КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ МОДЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ КАК АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ МОДЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ КАК АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Петрова О.С. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Институт экономики и управления, Кафедра методологии, истории и философии науки
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная статья подготовлена на основе результатов социологического исследования, проведенного в 13 декабря 2014 года в рамках подготовки магистров института радиоэлектроники и информационных технологий НГТУ им. Р.Е Алексеева к итоговой потоковой конференции на тему «Философско-методологические проблемы современной науки» по дисциплине «Философия и методология науки». Многолетняя практика преподавания данного курса выявила эффективность подобной образовательной формы, определив ее ключевым фактором в преподавании названной дисциплины [1].

Цель исследования – анализ эффективности коммуникативной стратегии личности в системе современного образования. В качестве метода опроса было выбрано логическое моделирование системы дерева целей. В качестве главной вершины дерева целей, т.е. некого ожидаемого результата прогнозного сценария, определено словосочетание «Успешная конференция». Модель этой главной цели представлена тремя уровнями внешних и внутренних операционных целей – как качественно, так и количественно, а также взаимосвязями между ними. В рамках взаимосвязей всех элементов модели выстраивается иерархия причинно-следственных отношений, где достижение каждой нижестоящей цели выступает в то же время в качестве средства достижения вышестоящей.

Другими словами, каждому респонденту предлагалось составить индивидуальное «Дерево целей» успешной конференции, определив внутренние (зависящие от него самого) и внешние (зависящие от других) факторы, являющиеся, по мнению респондента, залогом успешной научной студенческой конференции. Логика определения факторов направлялась от главных задач к вторичным, и далее – к детальным составляющим. В исследовании приняло участие 25 человек, что можно считать достаточной цифрой учитывая репрезентативность группы, а также качественно-количественный характер опроса.

Анализируя полученные результаты, будем следовать от общего к частному. Рассмотрим операционные цели первого уровня, обозначенные участниками опроса. Среди внутренних факторов первого уровня лидирует потребность в личном интересе к теме конференции – 16 %. Также к доминирующим параметрам следует отнести: индивидуальную готовность к участию (возможность и желание) – 8 %, четкость постановки цели доклада и умение донести ее до слушателей – 8 %, активность участия – 8 %, уверенное достойное выступление – 8 %, и хорошую работу в качестве участника или организатора – 8 %. В свою очередь среди первостепенных внутренних задач были названы: знание темы – 4 %, успешность подготовки – 4 %, большая продуктивная деятельность руководителя с каждым конкретным участником – 4 %, личная ответственность – 4 %, актуальность выбранного материала – 4 %, уверенность в успехе конференции – 4 %, уверенность в интересе доклада – 4 %, способность слушателей задуматься о проблеме доклада – 4 %, участие в конференции – 4 %, умение раскрыть тему доклада – 4 %, личная заинтересованность докладчика (не интерес, а именно заинтересованность) – 4 %, полное владение темой – 4 %. Суммируя полученные результаты, отметим, что все перечисленные тезисы можно классифицировать всего тремя категориями: намерение саморазвития – 56 %, намерение обратной связи – 28 %, и намерение событийности – 16 %.

Обратимся к внешним операционным целям первого уровня. Определяющими внешними факторами на пути к успешной конференции по мнению большинства опрошенных являются: место проведения (включая оснащенность аудитории оборудованием) – 16 % и популярность самой конференции (ее реклама и позиционирование) – 16 %. В тоже время значимой мерой названа общая тематика конференции – 12 %. Далее по градации: организация конференции – 8 % и долженствование внимательного слушания аудитории – 8 %. Кроме вышеназванных обозначены: компетентность (наличие необходимого образования) – 4 %, тишина в зале – 4 %, баланс неформальной и официальной обстановки – 4 %, выступление каждого из участников – 4 %, правильная структура конференции – 4 %, уверенность в успехе других участников – 4 %, интерес у публики – 4 %, заинтересованность участников в успехе конференции – 4 %, заинтересованность аудитории – 4 %, понимание темы выступления – 4 %. Таким образом, на первом уровне внешних целей системы респонденты отдают 56 % параметрам событийности, 24 % – обратной связи, и 20 % – саморазвитию.

