 Налогового кодекса стоимость приобретенных товаров определяется на основании принципа определения цены в целях налогообложения. Принцип определения цены в целях налогообложения означает определение стоимости приобретенных товаров на основании цены сделки, подлежащей уплате за товары, согласно условиям договора (контракта).

Если по условиям договора (контракта) цена сделки состоит из стоимости приобретенных товаров, а также других расходов, и при этом стоимость приобретенных товаров и (или) стоимость других расходов указаны отдельно, то размером облагаемого импорта является исключительно стоимость приобретенных товаров.

Декларация по косвенным налогам и уплата НДС по импорту

Согласно пунктам 3–7 статьи 276-20 Налогового кодекса, при импорте товаров, в том числе товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, на территорию Республики Казахстан с территории государств – членов Таможенного союза налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам, в том числе по договорам (контрактам) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, если иное не установлено пунктом 3 статьи 276-20 Налогового кодекса.

Одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

1) заявление (заявления) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде. Форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и представления утверждаются Правительством Республики Казахстан;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, и (или) иной платежный документ, предусмотренный банковским законодательством Республики Казахстан, подтверждающий исполнение налогового обязательства по уплате косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий предоставление налогоплательщику права на изменение срока уплаты налога, или документы, подтверждающие освобождение от налога на добавленную стоимость, с учетом требований статьи 276-15 Налогового кодекса.

По договорам (контрактам) лизинга указанные в подпункте 2 пункта 3 статьи 276-20 Налогового кодекса документы представляются в срок, установленный в пункте 3 этой статьи, по сроку лизингового платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга, приходящегося на отчетный налоговый период;

3) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства – члена Таможенного союза на территорию Республики Казахстан. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством Республики Казахстан;

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза;

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Республики Казахстан с территории государства – члена Таможенного союза; в случае лизинга товаров (предметов лизинга) – договоры (контракты) лизинга; в случае предоставления займа в виде вещей – договоры займа; договоры (контракты) об изготовлении товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

6) информационное сообщение (в случаях, предусмотренных пунктами 2–5 статьи 276-18 Налогового кодекса), представленное налогоплательщику Республики Казахстан налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного союза либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства – члена Таможенного союза, о следующих сведениях о налогоплательщике третьего государства – члена Таможенного союза и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства – члена Таможенного союза, о приобретении импортированного товара:

– номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства – члена Таможенного союза;

– полное наименование налогоплательщика (организации (индивидуального предпринимателя) государства – члена Таможенного союза;

– место нахождения (жительства) налогоплательщика государства – члена Таможенного союза;

– номер и дата контракта (договора);

– номер и дата спецификации.

В случае если налогоплательщик государства – члена Таможенного союза, у которого приобретается товар, не является собственником реализуемого товара (является комиссионером, поверенным), то сведения, указанные в абзацах втором – шестом подпункта 6 пункта 3 статьи 276-20 Налогового кодекса, представляются также в отношении собственника реализуемого товара.

7) договоры (контракты) комиссии или поручения (в случаях их заключения);

8) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Республики Казахстан с территории другого государства – члена Таможенного союза, по договорам комиссии или поручения (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 276-18 Налогового кодекса, за исключением случаев, когда налог на добавленную стоимость уплачивается комиссионером, поверенным).

В случае розничной купли-продажи при отсутствии документов, указанных в подпунктах 3–5 пункта 3 статьи 276-20 Налогового кодекса, представляются документы, подтверждающие получение (либо приобретение) импортированных на территорию Республики Казахстан товаров (в том числе чеки контрольно-кассовой машины, товарные чеки, закупочные акты).

Документы, указанные в подпунктах 2–8 пункта 3 статьи 276-20 Налогового кодекса, могут быть представлены в копиях, заверенных подписями руководителя и главного бухгалтера (при его наличии) либо иных лиц, уполномоченных на то по решению налогоплательщика, а также печатью налогоплательщика, за исключением случаев, когда у налогоплательщика печать отсутствует по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.

При этом указанные копии документов могут быть представлены в виде книги (книг), прошнурованной (прошнурованных), пронумерованной (пронумерованных) с указанием на последнем листе общего количества листов и заверенной (заверенных) на последнем листе подписями руководителя и главного бухгалтера (при его наличии) либо иных лиц, уполномоченных на то по решению налогоплательщика, а также печатью налогоплательщика, за исключением случаев, когда у налогоплательщика печать отсутствует по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.

Если дата наступления срока оплаты части стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренная в договоре (контракте) лизинга, наступает после ввоза товаров (предмета лизинга) на территориюРеспублики Казахстан, налогоплательщик представляет в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом – месяцем принятия на учет импортированных товаров (предметов лизинга), одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам документы, предусмотренные подпунктами 1, 3–5 пункта 3 статьи 276-20 Налогового кодекса. При этом налогоплательщик в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам и заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не отражает налоговую базу по НДС.