Другими словами, рассмотрев операционные цели первого уровня, обозначенные участниками опроса, можно сделать вывод, что на пути к успешной конференции главным образом каждому участнику необходимо в полной мере реализовать задачи связанные с саморазвитием, а организатору – требовательно отнестись к событийным параметрам.

Далее следует разделить операционные цели первого уровня на подцели. К наиболее очевидным внутренним вторичным задачам относятся: желание подготовки выступающего – 20 %, и актуальность (интерес) темы – 20 %. Затем числятся вовлеченность других участников в проведение конференции – 12 %, задача ознакомиться с темой заранее – 8 %, внятная речь – 8 %, хорошая подача доклада – 8 %, достойное владение темой доклада – 8 % и понятное изложение материала – 8 %. В завершении ряда задач стоят: рассмотрение нескольких точек зрения – 4 %, способность «открыть глаза» – 4 %, умение привлечь внимание слушателей – 4 %, умение заинтересовать руководителя – 4 %, знания – 4 %, содержательность выступления – 4 %, неперегруженная текстовая составляющая – 4 %, умение провести аналогии в выступлении и сделать выступление понятным большинству людей – 4 %, достойные примеры – 4 %, возбудить интерес к проблеме – 4 %, свободное время – 4 %, проработанность доклада – 4 %, навык слушать и задавать вопросы – 4 %, интересная тема – 4 %, обсуждение – 4 %, понимание тем других участников – 4 %, лаконичность выступления – 4 %, краткая и понятная визуальная информация (слайды) – 4 %, возможность участия в группе – 4 %, умение подготовить наглядный материал, тщательная проработка материала – 4 %. Тем самым в 48 % из 100 % внутренние задачи первого уровня в саморазвитии реализуются посредством саморазвития, в 41 % – за счет потребности в обратной связи, и в 11 % – посредством событийности.

Обратимся к внешним вторичным задачам. Среди них респонденты главным образом выделяют уровень организации – 36 %. Важным, по их мнению, является и обстановка, место проведения конференции – 20 %. Стоит отметить потребность в наличии мультимедийного и другого необходимого оборудования – 16 %. Затем: актуальность тем докладов – 8 %, понимание – 4 %, обеспечение надежной работы техники – 4 %, баланс продолжительности конференции – 4 %, презентация – 4 %, умение донести основную идею до слушателей – 4 %, организационные способности руководителя – 4 %, заинтересованность руководителя – 4 %, подготовка слушателями вопросов– 4 %, конструктивная критика и вовлечение слушателей в процесс – 4 %, удобное время проведения – 4 %, определение интересной темы конференции – 4 %, формулировка собственной точки зрения на проблему – 4 %, активность – 4 %, заинтересованность публики – 4 %, интересные темы – 4 %, экономия времени – 4 %, качество представленного материала – 4 %, способность материала заинтересовать слушателя – 4 %, долженствование усвоения материала слушателями – 4 %, внимание к деталям и общей теме – 4 %, грамотность составления докладов – 4 %, красочное шоу – 4 %, удобный график конференции – 4 %, нескучный способ изложения мыслей – 4 % и участие в дискуссии – 4 %. Вследствие анализа полученных результатов обнаруживается, что внешние задачи первого уровня по качественной реализации событийности достигаются организационными задачами в 55 %, наличием обратной связи – в 28 %. Фактору самообразования отведено 17 %.

Обобщим приведенные выводы: внутренние задачи первого уровня в саморазвитии реализуются преимущественно потребностью в саморазвитии, тогда как внешние задачи по качественной реализации событийного компонента конференции достигаются организационными задачами.

Цели второго уровня в свою очередь представлены следующими детальными составляющими. Доминантами среди внутренних задач являются: четкая структурированность доклада – 16 %, ораторские способности – 16 %, а также поиск решений и ответов – 12 %, Менее распространены такие факторы как: влюбленность в тему – 8 %, интерес к конференции – 8 %, понимание проблемы – 8 %, вывод в конце выступления с обозначением решения проблемы – 8 %, активность аудитории и взаимодействие участников – 8 %, умение донести свою мысль доступным образом – 8 %, наличие наглядного материала – 8 %. В завершении шкалы упоминаний: приведение разъясняющих примеров – 4 %, наличие новых мыслей и примеров – 4 %, уверенность рассказа – 4 %, выделение главных мыслей – 4 %, вариативность рассуждений ученых по выбранной теме – 4 %, правильная организация мероприятия – 4 %, гранты и стипендии за научную деятельность (материальное поощрение) – 4 %, инициатива докладчика в выборе темы – 4 %, уровень конференции – 4 %, репетиция доклада – 4 %, необходимость при раскрытии темы обнаруживания новых неожиданных проблем – 4 %, внешний вид выступающего – 4 %, доказательство своей правоты с пеной у рта – 4 %, отличная оценка на экзамене – 4 %, доступность материала по выбранной теме – 4 %, лаконичность доклада – 4 %, рассмотрение проблемы с разных сторон – 4 %, сохранение главной мысли – 4 %, выступление с минимальным чтением с листа – 4 %, умение распланировать время – 4 %, значимость конференции – 4 %, спокойная обстановка – 4 %, изменение мнения – 4 %, правильный объем доклада – 4 %, эрудированность – 4 %, отражение основных идей в презентации – 4 %, соответствие слайдов докладу – 4 %, доскональное изучение темы – 4 %, командная работа – 4 %, активное рефлексивное слушание – 4 %, возможность дискуссии – 4 %, уместность и лаконичность ответов – 4 %, интерес темы – 4 %, профессиональная компетентность – 4 %, соответствие доклада теме – 4 %, выделение основных мыслей в слайдах – 4 %, готовность к любым вопросам по теме – 4 %, распределение ролей – 4 %, выбор нестандартной формы доклада (стихи, рассказ, театральная постановка) – 4 %. Из этого следует, что внутренние задачи второго уровня в реализации потребности саморазвития обусловлены в 40 % факторами саморазвития, в 32 % – параметрами событийности, в 28 % – стремлением к обратной связи.

Оценим характер внешних задач третьего уровня дерева целей успешной конференции. Согласно наиболее распространенному ответу респондентов, первостепенно значимой переменной является материальное обеспечение оборудованием и наглядность материала – 40 %. Следующим фактором по частоте упоминаний значится дискуссия – 16 %, далее: соблюдение лимита времени – 12 %, доступность материала – 12 %, интерес – 8 %, реализация презентации – 8%, удобное расположение аудитории – 8%, перерывы – 8 %, хорошая видимость и слышимость – 8 %, усвоение материала – 8 %. Затем выделены: стоимость аренды оборудования – 4 %, продолжительность конференции – 4 %, выделение времени на дискуссию – 4 %, уважение друг к другу – 4 %, уместные замечания для дальнейшего развития доклада – 4 %, тишина в аудитории – 4 %, непредвзятость к участникам конференции – 4 %, построение программы конференции таким образом, чтобы последующие докладчики могли ссылаться на предыдущих – 4 %, выступление и не в начале и не в конце – 4 %, предварительное информирование участников о вопросах которые будут рассмотрены – 4 %, позитивное настроение в зале – 4 %, способность к мотивации участников – 4 %, выделение общих идей для группировки по секциям – 4 %, конференция не должна быть затянутой – 4 %, удобное время – 4 %, широкая тема – 4 %, личная точка зрения на проблему – 4 %, ответственность людей – 4 %, желание людей – 4 %, краткое содержание с описанием конференции – 4 %, современность проблем и путей решения – 4 %, отсутствие глупых и провокационных вопросов – 4 %, количество нового уникального (не известного ранее) материала – 4 %, понимание присутствующими личной темы – 4 %, постановка целей на будущее – 4 %, дальнейшее изучение смежных тем для постановки общей картины – 4 %, опытность организатора конференции – 4 %, удобное расположение аудитории – 4 %, фильтрация тематик выступлений – 4 %, исключение посторонних дел во время конференции – 4 %, актуальность темы – 4 %, внимательное слушание выступающего – 4 %. Тем самым внешние задачи второго уровня по реализации событийного компонента обусловлены 55 % факторами событийности, 25 % – саморазвития, и 20% – обратной связи.