Декларация по косвенным налогам по импортированным товарам считается непредставленной в налоговые органы в случаях, указанных в пункте 5 статьи 584 Налогового кодекса, а также в случае непредставления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов считается непредставленным в налоговые органы в случаях, указанных в пункте 5 статьи 584 Налогового кодекса, а также в случае непредставления декларации по косвенным налогам по импортированным товарам.

Итак, при получении импорта из стран – членов Таможенного союза налогоплательщику необходимо:

1) определить дату совершения оборота по импорту в соответствии со статьей 276-5 Налогового кодекса;

2) определить размер облагаемого импорта согласно статье 276-8 Налогового кодекса;

3) составить и представить в налоговые органы в установленные сроки налоговую отчетность по импорту товаров из стран – членов Таможенного союза в соответствии со статьей 276-20 Налогового кодекса.

4) представить декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам (форма 320.00) и заявление (заявления) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00) с сопроводительными документами, определенными пунктом 3 статьи 276-20 Налогового кодекса;

5) исчислить и уплатить в бюджет НДС по импорту.

Данные форм 320.00 и 328.00 подлежат отражению в декларации по НДС (форма 300.00) за соответствующий период.

3.Экспорт товаров в таможенном союзе

При экспорте товаров в государства - члены таможенного союза или выполнении работ по переработке давальческого сырья плательщик налога на добавленную стоимость обязан представить в налоговый орган одновременно с декларацией по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной статьей 270 настоящего Кодекса.

Согласно статье 276-10 при экспорте товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена Таможенного союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 276-11 Документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;

2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (на бумажном носителе с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов);

3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза.

В случае экспорта товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;

4) документы, подтверждающие поступление валютной выручки на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

5) подтверждение уполномоченного государственного органа в области охраны прав интеллектуальной собственности о праве на объект интеллектуальной собственности, а также его стоимости - в случае экспорта объекта интеллектуальной собственности.

А касательно порядка представления Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при экспорте товаров в таможенном союзе сообщаем что:

Следует учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 276-21 Налогового кодекса РК Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное налогоплательщиком РК от налогоплательщика государства-члена Таможенного союза, импортировавшего товары (в том числе продукты переработки давальческого сырья), представляется налогоплательщиком Республики Казахстан, осуществившим экспорт товаров в государства-члены Таможенного союза, или выполнившим работы по переработке давальческого сырья, в соответствии с пунктом 2 статьи 276-20 Налогового кодекса.

При этом налогоплательщик вправе представить Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов формы 328.00 в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты совершения оборота:

1) по реализации товаров при экспорте товаров;

2) по реализации работ, услуг в случае выполнения работ по переработке давальческого сырья.

В соответствии с п. 2 ст. 276-21 Налогового кодекса РК при непредставлении налогоплательщиком РК, осуществившим экспорт товаров в государства-члены Таможенного союза или выполнившим работы по переработке давальческого сырья, Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе в течение 180 календарных дней импортером, оборот по реализации товаров при экспорте товаров или по реализации работ, услуг в случае выполнения работ по переработке давальческого сырья подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 12%, и уплате по сроку не позднее 20 числа месяца следующего за месяцем на который приходится дата совершения оборота по реализации.

При этом, начисление сумм налога на добавленную стоимость по ставке 12%, вместо нулевой ставки, производится налоговым органом в порядке, установленном уполномоченным органом (на стадии регистрации). В соответствии с п. 3 ст. 276-21 Налогового кодекса РК в случае несвоевременной и неполной уплаты суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной в соответствии с пунктом 2 данной статьи, налоговый орган применяет способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания в порядке, определенном главами 85 и 86 Налогового кодекса РК.

В случае представления плательщиком налога на добавленную стоимость Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по истечении срока, установленного пунктом 1 указанной статьи, уплаченные суммы налога на добавленную стоимость подлежат зачету и возврату в соответствии со статьями 599 и 602 Налогового кодекса.

При этом уплаченные суммы пени, начисленные в соответствии с пунктом 3 данной статьи, возврату не подлежат.

Заключение

Членство Казахстана и Беларуси в Таможенном союзе преподнесло им неприятный сюрприз. Из-за того что курс рубля по отношению к тенге обвалился на 47%, местные производители больше не могут конкурировать с россиянами.

Так, в Казахстане отечественный производитель птицы не может продать свой товар, а на складах накопилось уже более 50 миллионов яиц — а все потому, что нынче ввозная цена на курятину сократилась с 760 до 380 тенге, что ниже себестоимости казахской птицы. Такая же ситуация — с казахской мукой, макаронами и кондитерскими изделиями, стройматериалами и автозапчастями.