Подытожив эти важные факты, получим, что внутренние задачи второго уровня в саморазвитии реализуются также потребностью в саморазвитии, а внешние задачи по качественной реализации событийного компонента конференции достигаются организационными задачами.

Согласно системным особенностям построения модели дерева целей, между его ветвями существуют отношения взаимного влияния. Тем самым прослеживается необходимость перекрестного анализа полученных результатов. Интересно, что среднее арифметическое значимости переменной «событийность» для достижения главной цели «успешная конференция» составляет 38 %, тогда как переменной «саморазвитие» – 34 %, «обратная связь» – всего 28 %. Это означает, что участники учебной конференции в первую очередь видят в ней событие и большую часть полномочий по влиянию на ее успех возлагают на организатора, то есть преподавателя.

Напомним, что исследование было проведено на классическом срезе раскола технического и гуманитарного знания – т.е. специалисты точных наук отражали свое отношение к конференции по философии. В этом ракурсе полученные результаты позволяют говорить о таких значимых сегодня проблемах как недостаточное профилирование преподавания общественных наук, дефицит межкафедрального сотрудничества, и как следствие – низкий уровень инновационного мышления молодых специалистов. Коммуникация личности в системе современного образования не может быть эффективной без страстной внутренней инициативы учащегося к саморазвитию. Именно с уровнем развития самостоятельности мышления связана возможность проектировать и прогнозировать будущее, способность конструировать и моделировать процессы, формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ «Я», ориентироваться в окружающем мире. Такой подход способствует не только раскрытию и самореализации личности, но и открывает новые научные горизонты, что является одним из ведущих принципов конструктивистской парадигмы, согласно которой ученый не только изучает реальность, но и создает, конструирует ее [2]. Инициативным студентам, аспирантам и преподавателям принадлежит основная сила, направленная на создание сети подлинного научного сообщества, способного быть независимым от любого системного кризиса [3].

При этом не стоит забывать и о роли получения обратной связи для эффективной коммуникации. Согласно проведенным ранее исследованиям, успешной конференция является только в том случае, когда ее коммуникация основана на взаимодействии «вовлеченных», тогда как участие «посторонних» провоцирует коммуникативные шумы [1].

Следовательно, главная задача преподавателя – спровоцировать переход от социо-технического к фундаментальному отношению в образовании, посредством организации активной образовательной среды.

Используемая литература:

  1. Михайлова Т.Л. Коммуникативная составляющая конференции магистров как специального события в системе современного образования /Т.Л. Михайлова // Современные наукоемкие технологии. – Академия естествознания – 2013. – №6. – С.121 – 126.

  2. Михайлова Т.Л., Петрова, О.С. Incrustatio: консервативные технологии в модернизации системы современного образования // Фундаментальные исследования. – Академия естествознания, 2013. – Ч. 2, № 10. – С. 455-459.

  3. Петрова, О.С. Образовательная коммуникация живых систем: от обладания к бытию /О.С. Петрова// Сборник статей Международной научно-практической конференции «Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе». – РИЦ БашГУ, 2013. – Часть 2. – С. 37-42.

Просмотров работы: 629