Авторынок — как новых машин, так и б/у, — замер и в Казахстане, и в Беларуси, поскольку оказалось, что купить машину в России можно в два раза дешевле, если приехать туда с долларами. Ввозимые из России машины оказались в разы дешевле, чем авто, которые предлагались на местных рынках — в итоге местный авторынок обвалился, а РФ привезла в Беларусь в прошлом году 50 тысяч машин, что в три раза больше, чем в 2013 году.

Таким образом, к настоящему времени евразийская интеграция пока не оказала существенного влияния на взаимные инвестиции стран таможенной тройки. Инвестиционные потоки по-прежнему концентрируются на российско-казахстанском (преимущественно сырьевой сектор) и российско-белорусском направлениях, оставаясь на неприемлемо низком уровне между Казахстаном и Белоруссией. В то же время создание Евразийского союза в долгосрочной перспективе позволит, как минимум, сохранить наметившуюся положительную динамику взаимных капиталовложений.

В настоящее время механизм защиты прав интеллектуальной собственности реализуется посредством:

- национального таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства – члена Таможенного союза;

- Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза (после подписания Соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза);

- в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в указанные таможенные реестры.

Необходимо ускорить процесс признания национальных товарных знаков на территории Таможенного союза. Предлагаем разработать соглашение о взаимном разрешении использования тождественных товарных знаков между кондитерскими предприятиями России, Белоруссии и Казахстана в рамках Таможенного Союза.

«О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС» предполагает переложить часть обязанностей по администрированию экспорта товаров на самого экспортера. То есть казахстанский экспортер подтверждает перед казахстанскими налоговыми органами факт вывоза товаров за пределы РК, например в РФ, фактом уплаты покупателем-резидентом РФ косвенных налогов на территории РФ. Подтверждающим документом является заявление от импортера РФ о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары. Таким образом, подтверждение экспорта товара налогоплательщиком РК зависит от действий другого хозяйствующего субъекта – резидента РФ, на которого у налогоплательщика РК нет необходимых рычагов воздействия.

Считаем необходимым устранение такой зависимости при налогообложении экспорта товаров в страны – члены ТС. Необходимо ускорить отмену представления контрагентами стран – членов ТС в налоговые органы отчетности на бумажном носителе.

Отсутствие строго установленных сроков возврата деклараций таможенным органам при экспорте в третьи страны через таможенную границу ТС

Согласно Решению Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. № 330 декларации на товар, разрешенный на убытие, возвращаются таможенному органу другого государства – члена ТС, осуществившему выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Но при этом срок возврата декларации на товар четко не регламентирован.

Отсутствие строго регламентированных сроков затрудняет ведение налогового учета экспортных операций налогоплательщика-экспортера и может повлиять на несвоевременное отражение экспортных операций в налоговом учете, в том числе и в налоговой отчетности по НДС.

В соответствии с п. 12 решения КТС от 18 июня 2011 г. № 330 таможенным органом места убытия не позднее 10 дней с даты убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза экземпляр реестра вместе с таможенными декларациями направляется в соответствующий таможенный орган государства – члена Таможенного союза, уполномоченный на сбор, обработку и передачу реестров и таможенных деклараций. Учитывая, что обмен оригиналами экспортных деклараций происходит между государствами – членами Таможенного союза почтовой связью, возможно превышение сроков предоставления экземпляров экспортных деклараций, предусмотренных вышеуказанным решением. В целях своевременного подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза на встрече руководителей таможенных служб Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (г.Минск) утверждена Технология обмена информацией между таможенными органами государств – членов Таможенного союза о подтверждении фактического вывоза товаров через внешнюю границу Таможенного союза с использованием информационных систем контроля. В настоящее время Сторонами принимаются усилия по реализации вышеуказанной технологии и автоматизации данной системы, что значительно сократит сроки поступления информации, подтверждающей фактический вывоз товаров с территории Таможенного союза.

В случае ввоза импортируемых товаров датой совершения облагаемого импорта согласно действующему Налоговому кодексу РК (статья 276-6) является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных товаров, при этом на практике налоговые органы РК требуют отметки прохождения государственной границы. Пограничная служба РК оформляет талон о прохождении государственного контроля, единственный экземпляр которого остается в транспортной компании, т.е. не попадает ни покупателю, ни продавцу.

Считаем некорректным «привязываться» к дате пересечения границы, поскольку: внутри стран-членов ТС при отмене всех видов пограничных досмотров/контроля отсутствует документ, подтверждающий такую дату; возможны различные условия поставки.

Датой совершения облагаемого импорта целесообразно признавать дату оприходования товара на склад покупателя. У налоговых органов вызывает беспокойство, что у части налогоплательщиков отсутствуют собственные складские помещения и в этом случае они не будут показывать в учете приход на склад, но в данном случае, можно учитывать либо приход на арендованный склад, либо на железнодорожный тупик (отметка железной дороги), либо отметка транспортной компании о приходе груза в точку назначения, но в учет налогоплательщик все равно поставит.

Просмотров работы: 5625